Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Загоруйко Л.В.
Судья: Пасютина Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Гроза Н.В.,
судей коллегии: Загоруйко Л.В., Косарева Е.Н.,
при секретаре: П.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда от 22 апреля 2011 года.
Заслушав дело по докладу судьи Загоруйко Л.В., пояснения представителя администрации г. Благовещенска З.А. по доверенности, представителя З.С. - П.Д. по доверенности, судебная коллегия
установила:
З.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Благовещенска о признании незаконными действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск".
В обоснование заявленных требований указала, что мая 2010 г. она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении участка для строительства гаража. ноября 2010 года Администрацией г. Благовещенска истице был выдан акт N о выборе земельного участка для размещения гаража. В феврале 2011 года в еженедельной официальной газете "Благовещенск" на период 11-17 февраля 2011 года администрация города Благовещенска дала следующее объявление: "Администрация города Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв. м в квартале 8 города Благовещенска для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка". Считает, что это объявление содержит элемент объявления торгов (конкурса, аукциона), что не предусмотрено п. 3 ст. 31 ЗК РФ в отношении земельного участка являющегося предметом процедуры согласования места размещения объекта и выделяемого конкретному заявителю, поскольку на торги выставляются только те участки, которые предоставляются без предварительного согласования. Истец полагает, что указанными действиями органа местного самоуправления нарушаются ее права, просила признать их незаконными.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях.
Представитель администрации г. Благовещенска возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что истцом не представлено доказательств незаконности действий администрации. Сослался на позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.10.2010 N 4224/10, согласно которой действия администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск" (11-17 февраля 2011 г.) в части "приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка", были осуществлены полностью в соответствии с официальным толкованием ст. 30, 31 ЗК РФ Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда от 22 апреля 2011 года заявленные исковые требования З.С. удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Настаивает на необходимости применения к данному спору позиции, Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.10.2010 N 4224/10.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, находит решение суда подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что участниками правоотношений по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта являются заявитель и орган местного самоуправления. В отличие от предоставления земельного участка для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта положения ч. 5 ст. 30 ЗК РФ не допускают множественности лиц в данных правоотношениях. Положения данных статей четко указывают на обязательность предоставления земельного участка именно лицу, обратившемуся за таким предоставлением. Обращение лица в орган местного самоуправления за выбором земельного участка инициирует процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отсутствие в положениях данной статьи указания на возможность подачи заявлений иными лицами и способ определения лица, имеющего право на заключение соответствующего договора, из числа претендентов, а также сама конструкция положений, по мнению суда первой инстанции, четко указывают на ограниченный круг участников соответствующих правоотношений - заявитель и полномочный орган и соответственно исключает права всех остальных претендентов, обратившихся после возникновения соответствующих правоотношений. В связи с этим, какого-либо дополнительного регулирования разрешение данного вопроса не требует, а, соответственно, и отсутствует необходимость в проведении процедуры торгов, необходимость поиска иных претендентов путем размещения соответствующей информации. На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в части слов "приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка".
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, что является основанием для отмены решения суда.
Доводы жалобы о необоснованном отклонении позиции администрации г. Благовещенска, основанной на позиции Постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10, заслуживают внимания.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Земельный кодекс РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Удовлетворяя требования истицы, суд пришел к выводу о незаконности действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск" (11-17 февраля 2011 года) "Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв. м в квартале 8 города Благовещенска для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка" в части "приема заявлений о предоставлении в аренду данного участка". Вместе с тем судебная коллегия не усматривает нарушения прав истицы, поскольку выводы о возможном нарушении прав в связи с проведением торгов основаны на предполагаемой процедуре, опубликованное объявление отвечает принципу сочетания интересов общества и З.С., позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
Указанные обстоятельства свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого решения, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полностью, коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда от 22 апреля 2011 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований З.С. к Администрации гор. Благовещенска о признании незаконными действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск": "Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв. м в квартале 8 города Благовещенска для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка" в части "приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2573/11
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. по делу N 33-2573/11
Докладчик: Загоруйко Л.В.
Судья: Пасютина Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Гроза Н.В.,
судей коллегии: Загоруйко Л.В., Косарева Е.Н.,
при секретаре: П.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Благовещенска на решение Благовещенского городского суда от 22 апреля 2011 года.
Заслушав дело по докладу судьи Загоруйко Л.В., пояснения представителя администрации г. Благовещенска З.А. по доверенности, представителя З.С. - П.Д. по доверенности, судебная коллегия
установила:
З.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Благовещенска о признании незаконными действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск".
В обоснование заявленных требований указала, что мая 2010 г. она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении участка для строительства гаража. ноября 2010 года Администрацией г. Благовещенска истице был выдан акт N о выборе земельного участка для размещения гаража. В феврале 2011 года в еженедельной официальной газете "Благовещенск" на период 11-17 февраля 2011 года администрация города Благовещенска дала следующее объявление: "Администрация города Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв. м в квартале 8 города Благовещенска для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка". Считает, что это объявление содержит элемент объявления торгов (конкурса, аукциона), что не предусмотрено п. 3 ст. 31 ЗК РФ в отношении земельного участка являющегося предметом процедуры согласования места размещения объекта и выделяемого конкретному заявителю, поскольку на торги выставляются только те участки, которые предоставляются без предварительного согласования. Истец полагает, что указанными действиями органа местного самоуправления нарушаются ее права, просила признать их незаконными.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях.
Представитель администрации г. Благовещенска возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что истцом не представлено доказательств незаконности действий администрации. Сослался на позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.10.2010 N 4224/10, согласно которой действия администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск" (11-17 февраля 2011 г.) в части "приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка", были осуществлены полностью в соответствии с официальным толкованием ст. 30, 31 ЗК РФ Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда от 22 апреля 2011 года заявленные исковые требования З.С. удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Настаивает на необходимости применения к данному спору позиции, Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.10.2010 N 4224/10.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, находит решение суда подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что участниками правоотношений по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта являются заявитель и орган местного самоуправления. В отличие от предоставления земельного участка для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта положения ч. 5 ст. 30 ЗК РФ не допускают множественности лиц в данных правоотношениях. Положения данных статей четко указывают на обязательность предоставления земельного участка именно лицу, обратившемуся за таким предоставлением. Обращение лица в орган местного самоуправления за выбором земельного участка инициирует процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отсутствие в положениях данной статьи указания на возможность подачи заявлений иными лицами и способ определения лица, имеющего право на заключение соответствующего договора, из числа претендентов, а также сама конструкция положений, по мнению суда первой инстанции, четко указывают на ограниченный круг участников соответствующих правоотношений - заявитель и полномочный орган и соответственно исключает права всех остальных претендентов, обратившихся после возникновения соответствующих правоотношений. В связи с этим, какого-либо дополнительного регулирования разрешение данного вопроса не требует, а, соответственно, и отсутствует необходимость в проведении процедуры торгов, необходимость поиска иных претендентов путем размещения соответствующей информации. На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в части слов "приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка".
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, что является основанием для отмены решения суда.
Доводы жалобы о необоснованном отклонении позиции администрации г. Благовещенска, основанной на позиции Постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10, заслуживают внимания.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Земельный кодекс РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Удовлетворяя требования истицы, суд пришел к выводу о незаконности действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск" (11-17 февраля 2011 года) "Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв. м в квартале 8 города Благовещенска для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка" в части "приема заявлений о предоставлении в аренду данного участка". Вместе с тем судебная коллегия не усматривает нарушения прав истицы, поскольку выводы о возможном нарушении прав в связи с проведением торгов основаны на предполагаемой процедуре, опубликованное объявление отвечает принципу сочетания интересов общества и З.С., позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
Указанные обстоятельства свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого решения, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полностью, коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда от 22 апреля 2011 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований З.С. к Администрации гор. Благовещенска о признании незаконными действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете "Благовещенск": "Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв. м в квартале 8 города Благовещенска для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка" в части "приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)