Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.12.2010 ПО ДЕЛУ N 33-6529/10

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г. по делу N 33-6529/10


Судья: Шамаилова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Бартенева Ю.И. и Бугаевой Е.М.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация) на решение Волжского районного суда г. Саратова от 08 ноября 2010 года, которым постановлено:
признать бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов" по не принятии решения по заявлению Р. об утверждении, выдаче схемы расположения земельного участка площадь, расположенного по адресу:, для размещения отдельно стоящего объекта общественного питания (кафе).
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Р. об утверждении, выдаче схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения отдельно стоящего объекта общественного питания (кафе), площадью расположенного по адресу:.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Р. - Б. по доверенности от 01.10.2010 года, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:

Р. обратился с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, о понуждении к рассмотрению заявления и принятию по нему решения, мотивировав свои доводы тем, что 07 июля 2010 года он подал в Администрацию заявление об утверждении и выдаче схемы расположения, предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, с разрешенным видом использования - для размещения отдельно стоящего объекта общественного питания (кафе), в аренду на 49 лет. К данному заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта, топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение испрашиваемого земельного участка.
Данное заявление соответствовало требованиям Земельного кодекса РФ. Однако, в нарушение ст. 30.1 Земельного кодекса РФ до настоящего времени орган местного самоуправления не рассмотрел данное заявление и не принял по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду. При этом данным органом местного самоуправления также не принималось решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. В связи с этим, Р. просил признать незаконным бездействие Администрации, обязать рассмотреть его заявление, принять по нему решение о предоставлении земельного участка в аренду, в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ. Кроме этого, Р. просил обязать Администрацию в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение по его заявлению.
Решением Волжского районного суда г. Саратова 08 ноября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права, указывая на то, что отсутствует бездействие администрации, поскольку, получив заявление Р., перенаправила данное заявление в структурные подразделения: комитет по земельным ресурсам администрации МО "Город Саратов".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ФЗ N 66 от 13.05.2008 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 01.11.2008 года предусмотрено изготовление, утверждение и использование схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Из материалов дела видно, что Р. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, для размещения отдельно стоящего объекта общественного питания (кафе), сроком на 49 лет, его заявление соответствовало требования ст. 34 ЗК РФ, в нем указаны все необходимые реквизиты, к заявлению приложены все необходимые документы.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Согласно ст. 10 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" от 25.10.01 года, распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. Судом первой инстанции законно и правомерно признаны необоснованными доводы представителей Администрации о том, что заявление Р. находится на согласовании в структурных подразделениях.
Однако в нарушение п. 4 ст. 34 ЗК РФ администрация муниципального образования "Город Саратов" не приняла решение по заявлению Р. в установленный законом срок. Администрацией МО "Город Саратов" не отрицается, что до настоящего времени не принято решение по заявлению Р.
С учетом этого, судом первой инстанции верно указано, что Администрация имела достаточный срок для рассмотрения и принятия решения по заявлению Р. о предоставлении права на земельный участок в аренду для указанных целей, а также все необходимые для этого материалы. Администрацией нарушены нормы ст. 34 Земельного кодекса РФ, так как она в срок не рассмотрела и не приняла решение по заявлению Р.
Кроме этого, Администрация не приняла решение об отказе в предоставлении в аренду данного земельного участка, что дает основание судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконном бездействии Администрации, которое привело к нарушению прав Р. при разрешении заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В силу требований главы 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию правомерности бездействия лежит на органе местного самоуправления и его структурных подразделениях.
Администрацией муниципального образования не представлено доказательств уважительности своего бездействия, непринятия в установленный законом разумный срок решения по заявлению Р.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия Администрации и удовлетворил требования Р.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 08 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)