Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Неволина С.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 20 января 2011 г. дело по жалобе и представлению прокурора на решение Верхнекамского районного суда от 30 ноября 2010 года, которым постановлено о частичном удовлетворении иска прокурора о признании незаконным бездействия администрации Кирсинского городского поселения, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований пожарной безопасности и возложении обязанности исполнить указанные требования.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., заключение прокурора Новиковой И.В. возражавшей против удовлетворения жалобы и полагавшей принять отзыв представления, судебная коллегия
Прокурор Верхнекамского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кирсинского городского поселения, о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности исполнить указанные требования.
В обоснование иска указано на то, что администрацией Кирсинского городского поселения при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения не выполняются обязательные требования пожарной безопасности. В нарушение требований ст. 19 Закона и ч. 9 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах в сельских населенных пунктах д. Кочкино, п. Барановка, Пещера, Черниговский и г. Кирс. Не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах Барановка, Пещера. Не осуществляются мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения: ПВ-2 ул. Комсомольская г. Кирса - обрушено перекрытие, ПП-12 ул. Лесоводов г. Кирса - частично обрушен, ПГ-37 - погнут шток, в п. Пещера на водоемах отсутствуют пожарные пирсы, в п. Барановка в пожарном водоеме отсутствует вода и подъезда для пожарных автомобилей. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), чем нарушены ст. 19 Закона, ч. 2 ст. 63 ФЗ-123, п. 23, 90, 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, то есть не оснащаются территории общего пользования сельских населенных пунктов п. Пещера, д. Кочкино, п. Черниговский, п. Барановка первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), чем нарушены ст. 19 ФЗ-69, ч. 2 ст. 63 ФЗ-123 п. 112 ППБ 01-03. В нарушение ст. 19 Закона, ч. 1, 2 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 8.1 СНиП 21-01-97*, п. 31 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 не осуществляются мероприятия по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Не реализуются полномочия по вопросам материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Так, в г. Кирсе имеются многоквартирные дома свыше 3-х этажей, поликлиника ЦРБ - 4 этажа. При этом на территории поселения отсутствует техника для обеспечения спасательных работ в зданиях выше 3 этажей (автолестница или коленчатый подъемник). Сельские населенные пункты п. Барановка, п. Черниговка, п. Пещера, д. Кочкино для целей пожаротушения не обеспечены пожарными мотопомпами. На территории поселения имеются дома в микрорайоне Заречном, д. Кочкино, п. Барановка и др., расположенные в непосредственной близости от лесного массива. Указанные нарушения норм и требования пожарной безопасности влекут реальную возможность возникновения и быстрого распространения пожара, уничтожения материальных ценностей и угрозу жизни людей Кирсинского городского поселения. Таким образом, ответчиком до настоящего времени не приняты меры по предотвращению переброса огня от лесного пожара к жилым домам на территории поселения. Бездействием ответчика в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения Кирсинского городского поселения, а также имущество населения, имеющихся социальных объектов.
Решением суда от 30 ноября 2010 года постановлено о возложении на администрацию Кирсинского городского поселения обязанности разработать и выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения в населенных пунктах г. Кирс, п. Барановка, д. Кочкино; обеспечения п. Черниговский, д. Кочкино первичными средствами для целей пожаротушения - пожарными мотопомпами; установлении соответствующих указателей у водоемов (водоисточников) г. Кирс по ул. Комсомольская, ПВ-2, по ул. Заводская, 4, ПВ-1, по ул. Лермонтова, 2 ПП-8, по ул. Гоголя, 30 ПВ-4, по ул. Гоголя, 27 ПВ-4, по ул. Милицейская, 23, ПВ-7, по ул. Кирова, 5 ПВ-8, 1111-10, по ул. Пролетарская, ПП-5, по ул. Дзержинского, 1111-6, по ул. Герцена, 1111-7, по ул. Лесоводов, 1111-12, по ул. Мелиораторов, ПВ-11, ПВ-10, а также по направлению движения к ним; создании условий для забора в любое время года воды в п. Барановка у пожарного водоема по ул. Советской, в п. Пещера по ул. Лесная, пожарного пирса N 12 по ул. Лесоводов в г. Кирс, пожарного водоема N 2 по ул. Комсомольская, 2 г. Кирс; создании условий для организации добровольной пожарной охраны г. Кирс путем предоставления помещения для личного состава добровольной пожарной охраны, выделение средств на закупку пожарного инвентаря.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда и указано на ошибочность его выводов. Кассатор полагает нецелесообразным создание добровольной пожарной охраны с предоставлением помещения для личного состава, достаточным скашивание сухой растительности в указанных населенных пунктах. Кроме того, указано на то, что мотопомпы не относятся к первичным средствам пожаротушения.
В представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований по возложении обязанности на ответчика по приобретению техники для обеспечения спасательных работ в зданиях выше 3 этажей и удовлетворении этого требования. Кассатор указывает на ошибочность выводов суда в этой части и несоответствие их требованиям закона.
В суд 2 инстанции представлено заявление прокурора об отзыве представления.
Проверив материалы дела, учитывая требование ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру судебного постановления.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в т.ч. создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Пунктом 1 Приложения к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 313 предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 11 Приложения предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В силу п. 31 Приложения сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В порядке п. 112 Приложения для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Исходя из содержания и смысла указанных норм, подлежащих применению по данному делу, следует согласиться с выводами суда об обязательности выполнения ответчиком указанных требований пожарной безопасности. Поэтому доводы жалобы об ошибочности этих выводов нельзя признать обоснованными.
В соответствии со ст. 345 ГПК РФ прокурор, принесший кассационное представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания. О принятии отзыва кассационного представления суд кассационной инстанции выносит определение.
Принимая во внимание указанные требования закона, судебная коллегия находит возможным принять отзыв представления.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения представления не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Верхнекамского районного суда от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Принять отзыв представления прокурора.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-146
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2011 г. по делу N 33-146
Судья Неволина С.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 20 января 2011 г. дело по жалобе и представлению прокурора на решение Верхнекамского районного суда от 30 ноября 2010 года, которым постановлено о частичном удовлетворении иска прокурора о признании незаконным бездействия администрации Кирсинского городского поселения, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований пожарной безопасности и возложении обязанности исполнить указанные требования.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., заключение прокурора Новиковой И.В. возражавшей против удовлетворения жалобы и полагавшей принять отзыв представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Верхнекамского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кирсинского городского поселения, о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности исполнить указанные требования.
В обоснование иска указано на то, что администрацией Кирсинского городского поселения при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения не выполняются обязательные требования пожарной безопасности. В нарушение требований ст. 19 Закона и ч. 9 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах в сельских населенных пунктах д. Кочкино, п. Барановка, Пещера, Черниговский и г. Кирс. Не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах Барановка, Пещера. Не осуществляются мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения: ПВ-2 ул. Комсомольская г. Кирса - обрушено перекрытие, ПП-12 ул. Лесоводов г. Кирса - частично обрушен, ПГ-37 - погнут шток, в п. Пещера на водоемах отсутствуют пожарные пирсы, в п. Барановка в пожарном водоеме отсутствует вода и подъезда для пожарных автомобилей. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), чем нарушены ст. 19 Закона, ч. 2 ст. 63 ФЗ-123, п. 23, 90, 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, то есть не оснащаются территории общего пользования сельских населенных пунктов п. Пещера, д. Кочкино, п. Черниговский, п. Барановка первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), чем нарушены ст. 19 ФЗ-69, ч. 2 ст. 63 ФЗ-123 п. 112 ППБ 01-03. В нарушение ст. 19 Закона, ч. 1, 2 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 8.1 СНиП 21-01-97*, п. 31 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 не осуществляются мероприятия по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Не реализуются полномочия по вопросам материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Так, в г. Кирсе имеются многоквартирные дома свыше 3-х этажей, поликлиника ЦРБ - 4 этажа. При этом на территории поселения отсутствует техника для обеспечения спасательных работ в зданиях выше 3 этажей (автолестница или коленчатый подъемник). Сельские населенные пункты п. Барановка, п. Черниговка, п. Пещера, д. Кочкино для целей пожаротушения не обеспечены пожарными мотопомпами. На территории поселения имеются дома в микрорайоне Заречном, д. Кочкино, п. Барановка и др., расположенные в непосредственной близости от лесного массива. Указанные нарушения норм и требования пожарной безопасности влекут реальную возможность возникновения и быстрого распространения пожара, уничтожения материальных ценностей и угрозу жизни людей Кирсинского городского поселения. Таким образом, ответчиком до настоящего времени не приняты меры по предотвращению переброса огня от лесного пожара к жилым домам на территории поселения. Бездействием ответчика в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения Кирсинского городского поселения, а также имущество населения, имеющихся социальных объектов.
Решением суда от 30 ноября 2010 года постановлено о возложении на администрацию Кирсинского городского поселения обязанности разработать и выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения в населенных пунктах г. Кирс, п. Барановка, д. Кочкино; обеспечения п. Черниговский, д. Кочкино первичными средствами для целей пожаротушения - пожарными мотопомпами; установлении соответствующих указателей у водоемов (водоисточников) г. Кирс по ул. Комсомольская, ПВ-2, по ул. Заводская, 4, ПВ-1, по ул. Лермонтова, 2 ПП-8, по ул. Гоголя, 30 ПВ-4, по ул. Гоголя, 27 ПВ-4, по ул. Милицейская, 23, ПВ-7, по ул. Кирова, 5 ПВ-8, 1111-10, по ул. Пролетарская, ПП-5, по ул. Дзержинского, 1111-6, по ул. Герцена, 1111-7, по ул. Лесоводов, 1111-12, по ул. Мелиораторов, ПВ-11, ПВ-10, а также по направлению движения к ним; создании условий для забора в любое время года воды в п. Барановка у пожарного водоема по ул. Советской, в п. Пещера по ул. Лесная, пожарного пирса N 12 по ул. Лесоводов в г. Кирс, пожарного водоема N 2 по ул. Комсомольская, 2 г. Кирс; создании условий для организации добровольной пожарной охраны г. Кирс путем предоставления помещения для личного состава добровольной пожарной охраны, выделение средств на закупку пожарного инвентаря.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда и указано на ошибочность его выводов. Кассатор полагает нецелесообразным создание добровольной пожарной охраны с предоставлением помещения для личного состава, достаточным скашивание сухой растительности в указанных населенных пунктах. Кроме того, указано на то, что мотопомпы не относятся к первичным средствам пожаротушения.
В представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований по возложении обязанности на ответчика по приобретению техники для обеспечения спасательных работ в зданиях выше 3 этажей и удовлетворении этого требования. Кассатор указывает на ошибочность выводов суда в этой части и несоответствие их требованиям закона.
В суд 2 инстанции представлено заявление прокурора об отзыве представления.
Проверив материалы дела, учитывая требование ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований к пересмотру судебного постановления.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в т.ч. создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Пунктом 1 Приложения к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 313 предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 11 Приложения предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В силу п. 31 Приложения сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В порядке п. 112 Приложения для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Исходя из содержания и смысла указанных норм, подлежащих применению по данному делу, следует согласиться с выводами суда об обязательности выполнения ответчиком указанных требований пожарной безопасности. Поэтому доводы жалобы об ошибочности этих выводов нельзя признать обоснованными.
В соответствии со ст. 345 ГПК РФ прокурор, принесший кассационное представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания. О принятии отзыва кассационного представления суд кассационной инстанции выносит определение.
Принимая во внимание указанные требования закона, судебная коллегия находит возможным принять отзыв представления.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения представления не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Верхнекамского районного суда от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Принять отзыв представления прокурора.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)