Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2430(12)

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-2430(12)


Судья: Сентяй В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.
судей областного суда Суярковой В.В.
Тумакова А.А.,
при секретаре Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тумакова А.А. 09 августа 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Брянской области Д. на решение Климовского районного суда Брянской области от 31 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Администрации Брянской области к Администрации Климовского района Брянской области о признании права государственной собственности Брянской области на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах ООО "С." Климовского района Брянской области,

установила:

Администрация Брянской области обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации Климовского района Брянской области, в котором указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 101 -ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и на основании Постановления администрации Климовского района Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ, граждане А.А.Г., Б.М.Д. и другие всего 21 человек, ныне умершие, имели право на условные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения по га (кв. м) каждый, в границах ООО "С.", Климовского района, Брянской области. На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал. С момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не распоряжались земельными долями и не использовали их в соответствии с целевым назначением, в том числе более трех лет. В связи с этим истец просит суд: 1) изъять из долевой собственности в счет 21 невостребованной земельной долей земельные участки: с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рубля; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рублей; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рубля; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рублей; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рубля. 2) прекратить право долевой собственности граждан на 21 земельные доли по га (или кв. м) в границах ООО "С." Климовского района Брянской области. 3) признать право государственной собственности Брянской области на следующие земельные участки: с кадастровым номером N расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рубля; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рублей; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рубля; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рублей; с кадастровым номером N, расположенный, площадью кв. м, кадастровой стоимостью рубля.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 31 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Брянской области Д. просит отменить решение суда, указывая, что доводы суда о том, что земельные доли, в счет которых истец имеет намерение изъять земельный участок, не признаны в установленном порядке невостребованными, является необоснованным, поскольку с момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не распоряжались ими и не использовали их в соответствии с целевым назначением, в том числе более трех лет.
На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал, что подтверждается списком собственников невостребованных условных земельных долей, представленным сельским поселением.
Кроме того, в "Земельной газете" ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление с предложением собственникам в течение 90 дней заявить о своем желании воспользоваться правами собственников невостребованных земельных долей. Заявлений от заинтересованных лиц в установленный законом срок не последовало.
Считает, что указанные обстоятельства подлежат исследованию в судебном заседании.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Тумакова А.А., исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований ч. 5 ст. 13 ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки; образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта РФ; субъект РФ вправе направить в суд заявление о признании права собственности на этот земельный участок.
В соответствии со ст. 6 указанного закона, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае не использования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что земельные доли, в счет которых истец имеет намерение изъять земельный участок, не признаны в установленном порядке невостребованными.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец не предоставил суду достаточных данных, свидетельствующих об отсутствии материального правопреемства после смерти лиц, за счет земельных долей которых истец хочет изъять земельный участок.
Кроме того, суд в решении указал, что истцом по делу является администрация Брянской области, не являющаяся органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, в счет которого истец имеет намерение изъять земельный участок, то есть в суд с иском обратился ненадлежащий истец.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29.12.2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" в Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" внесены изменения, в частности введена в действие статья 12.1, которой установлены новые правовые нормы, применяемые к невостребованным земельным долям. Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2011 года, что отражено в статье 8 данного Федерального закона.
В соответствии с требованиями п. 8 ст. 12.1 Закона Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными может только орган местного самоуправления, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация Брянской области не является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. Для ст. 12.1 указанного закона иных сроков вступления в силу законодателем не определено.
В силу ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Законодательством было определено, что Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" вступает в силу с 01 июля 2011 года, а, следовательно, и ст. 12.1 вступила в силу с 01 июля 2011 года.
Иных сроков вступления данной статьи в силу законодателем не предусмотрено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела и оснований к отмене решения по доводам, изложенным в жалобе, не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Климовского районного суда Брянской области от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Брянской области Д. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.БОГОРОДСКАЯ

Судьи
областного суда
В.В.СУЯРКОВА
А.А.ТУМАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)