Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-472/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2011 г. по делу N 33-472/2011


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Глушко А.Р., Хамитовой С.В.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Новоандреевского сельского поселения Сладковского района Тюменской области на решение Сладковского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление и.о. прокурора Сладковского района Тюменской области советника юстиции Жилина А.Н. - удовлетворить в полном объеме.
Бездействия администрации Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, выразившиеся в непринятии мер по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44 и в непринятии мер по созданию систем оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций во всех населенных пунктах сельского поселения - признать незаконными.
Обязать администрацию Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области - создать условия для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44 и создать системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций во всех населенных пунктах сельского поселения в соответствии с требованиями действующего противопожарного законодательства".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., заслушав прокурора Сипину С.Ю., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора Сладковского района Тюменской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44 Сладковского района Тюменской области, в непринятии мер по созданию систем оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах сельского поселения, об обязании создать условия для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44 Сладковского района Тюменской области и установить системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах сельского поселения. Заявление мотивировано тем, что 15 сентября 2010 года в прокуратуру Сладковского района Тюменской области от начальника 133 пожарной части Федеральной противопожарной службы государственного учреждения "18 отряд Федеральной противопожарной службы по Тюменской области" поступила информация о том, что на территории Сладковского муниципального района Тюменской области за 8 месяцев 2010 года было зарегистрировано 11 пожаров, из них 2 - на территории Новоандреевского сельского поселения. На территории Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, а именно в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44, отсутствуют условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года, так как на имеющихся естественных, искусственных водоисточниках в населенных пунктах или вблизи их (в радиусе 200 метров) отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Кроме того, в населенных пунктах сельского поселения отсутствуют системы оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций, в летний период в населенных пунктах сельского поселения не удаляется сухая растительность. Согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и в границах сельских поселений населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориям; организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), предписано, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Пунктом 114 ППБ 01-03 предписано, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Таким образом, указывается в заявлении, администрацией Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района не выполняются требования федерального законодательства в области пожарной безопасности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечения безопасности жизни и здоровья, закрепленных в Конституции РФ. В связи с этим прокурор обратился в суд с данным заявлением.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Жилин А.Н. на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области - глава администрации Ш. обстоятельства, изложенные в заявлении прокурора не оспаривал, требования признал частично - в части необходимости создания систем оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций во всех населенных пунктах сельского поселения. В остальной части требования не признал, пояснив, что на устранение указанных нарушений в бюджете сельского поселения отсутствуют денежные средства. Также указал, что в соответствии со Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 178, допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до двух этажей. В таких населенных пунктах, как д. Викуловка, д. Стрункино, д. Свердловская, на разъезде N 44 число жителей до 50 человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация Новоандреевского сельского поселения в лице главы администрации Ш. В кассационной жалобе изложена просьба об отмене решения суда в части, приводятся те же доводы относительно требований прокурора по возложению на ответчика обязанности создать условия для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44, что и в суде первой инстанции. Указывается, что в этих населенных пунктах застройка одноэтажная, а количество проживающих менее 50 человек, в связи с чем ответчик полагает, что обязанности создать условия для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года у администрации не имеется.
В возражениях на кассационную жалобу участвующий в деле прокурор Жилин А.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражений на нее, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что администрацией Новоандреевского сельского поселения Сладковского района проявлено бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения в любое время года в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44 и в непринятии мер по созданию систем оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций во всех населенных пунктах сельского поселения.
При этом суд правильно исходил из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 313 (далее - ППБ 01-03), предусмотрена обязанность при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) устройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. При этом данным пунктом предусмотрено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, а в населенных пунктах - на органы местного самоуправления.
Учитывая, что такая обязанность возложена вне зависимости от количества проживающих в населенном пункте и вида застройки населенного пункта, то суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку в д. Викуловка, в д. Свердловская, в д. Стрункино, на разъезде N 44 Новоандреевского сельского поселения имеются естественные (искусственные) водоисточники (водоемы), то должны быть устроены соответствующие подъезды к ним для забора воды в случае возникновения пожара.
Довод заинтересованного лица о том, что Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 178 (далее - Свод правил), допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до двух этажей, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку из смысла приведенного примечания 2 к п. 4.1 указанного Свода правил следует возможность не предусматривать оборудование, то есть специальное устройство, противопожарного водоснабжения тех населенных пунктов, в которых нет естественных и искусственных водоисточников. Тогда как в заявлении прокурора идет речь об устройстве подъездов к имеющимся водоисточникам. Более того, указанный Свод правил согласно его п. 1 является нормативным документом добровольного применения, тогда как Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от из организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сладковского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Новоандреевского сельского поселения Сладковского района Тюменской области оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)