Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
31 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Решетняк М.А.
Судей Сорокиной Л.А. и Шабаевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.01.2011 года, которым постановлено:
"Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N <...> о возврате документов Д.В. незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 (десяти) рабочих дней принять решение по заявлению Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ за N <...> о предоставлении за плату земельного участка площадью 20,50 кв. м, расположенного по адресу: <...>, около <...>, гараж N <...>.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., судебная коллегия
установила:
Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области, указав, что ему на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Администрацией Промышленного района г. Самары, и справки ГСК <...> о выплате паевого взноса N от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит гараж N, расположенный по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>. Подтверждением данного обстоятельства служит выданное ему свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Д.В. указал, что при его обращении в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 20,50 кв. м, на котором расположен принадлежащий ему гараж, путем выкупа, ему было отказано. В обоснование отказа Министерство сослалось на то, что им не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а также на то, что согласно имеющейся в Министерстве информации ГСК <...> в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством N от ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N. Министерством указано, что испрашиваемый земельный участок входит в границы участка с данным кадастровым номером. В целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков всем собственникам гаражных боксов в ГСК <...> предложено обратиться с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером N.
Ссылаясь на то, что решение Министерства не основано на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам, Д.В. просил суд признать его незаконным и обязать Министерство предоставить ему в собственность за плату испрашиваемый им земельный участок.
В ходе судебного разбирательства исковые требования представитель Д.В. - Д.А. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N <...> о возврате документов и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление Д.В. по существу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Д.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, около <...>, гараж N, площадью 20,50 кв. м, занимаемого гаражом.
Заявление Д.В. было возвращено с указанием на то, что кадастровый паспорт земельного участка не предоставлен, ранее ГСК был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок (свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок N от ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по адресу: <...>, под гаражное строительство, в границы которого входит испрашиваемый земельный участок.
Указанный земельный участок площадью 3464,38 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 63:01:0742002:687; в связи с этим, в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков рекомендовано одновременно всем собственникам гаражных боксов в ГСК обратиться в министерство с заявлениями о разделе земельного участка имеющего кадастровый номер N.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
П. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Суд сделал правильный вывод о том, что возвращение документов Министерством имущественных отношений Самарской области с указанием, на необходимость обращения всех собственников гаражных боксов с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687, является незаконным.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития российской Федерации" Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Согласно приложению к данному приказу, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из материалов дела следует, что решением Горисполкома г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ N в собственность ГСК предоставлен земельный участок площадью 3464,38 кв. м, расположенный по адресу: <...>, для гаражного строительства.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ГСК в установленном законом порядке.
Земельный участок площадью 3464,38 кв. м, расположенный по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0742002:687, что подтверждается копией кадастровой выписки о земельном участке.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Д.В. на основании акта приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного администрацией Промышленного района г. Самара, справки ГСК о выплате паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>, гараж N.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: <...>, около <...>, ГСК N, гараж N, отсутствуют.
Кроме того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области сообщило, что по состоянию на 1992 - 1998 гг. сведения о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>, гараж N также отсутствуют.
Из ответа Управление Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0742002:687, расположенный по адресу: <...>, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в результате конвертации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГСК <...>.
Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Следовательно, земельный участок с вышеуказанным адресным ориентиром и кадастровым номером, предоставленный под гаражное строительство, не отражен на кадастровой карте. Таким образом, определить и подтвердить факт расположения испрашиваемого гражданами, в том числе и Д.В. земельных участков, занимаемых гаражами NN 6, 8, 102 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687, не представляется возможным. К данному ответу приложена копия плана землепользования, согласно которой площадь земельного участка под гаражами составляет 3523,7 кв. м, площадь проездов - 3464,39 кв. м, общая площадь - 6988,08 кв. м. Согласно приложенной к ответу копии плана землепользования, площадь земельного участка под гаражами составляет 3523,7 кв. м, площадь проездов - 3464,39 кв. м, общая площадь - 6988,08 кв. м.
С учетом изложенного, а также того, что в Управление Росреестра по Самарской области запросы от Министерства имущественных отношений Самарской области относительно вхождения границ испрашиваемого земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687 не поступали (л.д. 24), суд пришел к правильному выводу о необоснованности довода Министерства о вхождении испрашиваемого земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687.
Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, в государственном реестре кадастра недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>, гараж N. Д.В. предоставил в Министерство имущественных отношений Самарской области схему расположения земельного участка, которую в силу приведенных ст. 36 ЗК РФ и Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 Министерство имущественных отношений Самарской области должно было направить в Департамент строительства и архитектуры г. Самара для утверждения. Указанное требование Министерство имущественных отношений г. Самары не исполнило.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
В силу ст. 9 указанного закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Согласно п. 1 ст. 10 данного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В связи с изложенным суд правильно указал, что возвращение заявления без рассмотрения с учетом приведенных норм действующего законодательства нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявление Д.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Таким образом, основания для отмены данного решения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.01.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3131/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2011 г. по делу N 33-3131/2011
31 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Решетняк М.А.
Судей Сорокиной Л.А. и Шабаевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.01.2011 года, которым постановлено:
"Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N <...> о возврате документов Д.В. незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 (десяти) рабочих дней принять решение по заявлению Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ за N <...> о предоставлении за плату земельного участка площадью 20,50 кв. м, расположенного по адресу: <...>, около <...>, гараж N <...>.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., судебная коллегия
установила:
Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области, указав, что ему на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Администрацией Промышленного района г. Самары, и справки ГСК <...> о выплате паевого взноса N от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит гараж N, расположенный по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>. Подтверждением данного обстоятельства служит выданное ему свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Д.В. указал, что при его обращении в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 20,50 кв. м, на котором расположен принадлежащий ему гараж, путем выкупа, ему было отказано. В обоснование отказа Министерство сослалось на то, что им не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а также на то, что согласно имеющейся в Министерстве информации ГСК <...> в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством N от ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N. Министерством указано, что испрашиваемый земельный участок входит в границы участка с данным кадастровым номером. В целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков всем собственникам гаражных боксов в ГСК <...> предложено обратиться с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером N.
Ссылаясь на то, что решение Министерства не основано на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам, Д.В. просил суд признать его незаконным и обязать Министерство предоставить ему в собственность за плату испрашиваемый им земельный участок.
В ходе судебного разбирательства исковые требования представитель Д.В. - Д.А. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за N <...> о возврате документов и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление Д.В. по существу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Д.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, около <...>, гараж N, площадью 20,50 кв. м, занимаемого гаражом.
Заявление Д.В. было возвращено с указанием на то, что кадастровый паспорт земельного участка не предоставлен, ранее ГСК был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок (свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок N от ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по адресу: <...>, под гаражное строительство, в границы которого входит испрашиваемый земельный участок.
Указанный земельный участок площадью 3464,38 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 63:01:0742002:687; в связи с этим, в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков рекомендовано одновременно всем собственникам гаражных боксов в ГСК обратиться в министерство с заявлениями о разделе земельного участка имеющего кадастровый номер N.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
П. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Суд сделал правильный вывод о том, что возвращение документов Министерством имущественных отношений Самарской области с указанием, на необходимость обращения всех собственников гаражных боксов с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687, является незаконным.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития российской Федерации" Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Согласно приложению к данному приказу, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из материалов дела следует, что решением Горисполкома г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ N в собственность ГСК предоставлен земельный участок площадью 3464,38 кв. м, расположенный по адресу: <...>, для гаражного строительства.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ГСК в установленном законом порядке.
Земельный участок площадью 3464,38 кв. м, расположенный по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0742002:687, что подтверждается копией кадастровой выписки о земельном участке.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Д.В. на основании акта приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного администрацией Промышленного района г. Самара, справки ГСК о выплате паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>, гараж N.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: <...>, около <...>, ГСК N, гараж N, отсутствуют.
Кроме того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области сообщило, что по состоянию на 1992 - 1998 гг. сведения о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>, гараж N также отсутствуют.
Из ответа Управление Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0742002:687, расположенный по адресу: <...>, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в результате конвертации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГСК <...>.
Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Следовательно, земельный участок с вышеуказанным адресным ориентиром и кадастровым номером, предоставленный под гаражное строительство, не отражен на кадастровой карте. Таким образом, определить и подтвердить факт расположения испрашиваемого гражданами, в том числе и Д.В. земельных участков, занимаемых гаражами NN 6, 8, 102 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687, не представляется возможным. К данному ответу приложена копия плана землепользования, согласно которой площадь земельного участка под гаражами составляет 3523,7 кв. м, площадь проездов - 3464,39 кв. м, общая площадь - 6988,08 кв. м. Согласно приложенной к ответу копии плана землепользования, площадь земельного участка под гаражами составляет 3523,7 кв. м, площадь проездов - 3464,39 кв. м, общая площадь - 6988,08 кв. м.
С учетом изложенного, а также того, что в Управление Росреестра по Самарской области запросы от Министерства имущественных отношений Самарской области относительно вхождения границ испрашиваемого земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687 не поступали (л.д. 24), суд пришел к правильному выводу о необоснованности довода Министерства о вхождении испрашиваемого земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687.
Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, в государственном реестре кадастра недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, около <...>, ГСК <...>, гараж N. Д.В. предоставил в Министерство имущественных отношений Самарской области схему расположения земельного участка, которую в силу приведенных ст. 36 ЗК РФ и Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 Министерство имущественных отношений Самарской области должно было направить в Департамент строительства и архитектуры г. Самара для утверждения. Указанное требование Министерство имущественных отношений г. Самары не исполнило.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
В силу ст. 9 указанного закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Согласно п. 1 ст. 10 данного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В связи с изложенным суд правильно указал, что возвращение заявления без рассмотрения с учетом приведенных норм действующего законодательства нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявление Д.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Таким образом, основания для отмены данного решения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.01.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)