Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Набенюк А.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего судьи Захарова В.Н.
судей Бартенева Ю.И., Михайлова В.Е.
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2010 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" при рассмотрении заявления Б.В. от 18.05.2010 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Б.В. от 18.05.2010 г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Б.В. - Б.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район.
В обоснование указанных требований заявитель указал, что 18.05.2010 г. он обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район. К заявлению были приложены: топографо-геодезический материал, копия паспорта, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Однако Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в нарушение ст. 30.1 ЗК РФ не рассмотрено данное заявление, до настоящего времени не принято решение по его заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, не принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем заявитель был вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановленного решения, как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что после получения 18.05.2010 г. от Б.В. заявления, оно было направлено для рассмотрения по существу в структурное подразделения администрации - Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов. Таким образом, в действиях Администрации муниципального образования "Город Саратов" не имелось незаконного бездействия ввиду отсутствия на исполнении заявления Б.В.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решении, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решении или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления (в случае предоставления земельного участка из земель муниципальной собственности) в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка и в месячный срок рассмотреть заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Из материалов дела следует, что Б.В. 18.05.2010 г. обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки и о предоставлении в аренду земельного участка.
В нарушение требований п. 4 и п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, до настоящего времени Администрацией муниципального образования "Город Саратов" решение по заявлению Б.В. от 18.05.2010 г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, о предоставлении в аренду земельного участка не принято.
Из изложенного следует, что Администрацией муниципального образования "Город Саратов" обязанность, предусмотренная действующим законодательством, в установленный законодательством срок выполнена не была.
Ссылка в жалобе на направление заявления Б.В. для рассмотрения по существу в Комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования не свидетельствует о принятии решения по заявлению в установленные законом сроки и на законность и обоснованность принятого по делу решения повлиять не может.
Бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям материального закона, и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-123/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2011 г. по делу N 33-123/2011
Судья Набенюк А.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего судьи Захарова В.Н.
судей Бартенева Ю.И., Михайлова В.Е.
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2010 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" при рассмотрении заявления Б.В. от 18.05.2010 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление Б.В. от 18.05.2010 г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Б.В. - Б.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район.
В обоснование указанных требований заявитель указал, что 18.05.2010 г. он обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 812 кв. метров по адресу г. Саратов, ХХХ, б/н, Волжский район. К заявлению были приложены: топографо-геодезический материал, копия паспорта, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Однако Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в нарушение ст. 30.1 ЗК РФ не рассмотрено данное заявление, до настоящего времени не принято решение по его заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, не принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем заявитель был вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановленного решения, как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что после получения 18.05.2010 г. от Б.В. заявления, оно было направлено для рассмотрения по существу в структурное подразделения администрации - Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов. Таким образом, в действиях Администрации муниципального образования "Город Саратов" не имелось незаконного бездействия ввиду отсутствия на исполнении заявления Б.В.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решении, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решении или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления (в случае предоставления земельного участка из земель муниципальной собственности) в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка и в месячный срок рассмотреть заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Из материалов дела следует, что Б.В. 18.05.2010 г. обратился в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки и о предоставлении в аренду земельного участка.
В нарушение требований п. 4 и п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, до настоящего времени Администрацией муниципального образования "Город Саратов" решение по заявлению Б.В. от 18.05.2010 г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, о предоставлении в аренду земельного участка не принято.
Из изложенного следует, что Администрацией муниципального образования "Город Саратов" обязанность, предусмотренная действующим законодательством, в установленный законодательством срок выполнена не была.
Ссылка в жалобе на направление заявления Б.В. для рассмотрения по существу в Комитет по земельным ресурсам Администрации муниципального образования не свидетельствует о принятии решения по заявлению в установленные законом сроки и на законность и обоснованность принятого по делу решения повлиять не может.
Бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям материального закона, и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)