Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-632/11

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2011 г. по делу N 33-632/11


Судья Израилова О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назаренко О.Н.
судей Недюжина В.Г., Семешиной Д.В.
по докладу судьи Недюжина В.Г.
при секретаре Ж.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности М. на решение Успенского районного суда от 28 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:

З. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании права собственности Краснодарского края на земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 17000 кв. мс кадастровым номером 23:34:0901000:898, участок 197 и земельный участок площадью 19000 кв. м с кадастровым номером N 23:34:0901000:899, участок 198, расположенные по адресу:, сельский округ Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское" недействительным, и об исключении записей в ЕГРП о праве на них Краснодарского края.
В судебном заседании З. уточнила исковые требования, в которых просила право Краснодарского края на вышеуказанные участки признать отсутствующим, признать постановление главы администрации муниципального образования Успенский район N 310 от 03.05.2007 года "Об утверждении проектов границ и площади земельных участков фонда перераспределения на территории Успенского района", в части включения в границах земель ЗАО "Коноковское" за N 49 земельного участка N 197 площадью 1,70 га, за N 50 земельного участка площадью 1,90 га, недействительным.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края иск не признал, предъявил встречный иск к З., главе КФХ "Р.", Успенскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконной регистрации права З. на земельные участки площадью 19000 кв. м с кадастровым номером 23:34:0901000:81, 17000 кв. м с кадастровым номером 23:34:0901000:82, признании договоров аренды между З. и ИП Р. ничтожными.
Решением Успенского районного суда от 28 октября 2010 года иск З. удовлетворен: п. 1 постановления главы администрации Муниципального образования Успенский район N 310 от 03.05.2007 года "Об утверждении проектов границ и площади земельных участков фонда перераспределения на территории Успенского района" и приложение к нему в части включения в границах земель ЗАО "Коноковское" за N 49 земельного участка N 197 площадью 1,70 га, за N 50 земельного участка площадью 1,90 га, признан недействительным; право собственности субъекта - Краснодарского края, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 17000 кв. м, с кадастровым номером 23:34:0901000:898, N 197 и земельный участок площадью 19000 кв. мс кадастровым номером N 23:34:0901000:899, N 198, расположенные по адресу: Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское" признан отсутствующим, и исключены записи в ЕГРП о праве Краснодарского края на них за N 23-23-03/001/2008-940 от 18.03.2008 и за N 23-23-03/001/2008-932 от 18.03.2008 года; в пользу З. с Департамента имущественных отношений Краснодарского края взысканы судебные расходы - оплата госпошлины в сумме 5403 рубля 74 копейки, оплата услуг представителя в сумме 6 000 рублей, всего 11403 рубля 74 копейки.
В удовлетворении встречного искового заявления Департамента имущественных отношений Краснодарского края, отказано.
В кассационной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края - М. просит решение суда отменить, указав, на то, что данное решение незаконно и необоснованно, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобе и возражения на нее, выслушав объяснения З., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Постановлением главы администрации от 22.04.1992 года З. предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 3,6 га (пашни) изъятый из земель совхоза "Коноковский" для организации крестьянского хозяйства "Земля". Земельный участок выделен в натуре двумя участками: площадью 1,9 га, площадью 1,7 га в границах земель совхоза "Коноковский", о чем свидетельствует экспликация и чертеж границ земель к Государственному акту на право собственности на землю КК-2 N 256000035. В чертеже границ имеются координаты земельных участков и описание смежных границ.
Постановления главы администрации Успенского района N 299 от 27.04.2002 года КФХ "Земля" ликвидировано.
Как следует из материалов дела постановлением главы администрации Успенский район N 283 от 27.04.2002 года "О рассмотрении заявления главы крестьянского хозяйства "Земля", за З. признано право на земельную долю - 3,6 га, из них пашни 3,6 га.
Согласно ст. 244 Гражданского кодекса РФ общей собственностью является имущество, находящееся в собственности двух и более лиц. Общая собственность может быть долевой или совместной.
В соответствии со ст. 257 Гражданского кодекса РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
Согласно статье 258 ГК РФ при прекращении крестьянского хозяйства земельный участок имущество подлежит разделу по правилам ст. 258 и ст. 254 настоящего Кодекса. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным настоящим Кодексом и земельным законодательством.
Судом установлено, что З. была единственным членом крестьянского хозяйства "Земля", поэтому земельные участки не являлись общей собственностью и не подлежали разделу, в связи с чем, у нее при ликвидации крестьянского хозяйства имелось право на данные земельные участки. В постановление главы администрации Успенского района N 283 от 27.04.2002 года по этим основаниям внесены соответствующие изменения постановлением N 1061 от 11.08.2010 г.
Из материалов дела усматривается, что З. было проведено межевание земельных участков и земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров земельному участку площадью 19000 кв. м кадастровый номер 23:34:09 01 000:0081, земельному участку площадью 17000 кв. м кадастровый номер 23:34:09 01 000:0082 свидетельствуют кадастровые планы земельных участков от 14.05.2002 года N 34/02-01-01-0573, квитанции об оплате межевых работ.
Согласно кадастровому плану, площадь земельных участков соответствует материалам межевания. Указанные факты подтверждаются также кадастровыми планами земельных участков от 11 сентября 2006 года N 34/06-03-2275, N 34/06-03-2276.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на объекты недвижимости подлежало государственной регистрации. На основании ст. 17 данного Закона обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав являлся план земельного участка с указанием его кадастрового номера.
Право собственности на земельные участки З. было зарегистрировано, о чем были произведены записи в ЕГРП от 13 июня 2002 года за N 23-01.03-1.7.2002-128 и за N 23-01.03-1.7.2002-129 и выданы 14.06.2002 года два свидетельства серии 23-АА за N 591426 и за N 591427.
Согласно договоров аренды от 20.03.2010 года З. сдает в аренду ИП Р. принадлежащие ей земельные участки площадью 19000 кв. м кадастровый номер 23:34:09 01 000:0081, площадью 17000 кв. м кадастровый номер 23:34:09 01 000:0082.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования З. подлежат удовлетворению.
Право собственности Краснодарского края на земельные участки площадью 17000 кв. м с кадастровым номером 23:34:0901000:898, участок 197, земельный участок площадью 19000 кв. м с кадастровым номером N 23:34:0901000:899, зарегистрировано в ЕГРП за N 23-23-03/001/2008-940 от 18.03.2008 года, за N 23-23-03/001/2008-932 от 18.03.2008 года на основании постановления главы администрации Краснодарского края N 375-р от 01.04.2004 года и постановления главы администрации муниципального образования Успенский район N 310 от 03.05.2007 года.
В соответствии ч. 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо если наследники отказались в пользу государства, при принудительном изъятии земельного участка.
Из постановления главы администрации Краснодарского края N 375-р от 01.04.2004 года не следует, что спорные земельные участки включены в фонд перераспределения.
Представитель администрации муниципального образования Успенский район признал тот факт, что в постановлении главы администрации муниципального образования Успенский район N 310 от 03.05.2007 года "Об утверждении проектов границ и площади земельных участков фонда перераспределения Краснодарского края на территории Успенского района" и в приложении к нему включение в фонд перераспределения в границах земель ЗАО "Коноковское" за N 49 земельного участка N 197 площадью 1,70 га, за N 50 земельного участка площадью 1.90 га включены неосновательно, поскольку данные земельные участки являются собственностью З.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание то, что спорные земельные участки З. состояли на кадастровом учете и право на них было зарегистрировано, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения их в фонд перераспределения.
При этом, как следует из решений ФГУ "ЗКП" по Краснодарскому краю от 31.08.2010 года N 2343\\5\\10-272993, 2343\\5\\10-273022 от 31.08.2010 года З. отказано в государственном кадастровом учете изменений земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:09 01000:0081, 23:34:09 01000:0082, поскольку при вводе координат поворотных точек данных земельных участков из представленных документов о межевании "Межевой план" на кадастровую карту, обнаружены равные объекты: земельные участки с кадастровыми номерами - 23:34:0901000:898, 23:34:0901000:899, расположенные:, сельский округ Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское", участки 197, 198 имеющие площади 17000 и 19000 кв. м.
Данное обстоятельство о равнозначности земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:09 01000:0081, 23:34:09 01000:0082 с земельными участками с кадастровыми номерами - 23:34:0901000:898, 23:34:0901000:899 указано в письме заместителя директора ФГУ "ЗКП" по Краснодарскому краю от 18.10.2010 года за N 12591\\01-12 и равнозначность данных земельных участков по конфигурации, размерам прослеживается так же на представленных схемах к письму, и схемах границ в межевом деле 292\\07 2006 года по перераспределению сельскохозяйственных угодий фонда перераспределения (2-я очередь) в границах плана АО "Коноковское", землеустроительном деле N 5\\92 по изъятию земельного участка. Для организации крестьянского хозяйства "Земля" гражданкой З, чертежах кадастровых планов от 6 мая 2006 года N 34\\07-031445, 34\\07-031444 земельных участков участками с кадастровыми номерами - 23:34:0901000:898, 23:34:0901000:899.
В силу п. 1. ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Кроме этого, правильным является и вывод суда о том, что в пользу З. с Департамента имущественных отношений Краснодарского края судебные расходы 11403 рубля 74 копейки, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, предусматривающей возмещение стороне, в пользу которой состоялось решение с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда или опровергали бы выводы судебного постановления, и потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Успенского районного суда от 28 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)