Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Тервинская Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Кабировой Е.В., Кошелевой И.Л.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б., К.Е., К.С., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.А. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2012 года, которым Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя заявителей Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. - Г.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. обратились в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением об оспаривании действия органа местного самоуправления в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просили признать незаконными действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившиеся в решении N от <...> об отказе заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 32970 кв. м с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в общей долевой собственности заявителей, с вида разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
В обосновании заявления указывали, что 27 октября 2011 года они обратились в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, на которое получили ответ от <...> N, содержащий отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на положения ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 257 и на то обстоятельство, что спорный земельный массив относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Заявители находили оспариваемое решение не соответствующим положениям п. 1 ст. 209 ГК РФ, п. 1 ст. 78 ЗК РФ, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3. п. 3 ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", нарушающим их права на использование земельных участков для сельскохозяйственных целей каждым по мере своих возможностей, ведение личного подсобного хозяйства и распоряжение своей собственностью на свое усмотрение.
Полагали, что администрация не имела законных оснований для отказа заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 15 - 17).
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель заявителей Г.В. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и КУМИГ Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области в судебном заседании не участвовала, представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения заявления (59, 65 - 66).
2 февраля 2012 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым в удовлетворении заявления о признании незаконным действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка отказано (л.д. 68 - 72).
Б., К.Е., К.С., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.А. не согласились с законностью и обоснованностью постановленного решения, их представителем Г.В. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В качестве оснований для отмены судебного решения податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, имея в виду, что судом не были применены положения ст. 249 ГПК РФ, применены не подлежащие применению к спорным правоотношениям положения ст. 79 ЗК РФ, Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не учтены положения ст. 247 ГК РФ, п. 1 ст. 78 ЗК РФ, п. 2 ст. 3 и п. 4 ст. 7 Федерального закона N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Указывает, что при подготовке дела к судебному разбирательству администрацией МО Выборгский район" к материалам дела приобщены возражения, в которых указано, что земельный участок, об изменении разрешенного использования которого просят заявители, относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Между тем, доказательств, подтверждающих, что данный участок подпадает под действие постановления Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 257, администрация не представила, не представлен ею также и плана границ с адресом этого земельного участка. При этом суд указанные в возражениях обстоятельства не проверял, посчитав их установленными, в то время как правоустанавливающие документы не содержат сведений об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям.
С точки зрения представителя заявителей, суд самостоятельно, в отсутствие требований со стороны заявителей, рассмотрел вопрос о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Со ссылкой на ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", податель жалобы полагает, что оспариваемое решение препятствует развитию личных подсобных хозяйств, нарушает права и законные интересы заявителей.
Ссылаясь на п. 1 ст. 247 ГК РФ и ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", находит ошибочным вывод суда об отсутствии у общего собрания участников общей долевой собственности полномочий на принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 88 - 91).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заявителей Г.В. поддержал доводы жалобы.
Представители Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области и КУМИГ Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещены, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем судебной коллегией в соответствии со ст. 167 ГПК РФ постановлено определение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что заявителям на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N для ведения сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 32970 кв. м, адрес объекта: <адрес>. При этом Р.А. принадлежит 14970/32970 долей (л.д. 39), Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б. - каждому по 1500/32970 долей в праве общей долевой собственности на указанный участок (л.д. 27 - 38).
25 октября 2011 года Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. обратились с заявлением на имя главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка площадью 32970 кв. м (л.д. 20 - 21).
На указанное заявление председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области <...> дан ответ N, из содержания которого усматривается, что администрация данного муниципального образования, исходя из установленного действующим законодательством принципа сохранения целевого использования земельных участков, не считает целесообразным изменение вида разрешенного использования земель и рекомендует заявителям использовать земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с его целевым назначением - для ведения сельского хозяйства (л.д. 18 - 19).
В соответствии с пунктами "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям, (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- - нарушены права и свободы гражданина;
- - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и включают в свой состав:
- - сельскохозяйственные угодья;
- - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определен, что позволяет сделать вывод о невозможности проведения указанной процедуры, в частности, в отношении земельного участка из числа сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, исходя из смысла ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" ведение личного подсобного хозяйства предполагает производство сельскохозяйственной продукции. Такую же цель преследует использование земельного участка для ведения сельского хозяйства.
Исходя из вышеуказанных законоположений и с учетом отсутствия установленной цели использования земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий (для сенокошения, выпаса скота и т.д.), а также с учетом волеизъявления заявителей, изменение существующего вида разрешенного использования земельного участка на испрашиваемый не создает правообразующего обстоятельства, поскольку существующий вид разрешенного использования позволяет заявителям использовать земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции.
Изложенное свидетельствует о том, что ответ администрации, который расценивается заявителями как отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, не нарушает и не может нарушать права заявителей, поскольку законодательством не предусмотрена процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и не установлена обязанность какого бы то ни было органа разрешать вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (без изменения категории земли).
Между тем, исходя из позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной, в частности в письме от 15 декабря 2011 г. N ОГ-Д23-2457, до определения на законодательством уровне порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, целесообразно руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
На основании ст. 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных Законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
Таким образом, до установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до 31 декабря 2012 г. на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Данный вывод согласуется с положениями ст. ст. 14, 15, 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
Учитывая изложенное, следует признать, что обращение заявителей с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельного участка имело место в орган, не наделенный соответствующими полномочиями, а потому ответ администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области от <...> N нельзя расценивать как действие (решение), нарушающее права заявителей либо создающее препятствия к осуществлению ими своих прав, подлежащее оспариванию в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Соглашаясь с доводами жалобы о том, что действие ч. 4 ст. 79 ЗК РФ не распространяется на земельный участок, находящийся в собственности заявителей, поскольку он не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 257, судебная коллегия отмечает, что названные правовые нормы не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку просьба заявителей об изменении вида разрешенного использования не направлена на изменение цели использования земельного участка (ведение сельского хозяйства).
Исходя из изложенного, а также положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, в силу которых защите подлежит только нарушенное право, вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившегося в решении N от <...> об отказе заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, является правильным.
Руководствуясь ч. 2 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б., К.Е., К.С., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2012 N 33-3916/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. N 33-3916/2012
Судья Тервинская Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Кабировой Е.В., Кошелевой И.Л.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б., К.Е., К.С., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.А. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2012 года, которым Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя заявителей Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. - Г.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. обратились в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением об оспаривании действия органа местного самоуправления в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просили признать незаконными действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившиеся в решении N от <...> об отказе заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 32970 кв. м с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в общей долевой собственности заявителей, с вида разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
В обосновании заявления указывали, что 27 октября 2011 года они обратились в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, на которое получили ответ от <...> N, содержащий отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на положения ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 257 и на то обстоятельство, что спорный земельный массив относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Заявители находили оспариваемое решение не соответствующим положениям п. 1 ст. 209 ГК РФ, п. 1 ст. 78 ЗК РФ, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3. п. 3 ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", нарушающим их права на использование земельных участков для сельскохозяйственных целей каждым по мере своих возможностей, ведение личного подсобного хозяйства и распоряжение своей собственностью на свое усмотрение.
Полагали, что администрация не имела законных оснований для отказа заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 15 - 17).
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель заявителей Г.В. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и КУМИГ Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области в судебном заседании не участвовала, представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения заявления (59, 65 - 66).
2 февраля 2012 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым в удовлетворении заявления о признании незаконным действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка отказано (л.д. 68 - 72).
Б., К.Е., К.С., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.А. не согласились с законностью и обоснованностью постановленного решения, их представителем Г.В. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В качестве оснований для отмены судебного решения податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, имея в виду, что судом не были применены положения ст. 249 ГПК РФ, применены не подлежащие применению к спорным правоотношениям положения ст. 79 ЗК РФ, Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не учтены положения ст. 247 ГК РФ, п. 1 ст. 78 ЗК РФ, п. 2 ст. 3 и п. 4 ст. 7 Федерального закона N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Указывает, что при подготовке дела к судебному разбирательству администрацией МО Выборгский район" к материалам дела приобщены возражения, в которых указано, что земельный участок, об изменении разрешенного использования которого просят заявители, относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Между тем, доказательств, подтверждающих, что данный участок подпадает под действие постановления Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 257, администрация не представила, не представлен ею также и плана границ с адресом этого земельного участка. При этом суд указанные в возражениях обстоятельства не проверял, посчитав их установленными, в то время как правоустанавливающие документы не содержат сведений об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям.
С точки зрения представителя заявителей, суд самостоятельно, в отсутствие требований со стороны заявителей, рассмотрел вопрос о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Со ссылкой на ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", податель жалобы полагает, что оспариваемое решение препятствует развитию личных подсобных хозяйств, нарушает права и законные интересы заявителей.
Ссылаясь на п. 1 ст. 247 ГК РФ и ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", находит ошибочным вывод суда об отсутствии у общего собрания участников общей долевой собственности полномочий на принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 88 - 91).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заявителей Г.В. поддержал доводы жалобы.
Представители Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области и КУМИГ Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещены, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем судебной коллегией в соответствии со ст. 167 ГПК РФ постановлено определение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что заявителям на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N для ведения сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 32970 кв. м, адрес объекта: <адрес>. При этом Р.А. принадлежит 14970/32970 долей (л.д. 39), Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б. - каждому по 1500/32970 долей в праве общей долевой собственности на указанный участок (л.д. 27 - 38).
25 октября 2011 года Б., К.Е., К.С., Р.П., Р.Н., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.Ю., Г.Н., С., Р.Б., Р.А. обратились с заявлением на имя главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка площадью 32970 кв. м (л.д. 20 - 21).
На указанное заявление председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области <...> дан ответ N, из содержания которого усматривается, что администрация данного муниципального образования, исходя из установленного действующим законодательством принципа сохранения целевого использования земельных участков, не считает целесообразным изменение вида разрешенного использования земель и рекомендует заявителям использовать земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с его целевым назначением - для ведения сельского хозяйства (л.д. 18 - 19).
В соответствии с пунктами "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям, (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- - нарушены права и свободы гражданина;
- - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и включают в свой состав:
- - сельскохозяйственные угодья;
- - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определен, что позволяет сделать вывод о невозможности проведения указанной процедуры, в частности, в отношении земельного участка из числа сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, исходя из смысла ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" ведение личного подсобного хозяйства предполагает производство сельскохозяйственной продукции. Такую же цель преследует использование земельного участка для ведения сельского хозяйства.
Исходя из вышеуказанных законоположений и с учетом отсутствия установленной цели использования земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий (для сенокошения, выпаса скота и т.д.), а также с учетом волеизъявления заявителей, изменение существующего вида разрешенного использования земельного участка на испрашиваемый не создает правообразующего обстоятельства, поскольку существующий вид разрешенного использования позволяет заявителям использовать земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции.
Изложенное свидетельствует о том, что ответ администрации, который расценивается заявителями как отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, не нарушает и не может нарушать права заявителей, поскольку законодательством не предусмотрена процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и не установлена обязанность какого бы то ни было органа разрешать вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (без изменения категории земли).
Между тем, исходя из позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной, в частности в письме от 15 декабря 2011 г. N ОГ-Д23-2457, до определения на законодательством уровне порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, целесообразно руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
На основании ст. 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных Законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
Таким образом, до установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до 31 декабря 2012 г. на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Данный вывод согласуется с положениями ст. ст. 14, 15, 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
Учитывая изложенное, следует признать, что обращение заявителей с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельного участка имело место в орган, не наделенный соответствующими полномочиями, а потому ответ администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области от <...> N нельзя расценивать как действие (решение), нарушающее права заявителей либо создающее препятствия к осуществлению ими своих прав, подлежащее оспариванию в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Соглашаясь с доводами жалобы о том, что действие ч. 4 ст. 79 ЗК РФ не распространяется на земельный участок, находящийся в собственности заявителей, поскольку он не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 257, судебная коллегия отмечает, что названные правовые нормы не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку просьба заявителей об изменении вида разрешенного использования не направлена на изменение цели использования земельного участка (ведение сельского хозяйства).
Исходя из изложенного, а также положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, в силу которых защите подлежит только нарушенное право, вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившегося в решении N от <...> об отказе заявителям в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, является правильным.
Руководствуясь ч. 2 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б., К.Е., К.С., К.Г.П., К.А., К.Г.Н., Р.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)