Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Ващенко Н.П.
"08" февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре К.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Р. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) от 03 ноября 2010 года в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель и изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером, признании незаконным бездействия администрации города Сочи, выразившегося в ненаправлении сведений о земельном участке с кадастровым номером, включенного в границы населенных пунктов, согласно утвержденному Генеральному плану города Сочи и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Сочи 2009 года.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в его пожизненном владении находится земельный участок площадью 6714 кв. м с кадастровым номером, расположенный по. Категория указанного земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Сочи земельный участок расположен в зоне Ж2, малоэтажная жилая застройка коттеджного и блокированного типа до 4 этажей.
Согласно указанным Правилам, одним из запрещенных видов разрешенного использования земельных участков является сельское хозяйство, в связи с чем, заявитель обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель и изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером, согласно утвержденному Генеральному плану города Сочи.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) вынесено решение об отказе в удовлетворении просьбы заявителя со ссылкой на отсутствие документа - основания в виде акта органа местного самоуправления, который не направил сведения в регистрирующий орган о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Считая, что отказ ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) и бездействие администрации города Сочи не основано на нормах права, Р. обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя К.С. доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель администрации города Сочи Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала.
Представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) К.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2010 года заявленные требования Р. о признании незаконным отказа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) в осуществлении кадастрового учета, признании незаконным бездействия администрации города Сочи признаны необоснованными.
В кассационной жалобе Р. выражает несогласие с принятым решением суда, ссылаясь на то, что суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Р. на праве пожизненного владения принадлежит земельный участок площадью 6714 кв. м с кадастровым номером расположенным по. Категория указанного земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Заявитель обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении ему акта органа местного самоуправления с измененными сведениями о категории земель в отношении его земельного участка и в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, вида разрешенного использования, к которой отнесен указанный выше земельный участок.
Ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи Краснодарского края от 02 августа 2010 года заявителю разъяснено, что его просьба будет возможной после утверждения границы городской черты.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) от 03 ноября 2010 года за N в удовлетворении заявления Р. отказано со ссылкой на отсутствие документа-основания в виде акта органа местного самоуправления, который не направил сведения в регистрирующий орган о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин вправе оспорить в суде решение действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования предусмотрен положениями ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иной порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, отличный от предусмотренного указанным федеральным законом, законодательством Краснодарского края не установлен.
Упомянутой статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в редакции, действующей до 27.12.2009 года, предусматривалось, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01 января. 2010 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 01 января 2010 года могло осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ст. 4.1 Федерального закона.
Впоследствии, согласно Федеральному закону от 27.12.2009 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" такой порядок сохранен до 01 января 2012 года.
Решением Городского Собрания Сочи N 89 от 14 июля 2009 года утвержден Генеральный план МО города Сочи.
Рассматривая настоящее дело, суд установил, что на момент обращения Р. с заявлением в администрацию города Сочи границы городской черты утверждены не были.
Вместе с тем, ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, предусматривая порядок и процедуру принятия уполномоченным органом (в данном случае - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования на основании заявления заинтересованного лица, в совокупности с иными положениями данного закона, не предоставляет муниципальному образованию либо его должностным лицам право принятия окончательного решения по данному вопросу.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" акт о переводе земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что нашло свое отражение в ответе Департамента имущественных отношений Краснодарского края 13 августа 2010 года на обращение Р.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае федеральный закон наделяет орган местного самоуправления лишь полномочиями по подготовке и направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, иных необходимых в соответствии с требованиями закона документов в установленный законом срок. Данные полномочия не предполагают в результате их реализации возникновения, изменения либо прекращения прав у заинтересованных лиц.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Р. требований.
В кассационной жалобе приведены аналогичные обстоятельства и доводы, исследованные судом первой инстанции и получившие соответствующую правовую оценку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-994/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2011 г. по делу N 33-994/2011
Судья - Ващенко Н.П.
"08" февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре К.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Р. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) от 03 ноября 2010 года в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель и изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером, признании незаконным бездействия администрации города Сочи, выразившегося в ненаправлении сведений о земельном участке с кадастровым номером, включенного в границы населенных пунктов, согласно утвержденному Генеральному плану города Сочи и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Сочи 2009 года.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в его пожизненном владении находится земельный участок площадью 6714 кв. м с кадастровым номером, расположенный по. Категория указанного земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Сочи земельный участок расположен в зоне Ж2, малоэтажная жилая застройка коттеджного и блокированного типа до 4 этажей.
Согласно указанным Правилам, одним из запрещенных видов разрешенного использования земельных участков является сельское хозяйство, в связи с чем, заявитель обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель и изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером, согласно утвержденному Генеральному плану города Сочи.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) вынесено решение об отказе в удовлетворении просьбы заявителя со ссылкой на отсутствие документа - основания в виде акта органа местного самоуправления, который не направил сведения в регистрирующий орган о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Считая, что отказ ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) и бездействие администрации города Сочи не основано на нормах права, Р. обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя К.С. доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель администрации города Сочи Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала.
Представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) К.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2010 года заявленные требования Р. о признании незаконным отказа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) в осуществлении кадастрового учета, признании незаконным бездействия администрации города Сочи признаны необоснованными.
В кассационной жалобе Р. выражает несогласие с принятым решением суда, ссылаясь на то, что суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Р. на праве пожизненного владения принадлежит земельный участок площадью 6714 кв. м с кадастровым номером расположенным по. Категория указанного земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Заявитель обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении ему акта органа местного самоуправления с измененными сведениями о категории земель в отношении его земельного участка и в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, вида разрешенного использования, к которой отнесен указанный выше земельный участок.
Ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи Краснодарского края от 02 августа 2010 года заявителю разъяснено, что его просьба будет возможной после утверждения границы городской черты.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) от 03 ноября 2010 года за N в удовлетворении заявления Р. отказано со ссылкой на отсутствие документа-основания в виде акта органа местного самоуправления, который не направил сведения в регистрирующий орган о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин вправе оспорить в суде решение действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования предусмотрен положениями ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иной порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, отличный от предусмотренного указанным федеральным законом, законодательством Краснодарского края не установлен.
Упомянутой статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в редакции, действующей до 27.12.2009 года, предусматривалось, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01 января. 2010 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 01 января 2010 года могло осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ст. 4.1 Федерального закона.
Впоследствии, согласно Федеральному закону от 27.12.2009 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" такой порядок сохранен до 01 января 2012 года.
Решением Городского Собрания Сочи N 89 от 14 июля 2009 года утвержден Генеральный план МО города Сочи.
Рассматривая настоящее дело, суд установил, что на момент обращения Р. с заявлением в администрацию города Сочи границы городской черты утверждены не были.
Вместе с тем, ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, предусматривая порядок и процедуру принятия уполномоченным органом (в данном случае - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования на основании заявления заинтересованного лица, в совокупности с иными положениями данного закона, не предоставляет муниципальному образованию либо его должностным лицам право принятия окончательного решения по данному вопросу.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" акт о переводе земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что нашло свое отражение в ответе Департамента имущественных отношений Краснодарского края 13 августа 2010 года на обращение Р.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае федеральный закон наделяет орган местного самоуправления лишь полномочиями по подготовке и направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, иных необходимых в соответствии с требованиями закона документов в установленный законом срок. Данные полномочия не предполагают в результате их реализации возникновения, изменения либо прекращения прав у заинтересованных лиц.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Р. требований.
В кассационной жалобе приведены аналогичные обстоятельства и доводы, исследованные судом первой инстанции и получившие соответствующую правовую оценку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
краевого суда
краевого суда
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)