Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.08.2012 N 44Г-89

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. N 44г-89


Президиум Приморского краевого суда
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по заявлению К. об оспаривании отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении земельного участка по кассационной (надзорной) жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 23 декабря 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 марта 2012 года
на основании определения судьи Приморского краевого суда от 20 июля 2012 года о передаче кассационной (надзорной) жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения представителя администрации Артемовского городского округа М. (по доверенности N 08 от 10.01.2012), представителя К. - Х. (по доверенности N 25 АА 0674074), президиум
установил:

К. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении земельного участка, указывая, что является инвалидом второй группы. В сентябре 2011 года подал заявление о предоставлении на праве аренды земельного участка по ул. <...> для строительства индивидуального жилого дома. Письмом администрации от 18 октября 2011 года в предоставлении земельного участка отказано в связи с тем, что участок не включен в план мероприятий по формированию земель для жилищного строительства на 2011 год по городу Артему. С отказом администрации не согласен, поскольку формирование земельного участка может производиться по инициативе органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан. Заявитель не возражает сформировать земельный участок за свой счет. Обжалуемый отказ нарушает его право как инвалида, предусмотренное ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Просит признать отказ незаконным и обязать администрацию предоставить земельный участок в первоочередном порядке для строительства жилого дома.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 23 декабря 2011 года заявление К. удовлетворено. Признан незаконным отказ администрации Артемовского городского округа в предоставлении земельного участка с возложением обязанности предоставить К. земельный участок установленной площади, расположенный в районе <...>, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 марта 2012 года, вынесенным по правилам производства в суде кассационной инстанции в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, решение суда оставлено без изменения.
В кассационной (надзорной) жалобе администрация Артемовского городского округа просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как принятые с существенным нарушением норм материального права.
Определением судьи Приморского краевого суда от 20 июля 2012 года жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По данному делу судами допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.
Отказывая заявителю в предоставлении земельного участка, администрация Артемовского городского округа ссылалась на отсутствие сформированного под строительство земельного участка по указанному адресу, а также на положения земельного законодательства, в соответствии с которыми продажа земельных участков (права аренды) для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с частью 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2-1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38-1 настоящего Кодекса.
Из анализа указанных правовых норм судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в рамках проведения аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги проводиться не должны.
Вместе с тем, возлагая на администрацию Артемовского городского округа обязанность предоставить К. земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства, суды существенно нарушили нормы материального права.
Из содержания статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающей порядок обеспечения инвалидов жилой площадью, следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законом в целях реализации жилищных прав инвалидов.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Порядка).
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, такое право подлежит реализации по месту жительства инвалида.
Поскольку обращение заявителя К. в суд обусловлено требованием о предоставлении льготы (преимущества), обязанность доказать наличие у заявителя право на льготу возлагается на самого заявителя.
Из этого следует, что заявление инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства могло быть удовлетворено лишь по месту его жительства и при доказанности его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что инвалид К., проживающий в городе Владивостоке, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Артемовском городском округе. В деле не имеется документов о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке либо наличии оснований для такого признания, также как отсутствуют доказательства постановки на учет для улучшения жилищных условий в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Таким образом, возможность применения к возникшим правоотношениям положений части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в данном случае отсутствует, в связи с чем судебные постановления подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:

Решение Артемовского городского суда Приморского края от 23 декабря 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 марта 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение: К. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении земельного участка, расположенного в районе ул. <...>, в аренду под индивидуальное жилищное строительство - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)