Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1690

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2011 г. по делу N 33-1690


Судья: Шамаилова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ретунской Н.В.,
судей Пункиной Т.М. и Бугаевой Е.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:
признать бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов", по не принятию решения по заявлению А.М.А. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5911 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения производственных и административных предприятий.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в течение 14 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление А.М.А. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5911 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для размещения производственных и административных предприятий.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя истца С. (доверенность от 26.11.2010 года), считавшего оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Истец А.М.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, которое выразилось в не принятии решения по его заявлению о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5911 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, и о понуждении Администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения.
Свои требования истец А.М.Г. мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи у Городского ремонтно-строительного муниципального предприятия он является собственником: нежилого здания (склада), площадью застройки 291, 8 кв. м, состоящего из фундамента и стен в негодном состоянии, 1984 года постройки (литер А), кадастровый номер 64:00:00 00 00:0000:63:401:002:000124530:А; нежилого здания (склада), общей площадью 102,8 кв. м, 1990 года постройки (литер Б), кадастровый номер 64:00:000000:0000:63:401:002:000124530:Б; нежилого здания (склада) площадью застройки 454 кв. м, состоящего из фундамента в неудовлетворительном состоянии, 1984 года постройки (литер С), кадастровый номер 64:00:00 00 00:0000:63:401:002:000124530:С; нежилого здания общей площадью 39,5 кв. м, 1984 года постройки (литер П), кадастровый номер 64:00:00 00 00:0000:63:401:002:000124530:11; сооружения-ограждения, протяженностью 189,6 кв. м, 1984 года постройки, кадастровый номер 64:00:00 00 00:0000:63:401:002:999124530:1. Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 5911 кв. м, расположенном по адресу: г. Саратов,. Названный земельный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Городскому ремонтно-строительному муниципальному предприятию. Считает, что ответчик нарушил его права, не рассмотрев в месячный срок его заявление.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2011 года постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе представитель Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Законом Саратовской области "О земле" от 07.10.2009 года N 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования "Город Саратов".
Из материалов дела следует, что истец в настоящее время не обладаетстатусом индивидуального предпринимателя, что усматривается из представленногоответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области.
Согласно материалам гражданского дела 12 августа 2010 года истец обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении права собственности за плату вышеуказанного земельного участка, для размещения производственных и административных зданий предприятия 4 класса вредности.
К данному заявлению был приложен пакет документов, в том числе кадастровый план земельного участка в оригинале, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на помещения, находящихся на приобретаемом земельном участке, документ, удостоверяющий право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 6-25).
Согласно выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец обладает правом собственности на нежилое сооружение, кадастровый номер объекта <...>, на нежилое здание кадастровый номер <...>, площадью 102,8 кв. м, на нежилое сооружение кадастровый номер <...>, площадью 454 кв. м, на нежилое здание кадастровый номер <...>, площадью 39,5 кв. м расположенных по адресу Саратовская область г. Саратов,
Городскому ремонтно-строительному муниципальному предприятию принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 0,5911 гектаров (л.д. 19-25).
На момент рассмотрения дела в судебном заседании, администрация муниципального образования "Город Саратов" не приняла решения по заявлению последнего о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Доказательств, подтверждающих обоснованность допущения бездействия со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов", суду не представлено.
В силу указанных выше норм права администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками и до настоящего времени последней не рассмотрено выше названное заявление, хотя сроки рассмотрения данного заявления в соответствии с требования закона истекли.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" и обязании администрацию муниципального образования "Город Саратов" в течение четырнадцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление истца.
С учетом этого, судом первой инстанции верно указано, что Администрация имела достаточный срок для рассмотрения и принятия решения по заявлению А.М.Г. о предоставлении земельного участка для указанных целей, а также все необходимые для этого материалы.
Кроме этого, Администрация не приняла решение об отказе, что дает основание судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконном бездействии Администрации, которое привело к нарушению прав А.М.Г. при разрешении заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В силу требований главы 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию правомерности бездействия лежит на органе местного самоуправления и его структурных подразделениях.
Администрацией муниципального образования не представлено доказательств уважительности своего бездействия, непринятия в установленный законом разумный срок решения по заявлению А.М.Г.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и удовлетворил требования А.М.Г.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)