Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителя:
истца - Щуклиной Е.А., доверенность от 13.01.2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2012 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Грабко О.В., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А06-8314/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала в г. Астрахани "Астраханьэнерго" к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660) о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Астраханской области в размере 7 577 829 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - истец, ОАО "МРСК Юга") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - ответчик, Министерство) о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Астраханской области в размере 6 361 832 руб.
До принятия судебного акта в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об увеличении исковых требований до 7 686 407 руб. 44 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2012 с Астраханской области в лице Министерства за счет средств казны Астраханской области в пользу ОАО "МРСК Юга" взысканы убытки в размере 6 353 010 руб., составляющие стоимость демонтированной линии электропередачи в размере, заявленном истцом. В остальной части иска, в части убытков в сумме 1 333 397 руб. 44 коп., составляющих расходы по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, изготовление технической документации, проведение кадастровых работ, отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ОАО "МРСК Юга" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты изменить в части, и взыскать с Астраханской области в лице Министерства строительства за счет средств казны Астраханской области в пользу ОАО "МРСК Юга" 7 686 407 руб. 44 коп. в счет возмещения убытков причиненных изъятием земельных участков расположенных по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленных ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17, 18 линии электропередач ВЛ-Н0 кВ N 133, 134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м, общей площадью 10 кв. м с расположенными на них объектами недвижимости на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр, ссылаясь на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "МРСК Юга", обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, постановлением главы администрации Камызякского района Астраханской области 11.08.2004 N 352 утверждены материалы землеустроительного дела по установлению границ земельных участков предоставляемых в аренду ОАО "Астраханьэнерго" под опоры линий электропередач, расположенных на территории Камызякского района из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, площадью 1020 кв. м. Из приложения к данному постановлению следует, что площадь земельных участков, предоставляемых в аренду по "ПС Камызяк", составляет 10,94 кв. м.
Постановлением главы администрации Камызякского района Астраханской области от 10.09.2004 N 398 внесены изменения в постановление главы администрации Камызякского района Астраханской области 11.08.2004 N 352, площадь 1020 кв. м заменена на 1056 кв. м.
10.09.2004 между администрацией МО "Камызякский район" (арендодатель) и ОАО "Астраханьэнерго" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 04/31 сроком на 25 лет, зарегистрированный в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Астраханской области, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с кадастровым номером 30:05:0:0074, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, под опорами линии электропередач Вл-110 кВ 133, 134 в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1056 кв. м.
По кадастровому плану территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) Камызякского районного филиала-отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Астраханской области от 08.09.2009 N 3005/202/09-3210 земельные участки в кадастровом квартале 30:05:020202 состоят на отдельном кадастровом учете под каждой опорой. В том числе, земельные участки под двумя опорами линий электропередач N 17-18 ВЛ-110 кВ N 133, 134 в Камызякском районе Астраханской области представлены в аренду с кадастровым номером 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м и кадастровым номером 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности 26.08.2002 произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Астраханьэнерго" на линейный объект: ВЛ-11 кВ N 133, 134 с отпайками протяженностью 147,25 км, количество опор 752 по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Икрянинский район, Камызякский район ВЛ-110 кВ N 133, 134 с отпайками.
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" и согласно передаточному акту, утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Астраханьэнерго" (протокол от 21.01.2008 N б/н) 25.12.2007, ОАО "Астраханьэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Юга".
В связи с чем, ОАО "МРСК Юга", является правопреемником прав и обязанностей ОАО "Астраханьэнерго", в порядке универсального правопреемства к которому перешли все права и обязанности ОАО "Астраханьэнерго".
В связи с реорганизаций общества право собственности истца на воздушную линию электропередач Вл-110 кВ 133, 134 с отпайками было зарегистрировано в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество 02.09.2008.
Распоряжением правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр было принято решение об изъятии для государственных нужд Астраханской области земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленные ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17, 18 линии электропередач ВЛ-110 кВ N 133, 134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м, общей площадью 10 кв. м с расположенными на них объектами недвижимости.
В связи со строительством автодороги Министерством был произведен демонтаж электросетевого хозяйства истца.
Строительство автодороги на изъятых земельных участках завершено, что подтверждается протоколом совещания от 28.04.2010 N 2 и письмом от 31.05.2010 N 12-02-01/2749.
Истец полагает, что в результате действий Министерства, связанных с демонтажем объектов электросетевого хозяйства, находящихся на изъятых земельных участках и принадлежащих ОАО "МРСК Юга" на праве собственности, ОАО "МРСК Юга" причинены убытки в размере 7 686 407 руб. 44 коп.
Поскольку ответчиком не возмещена стоимость демонтированной линии электропередач, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд правомерно исходил из следующего.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При наличии указанных оснований в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель средств бюджета, полномочия которого определены статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 1 Информационного письма от 31.05.2011 N 145 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В связи с этим замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, о взыскании которых заявлено истцом, относятся к реальному ущербу.
Из материалов дела следует, что истец является собственником линии электропередач. Земельные участки, на которых расположен линейный объект, находятся у истца в аренде.
Из пояснений сторон следует, что в связи со строительством автомобильной дороги с. Маячное - Волго-Каспийский судоремонтный завод в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области была демонтирована ВЛ-11 кВ на участке ПК 150+01 и возведена новая ВЛ-110 кВ протяженностью 765 м.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр было принято решение об изъятии для государственных нужд Астраханской области земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленные ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17, 18 линии электропередач ВЛ-Н0 кВ N 133, 134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м, общей площадью 10 кв. м с расположенными на них объектами недвижимости.
Письмом от 07.06.2011 Министерство сообщило истцу о готовности возместить убытки и предложило представить обоснованный расчет сумм возмещения убытков.
Для возмещения убытков истец должен доказать факт совершения ответчиками неправомерных действий, а также причинение ему вреда, размер убытков, а также наличие причинной связи между противоправными действиями и наступившим вредом.
Истец, заявляя требования, указывает, что убытки возникли в связи с изъятием земельного участка.
Статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме.
Убытки возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является: акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 5 названных Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
Суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что истцом фактически заявлены требования о взыскании убытков, составляющих стоимость демонтированной линии электропередачи.
Истцом не доказан факт изъятия земельного участка, поскольку распоряжение Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Астраханской области" не зарегистрировано в установленном законом порядке, а договор аренды земельных участков от 10.09.2004 N 04/31 не прекращен, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возмещения убытков, причиненных в связи с изъятием земельного участка.
Между тем, материалами дела подтверждается, что в целях строительства автомобильной дороги ответчиком в лице Министерства была демонтирована часть линии электропередачи, принадлежащая истцу на праве собственности.
Согласно отчету об оценке N С2-024-2012 по определению рыночной стоимости ВЛ-110 кВ N 133, 134 с отпайками в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области, проведенной по заказу Министерства, сметная стоимость строительства ВЛ ЛЭП 110 кВ составляет 6 353 010 руб.
Таким образом, истец подтвердил факт наличия убытков в виде уничтожения имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, размер убытков, вину ответчика, а также причинную связь между действиями ответчика и возникшим вредом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании убытков в размере 6 353 010 руб.
Доводы ответчика о недоказанности убытков правомерно признаны судом необоснованными, поскольку факт переустройства ВЛ-110 кВ N 133, 134 и повреждение имущества истца не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции.
В остальной части, в части удовлетворения требования истца о взыскании убытков в размере 1 333 397 руб. 44 коп., составляющих будущие расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав, изготовление технической документации, проведение кадастровых работ, правомерно отказано судом первой инстанции, поскольку истец не доказал необходимость совершения действий, связанных с изготовлением технической документации, и несения расходов в связи с этим, по государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права собственности, проведения кадастровых работ, а также не доказал, что в будущем он будет вынужден произвести соответствующие расходы, связанные с заключением новых договоров аренды земельных участков.
Суд правомерно указал, что поскольку фактического изъятия земельных участков не произошло, договоры аренды земельных участков не прекращены, то суждения о возможном заключении новых договоров аренды земельных участков, проведении кадастровых работ, и регистрации прав в отношении земельных участков (несение будущих расходов) являются преждевременными.
Поскольку условий возникновения гражданско-правовой ответственности не установлено, то, учитывая требования статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правомерно отказали истцу в удовлетворении заявленных в указанной части требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу N А06-8314/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2012 ПО ДЕЛУ N А06-8314/2011
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. по делу N А06-8314/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителя:
истца - Щуклиной Е.А., доверенность от 13.01.2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2012 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Грабко О.В., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А06-8314/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала в г. Астрахани "Астраханьэнерго" к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660) о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Астраханской области в размере 7 577 829 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - истец, ОАО "МРСК Юга") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - ответчик, Министерство) о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Астраханской области в размере 6 361 832 руб.
До принятия судебного акта в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об увеличении исковых требований до 7 686 407 руб. 44 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2012 с Астраханской области в лице Министерства за счет средств казны Астраханской области в пользу ОАО "МРСК Юга" взысканы убытки в размере 6 353 010 руб., составляющие стоимость демонтированной линии электропередачи в размере, заявленном истцом. В остальной части иска, в части убытков в сумме 1 333 397 руб. 44 коп., составляющих расходы по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, изготовление технической документации, проведение кадастровых работ, отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ОАО "МРСК Юга" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты изменить в части, и взыскать с Астраханской области в лице Министерства строительства за счет средств казны Астраханской области в пользу ОАО "МРСК Юга" 7 686 407 руб. 44 коп. в счет возмещения убытков причиненных изъятием земельных участков расположенных по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленных ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17, 18 линии электропередач ВЛ-Н0 кВ N 133, 134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м, общей площадью 10 кв. м с расположенными на них объектами недвижимости на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр, ссылаясь на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "МРСК Юга", обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, постановлением главы администрации Камызякского района Астраханской области 11.08.2004 N 352 утверждены материалы землеустроительного дела по установлению границ земельных участков предоставляемых в аренду ОАО "Астраханьэнерго" под опоры линий электропередач, расположенных на территории Камызякского района из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, площадью 1020 кв. м. Из приложения к данному постановлению следует, что площадь земельных участков, предоставляемых в аренду по "ПС Камызяк", составляет 10,94 кв. м.
Постановлением главы администрации Камызякского района Астраханской области от 10.09.2004 N 398 внесены изменения в постановление главы администрации Камызякского района Астраханской области 11.08.2004 N 352, площадь 1020 кв. м заменена на 1056 кв. м.
10.09.2004 между администрацией МО "Камызякский район" (арендодатель) и ОАО "Астраханьэнерго" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 04/31 сроком на 25 лет, зарегистрированный в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Астраханской области, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с кадастровым номером 30:05:0:0074, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, под опорами линии электропередач Вл-110 кВ 133, 134 в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1056 кв. м.
По кадастровому плану территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) Камызякского районного филиала-отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Астраханской области от 08.09.2009 N 3005/202/09-3210 земельные участки в кадастровом квартале 30:05:020202 состоят на отдельном кадастровом учете под каждой опорой. В том числе, земельные участки под двумя опорами линий электропередач N 17-18 ВЛ-110 кВ N 133, 134 в Камызякском районе Астраханской области представлены в аренду с кадастровым номером 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м и кадастровым номером 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности 26.08.2002 произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Астраханьэнерго" на линейный объект: ВЛ-11 кВ N 133, 134 с отпайками протяженностью 147,25 км, количество опор 752 по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Икрянинский район, Камызякский район ВЛ-110 кВ N 133, 134 с отпайками.
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" и согласно передаточному акту, утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Астраханьэнерго" (протокол от 21.01.2008 N б/н) 25.12.2007, ОАО "Астраханьэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Юга".
В связи с чем, ОАО "МРСК Юга", является правопреемником прав и обязанностей ОАО "Астраханьэнерго", в порядке универсального правопреемства к которому перешли все права и обязанности ОАО "Астраханьэнерго".
В связи с реорганизаций общества право собственности истца на воздушную линию электропередач Вл-110 кВ 133, 134 с отпайками было зарегистрировано в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество 02.09.2008.
Распоряжением правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр было принято решение об изъятии для государственных нужд Астраханской области земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленные ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17, 18 линии электропередач ВЛ-110 кВ N 133, 134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м, общей площадью 10 кв. м с расположенными на них объектами недвижимости.
В связи со строительством автодороги Министерством был произведен демонтаж электросетевого хозяйства истца.
Строительство автодороги на изъятых земельных участках завершено, что подтверждается протоколом совещания от 28.04.2010 N 2 и письмом от 31.05.2010 N 12-02-01/2749.
Истец полагает, что в результате действий Министерства, связанных с демонтажем объектов электросетевого хозяйства, находящихся на изъятых земельных участках и принадлежащих ОАО "МРСК Юга" на праве собственности, ОАО "МРСК Юга" причинены убытки в размере 7 686 407 руб. 44 коп.
Поскольку ответчиком не возмещена стоимость демонтированной линии электропередач, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд правомерно исходил из следующего.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При наличии указанных оснований в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель средств бюджета, полномочия которого определены статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 1 Информационного письма от 31.05.2011 N 145 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В связи с этим замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, о взыскании которых заявлено истцом, относятся к реальному ущербу.
Из материалов дела следует, что истец является собственником линии электропередач. Земельные участки, на которых расположен линейный объект, находятся у истца в аренде.
Из пояснений сторон следует, что в связи со строительством автомобильной дороги с. Маячное - Волго-Каспийский судоремонтный завод в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области была демонтирована ВЛ-11 кВ на участке ПК 150+01 и возведена новая ВЛ-110 кВ протяженностью 765 м.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр было принято решение об изъятии для государственных нужд Астраханской области земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленные ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17, 18 линии электропередач ВЛ-Н0 кВ N 133, 134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв. м; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв. м, общей площадью 10 кв. м с расположенными на них объектами недвижимости.
Письмом от 07.06.2011 Министерство сообщило истцу о готовности возместить убытки и предложило представить обоснованный расчет сумм возмещения убытков.
Для возмещения убытков истец должен доказать факт совершения ответчиками неправомерных действий, а также причинение ему вреда, размер убытков, а также наличие причинной связи между противоправными действиями и наступившим вредом.
Истец, заявляя требования, указывает, что убытки возникли в связи с изъятием земельного участка.
Статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме.
Убытки возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является: акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 5 названных Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
Суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что истцом фактически заявлены требования о взыскании убытков, составляющих стоимость демонтированной линии электропередачи.
Истцом не доказан факт изъятия земельного участка, поскольку распоряжение Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Астраханской области" не зарегистрировано в установленном законом порядке, а договор аренды земельных участков от 10.09.2004 N 04/31 не прекращен, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возмещения убытков, причиненных в связи с изъятием земельного участка.
Между тем, материалами дела подтверждается, что в целях строительства автомобильной дороги ответчиком в лице Министерства была демонтирована часть линии электропередачи, принадлежащая истцу на праве собственности.
Согласно отчету об оценке N С2-024-2012 по определению рыночной стоимости ВЛ-110 кВ N 133, 134 с отпайками в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области, проведенной по заказу Министерства, сметная стоимость строительства ВЛ ЛЭП 110 кВ составляет 6 353 010 руб.
Таким образом, истец подтвердил факт наличия убытков в виде уничтожения имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, размер убытков, вину ответчика, а также причинную связь между действиями ответчика и возникшим вредом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании убытков в размере 6 353 010 руб.
Доводы ответчика о недоказанности убытков правомерно признаны судом необоснованными, поскольку факт переустройства ВЛ-110 кВ N 133, 134 и повреждение имущества истца не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции.
В остальной части, в части удовлетворения требования истца о взыскании убытков в размере 1 333 397 руб. 44 коп., составляющих будущие расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав, изготовление технической документации, проведение кадастровых работ, правомерно отказано судом первой инстанции, поскольку истец не доказал необходимость совершения действий, связанных с изготовлением технической документации, и несения расходов в связи с этим, по государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права собственности, проведения кадастровых работ, а также не доказал, что в будущем он будет вынужден произвести соответствующие расходы, связанные с заключением новых договоров аренды земельных участков.
Суд правомерно указал, что поскольку фактического изъятия земельных участков не произошло, договоры аренды земельных участков не прекращены, то суждения о возможном заключении новых договоров аренды земельных участков, проведении кадастровых работ, и регистрации прав в отношении земельных участков (несение будущих расходов) являются преждевременными.
Поскольку условий возникновения гражданско-правовой ответственности не установлено, то, учитывая требования статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правомерно отказали истцу в удовлетворении заявленных в указанной части требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу N А06-8314/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)