Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-152

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2011 г. по делу N 33-152


Судья Исупова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Погудиной Т.С.
И судей Носковой Г.Н., Шерстенниковой Е.Н.
С участием прокурора Новиковой И.В.
При секретаре Б.
По докладу судьи Погудиной Т.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 18 января 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Администрации Нагорского района Кировской области и кассационному представлению прокурора Нагорского района Кировской области на решение Нагорского районного суда Кировской области от 13 декабря 2010 года,

установила:

Прокурор Нагорского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию "Кобринское сельское поселение Нагорского района Кировской области" и к Муниципальному образованию Нагорский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности в срок до 01.07.2011 года ликвидировать 5 несанкционированных свалок отходов производства и потребления, с дальнейшей рекультивацией земельных участков. Также обязать МО "Кобринское сельское поселение Нагорского района Кировской области в срок до 01.07.2011 года организовать сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах Кобринского сельского поселения Нагорского района Кировской области. Обязать МО Нагорский муниципальный район Кировской области в срок до 01.07.2011 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Кобринского сельского поселения Нагорского района. В обоснование иска указано, что прокуратурой Нагорского района 17.09.2010 года в ходе проверки выявлены на территории Кобринского сельского поселения и прилегающих к населенным пунктам поселения территориях несанкционированные свалки промышленных и бытовых отходов: 1) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 в 500 м от знака населенного пункта "Кобра" по автодороге Кобра - Синегорье на площади 260 x 140 м, высотой до 4 м, территория обозначена предупредительным аншлагом о запрете выброса мусора. 2) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 в 600 м п. Кобра по автодороге Кобра - Орлецы, на обочине справа по ходу движения в сторону п. Орлецы свалка представлена отходами торговли (картонные коробки, ценники, пластиковые и стеклянные бутылки, упаковочный материал), твердыми бытовыми отходами. Земельный участок под размещение вышеуказанного полигона ТБО не отводился, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились; 3) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 на 8-м км. От п. Кобра по автодороге Кобра - Орлецы, на обочине справа по ходу движения в сторону п. Орлецы. Земельный участок под размещение вышеуказанного полигона ТБО не отводился, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились; 4) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 в 100 м от п. Орлецы с левой стороны по ходу движения по лесной дороге, ведущей в сторону р. Черная и урочище бывшая д. Орлецы в 100 м представлена твердыми бытовыми отходами. Земельный участок под размещение вышеуказанного полигона ТБО не отводился, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились; 5) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340601 в 1500 м от п. Орлецы по лесной дороге, ведущей в сторону р. Черная и урочище бывшая д. Орлецы на месте бывшего карьера, две свалки опила, горбыля, твердыми бытовыми отходами площадью 280 x 150 м и 200 x 50 м соответственно. Земельный участок под размещение вышеуказанного полигона ТБО не отводился, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились. Данные факты свидетельствуют о том, что МО Кобринское сельское поселение Нагорского района Кировской области не исполняет надлежащим образом свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения, действенные меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения не принимаются. Муниципальным образованием Нагорский район Кировской области вопросы по утилизации промышленных и бытовых отходов в границах Кобринского сельского поселения на протяжении длительного времени не решаются. В бюджет муниципальных образований денежные средства на разрешение вышеуказанных вопросов не закладываются. Не запрашиваются денежные средства для реализации программы в сфере сбора, вывоза, утилизации промышленных и бытовых отходов у субъекта Российской Федерации. Указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель прокуратуры Нагорского района просил суд обязать МО "Кобринское сельское поселение Нагорского района Кировской области" и МО Нагорский муниципальный район Кировской области в срок до 01 июля 2011 года ликвидировать 5 несанкционированных свалок отходов производства и потребления, в дальнейшем с рекультивацией земельного участка; обязать МО "Кобринское сельское поселение Нагорского района Кировской области" в срок до 01.07.2011 года организовать сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах Кобринского сельского поселения, а именно: 1) разработать генеральную схему очистки населенных пунктов поселения; 2) выделить на территории домовладений специальные открытые, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта; 3) организовать вывоз твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом, жидких отходов из неканализованных домовладений ассенизационным вакуумным транспортом; 4) обеспечить своевременный вывоз отходов из населенных пунктов, определить и согласовать с ТОУ Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе периодичность сбора, вывоза твердых бытовых отходов от населения в населенных пунктах Кобринского сельского поселения; 5) обеспечить применение в домовладениях стандартных металлических контейнеров либо деревянных или металлических сборников; 6) обеспечить наличие урн на всех площадях и улицах, в садах, парках, остановках городского транспорта; 7) обеспечить вывоз жидких и твердых бытовых отходов и мусора от населения, проживающего на территории поселения, на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке; обязать МО Нагорский муниципальный район Кировской области в срок до 01 июля 2011 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Кобринского сельского поселения Нагорского района Кировской области.
Определением Нагорского районного суда Кировской области от 25 ноября 2010 года по делу в качестве соответчиков привлечены - администрация Кобринского сельского поселения Нагорского района Кировской области и администрация Нагорского района Кировской области.
Решением Нагорского районного суда Кировской области от 13 декабря 2010 года на администрацию Кобринского сельского поселения Нагорского района Кировской области" возложена обязанность в срок до 01 июля 2011 года ликвидировать 5 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, расположенных:
1) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 в 500 м от знака населенного пункта "Кобра" по автодороге Кобра - Синегорье, то есть на въезде в п. Кобра справа по ходу движения из с. Синегорье, путем очистки территории, в дальнейшем с рекультивацией земельного участка;
2) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 в 600 м п. Кобра по автодороге Кобра - Орлецы, на обочине справа по ходу движения в сторону п. Орлецы, путем очистки территории, в дальнейшем с рекультивацией земельного участка;
3) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 на 8-м км. От п. Кобра по автодороге Кобра - Орлецы, на обочине справа по ходу движения в сторону п. Орлецы, путем очистки территории, в дальнейшем с рекультивацией земельного участка;
4) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340401 в 100 м от п. Орлецы с левой стороны по ходу движения по лесной дороге, ведущей в сторону р. Черная и урочище бывшая д. Орлецы в 100 м, путем очистки территории, в дальнейшем с рекультивацией земельного участка;
5) на межселенной территории кадастрового квартала 43:19:340601 в 1500 м от п. Орлецы по лесной дороге, ведущей в сторону р. Черная и урочище бывшая д. Орлецы на месте бывшего карьера, площадью 280 x 150 м соответственно, путем очистки территории, в дальнейшем с рекультивацией земельного участка, а администрацию Нагорского района Кировской области обязать организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов пяти несанкционированных свалок.
- Обязал администрацию Кобринского сельского поселения Нагорского района Кировской области в срок до 01 июля 2011 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах Кобринского сельского поселения Нагорского района, а именно: 1) разработать генеральную схему очистки населенных пунктов поселения;
2) выделить на территории домовладений специальные открытые, с водонепроницаемым покрытием площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта;
3) организовать вывоз твердых бытовых отходов мусоровозным транспортом, жидких отходов из неканализованных домовладений ассенизационным вакуумным транспортом;
4) обеспечить своевременный вывоз отходов из населенных пунктов, определить и согласовать с ТОУ Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе периодичность сбора, вывоза твердых бытовых отходов от населения в населенных пунктах Кобринского сельского поселения;
5) обеспечить применение в домовладениях стандартных металлических контейнеров либо деревянных или металлических сборников;
6) обеспечить наличие урн на всех улицах, остановках городского транспорта;
7) обеспечить вывоз жидких и твердых бытовых отходов и мусора от населения, проживающего на территории поселения, на специально отведенные участки или специальные сооружения по обезвреживанию и переработке.
Обязал администрацию Нагорского района Кировской области в срок до 01.07.2011 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Кобринского сельского поселения Нагорского района Кировской области.
Администрация Нагорского районного суда Кировской области не согласна с решением суда и в кассационной жалобе просит решение суда в части возложения на Администрацию обязанностей по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Кобринского сельского поселения.
В кассационном представлении прокурор Нагорского района просит решение суда отменить, вынести новое решение с возложением обязанностей по устранению выявленных нарушений на надлежащих ответчиков: Муниципальное образование "Кобринское сельское поселение Нагорского района Кировской области" и Муниципальное образование "Нагорский муниципальный район Кировской области".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения прокурора Новиковой И.В., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в т.ч. организация утилизации и переработки бытовых промышленных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 9 и 13 ч. 1 ст. 8 и пунктами 11 и 15 ч. 5 ст. 32 Устава муниципального образования Нагорский муниципальный район Кировской области предусмотрено, что к вопросам местного значения района и к компетенции администрации района относится в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Поскольку полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесены к администрации Нагорского района Кировской области суд правильно определил, что надлежащим ответчиком является администрация Нагорского района Кировской области, которая обладает правами юридического лица, является органом местного самоуправления.
В части ликвидации 5 несанкционированных свалок надлежащим ответчиком по данному делу суд правильно определил администрацию Кобринского сельского поселения, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции органов местного самоуправления поселений, и к полномочиям Муниципального образования района не относятся.
Факты нарушения законодательства об отходах производства и потребления нашли свое отражение в материалах дела. В нарушение требований указанного федерального законодательства администрация Кобринского сельского поселения Нагорского района не принимает исчерпывающих мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а администрация Нагорского района Кировской области уклоняется от организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Кобринского сельского поселения. Указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решение суда основано на законе и материалах дела, оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационных жалобы и представления направлены на переоценку выводов суда и не свидетельствуют о его незаконности.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нагорского районного суда Кировской области от 13 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационной представление прокурора Нагорского района Кировской области и кассационную жалобу Администрации Нагорского района Кировской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)