Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кочуковой Г.Н.
судей: Пестовой Н.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2011 года гражданское дело по иску М к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд.
по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя М. - Л., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ, Правительству РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы в сумме рублей.
В обоснование иска указала, что на основании постановления главы Администрации Хабаровского района 1995 года ей 26.05.2008 года ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, о чем в ЕГРИП сделана регистрационная запись. В связи с демаркацией российско-китайской государственной границы по Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 года N 52-ФЗ, данный земельный участок отошел к Китайской Народной Республике. Однако в нарушение требований п. 4 ст. 63, ст. 66 Земельного кодекса РФ компенсационные выплаты за изъятый земельный участок ей произведены не были. Настаивает на взыскании с ответчиков стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд, определенной на основании заключения эксперта-оценщика в сумме 363430 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2010 года исковые требования были удовлетворены путем взыскания в пользу истицы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации руб. В удовлетворении исковых требований к Правительству РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ Федоров А.В. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя истицы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Администрации Хабаровского района от 15.09.1995 г. N 880 ФИО6 (после регистрации брака М.) был выделен для оформления в собственность бесплатно земельный участок N в под сенокос площадью 35000 кв. м, о чем ей 26.09.1995 года выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером ХБК-17-13-393, Комитетом по землересурсам Хабаровского края произведена регистрационная запись N 002452.
26.06.2008 года истице было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 35000 кв. м по вышеуказанному адресу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.05.2008 года произведена запись регистрации N 27-27-01/049/2008-459.
14.10.2004 г. Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой - как "Договаривающимися Сторонами" в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, согласно условиям которого часть территории острова Большой Уссурийский и Тарабаров отошли к Китайской Народной Республике.
Федеральным законом N 52-ФЗ от 31.05.2005 года Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе ратифицировано.
Согласно кадастровому паспорту по состоянию на 27.07.2010 года земельный участок, принадлежавший на праве собственности истице, в настоящее время находится за линией российско-китайской государственной границы.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Согласно ст. 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника, порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 Земельного кодекса РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно отчету о рыночной стоимости земельного участка 147-08 от 29.12.2008 года, рыночная стоимость земельного участка, находившегося в собственности М., составляет руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, без достижения соглашения о выкупной цене, и до настоящего времени компенсация за изъятие земельного участка, находившегося в собственности М., не выплачена.
Субъектами имущественной ответственности при причинении убытков выступают соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ст. 124 Гражданского кодекса РФ).
Возлагая обязанность по возмещению стоимости земельного участка на Российскую Федерацию в лице Министерства РФ, суд обоснованно исходил из того, что выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско-китайской границы находится в ведении Российской Федерации и является расходным обязательством Российской Федерации, поэтому возмещение убытков, которые понесла истица в связи с изъятием земельного участка, находившегося в ее собственности, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению "О Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и так далее.
Разрешая дело, суд исходил из того, что Правительством РФ не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе демаркации российско-китайской границы, а Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не предусмотрены расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств, в связи с чем пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору и субъектом имущественной ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации в соответствии с предоставленной федеральным законодательством компетенцией является Министерство финансов РФ, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Судебная коллегия признает вывод суда правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Министерства финансов РФ, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана судом надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2010 года по иску М. к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы, оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА
Судьи
Н.В.ПЕСТОВА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8/2011(837/10)
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2011 г. по делу N 33-8/2011(837/10)
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кочуковой Г.Н.
судей: Пестовой Н.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2011 года гражданское дело по иску М к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд.
по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя М. - Л., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ, Правительству РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы в сумме рублей.
В обоснование иска указала, что на основании постановления главы Администрации Хабаровского района 1995 года ей 26.05.2008 года ФРС по Хабаровскому краю и ЕАО было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, о чем в ЕГРИП сделана регистрационная запись. В связи с демаркацией российско-китайской государственной границы по Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 года N 52-ФЗ, данный земельный участок отошел к Китайской Народной Республике. Однако в нарушение требований п. 4 ст. 63, ст. 66 Земельного кодекса РФ компенсационные выплаты за изъятый земельный участок ей произведены не были. Настаивает на взыскании с ответчиков стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд, определенной на основании заключения эксперта-оценщика в сумме 363430 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2010 года исковые требования были удовлетворены путем взыскания в пользу истицы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации руб. В удовлетворении исковых требований к Правительству РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ Федоров А.В. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя истицы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Администрации Хабаровского района от 15.09.1995 г. N 880 ФИО6 (после регистрации брака М.) был выделен для оформления в собственность бесплатно земельный участок N в под сенокос площадью 35000 кв. м, о чем ей 26.09.1995 года выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером ХБК-17-13-393, Комитетом по землересурсам Хабаровского края произведена регистрационная запись N 002452.
26.06.2008 года истице было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 35000 кв. м по вышеуказанному адресу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.05.2008 года произведена запись регистрации N 27-27-01/049/2008-459.
14.10.2004 г. Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой - как "Договаривающимися Сторонами" в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, согласно условиям которого часть территории острова Большой Уссурийский и Тарабаров отошли к Китайской Народной Республике.
Федеральным законом N 52-ФЗ от 31.05.2005 года Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе ратифицировано.
Согласно кадастровому паспорту по состоянию на 27.07.2010 года земельный участок, принадлежавший на праве собственности истице, в настоящее время находится за линией российско-китайской государственной границы.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Согласно ст. 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника, порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 Земельного кодекса РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно отчету о рыночной стоимости земельного участка 147-08 от 29.12.2008 года, рыночная стоимость земельного участка, находившегося в собственности М., составляет руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, без достижения соглашения о выкупной цене, и до настоящего времени компенсация за изъятие земельного участка, находившегося в собственности М., не выплачена.
Субъектами имущественной ответственности при причинении убытков выступают соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ст. 124 Гражданского кодекса РФ).
Возлагая обязанность по возмещению стоимости земельного участка на Российскую Федерацию в лице Министерства РФ, суд обоснованно исходил из того, что выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско-китайской границы находится в ведении Российской Федерации и является расходным обязательством Российской Федерации, поэтому возмещение убытков, которые понесла истица в связи с изъятием земельного участка, находившегося в ее собственности, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению "О Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и так далее.
Разрешая дело, суд исходил из того, что Правительством РФ не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе демаркации российско-китайской границы, а Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не предусмотрены расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств, в связи с чем пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору и субъектом имущественной ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации в соответствии с предоставленной федеральным законодательством компетенцией является Министерство финансов РФ, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Судебная коллегия признает вывод суда правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Министерства финансов РФ, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана судом надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 4 октября 2010 года по иску М. к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении рыночной стоимости земельного участка, изъятого для государственных нужд в связи с демаркацией российско-китайской государственной границы, оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА
Судьи
Н.В.ПЕСТОВА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)