Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Киньягуловой Т.М., Троценко Ю.Ю.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Ф. к ООО "Агрофирма им. Цюрупы" удовлетворить.
Обязать ООО "Агрофирма им. Цюрупы" провести мероприятия по выделению земельного пая, в том числе: межевание земельного участка, предназначенного для выделения паев, обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка, утвердить перечисленные документы и передать документы в районную комиссию для согласования.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с иском к ООО "Агрофирма им. Цюрупы" о понуждении к проведению мероприятий по выделению земельного пая.
В обоснование иска указано, что решением Уфимского районного суда от ... года за ним признано право на получение земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в ООО "Агрофирма им. Цюрупы" в соответствии с п. 2 Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан".
ООО Агрофирма им. Цюрупы в лице директора Н. в нарушение Постановления Правительства N 60 от 15.03.2006 г., Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан" отказывает в выделении земельного пая, не предпринимает никаких мер по выделению земельного пая.
Также указывается, что в хозяйстве не работает внутрихозяйственная комиссия по выделению паев, не утверждены списки лиц имеющих право на получение пая, не определены площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих передаче в собственность граждан, не организованы работы по уточнению площадей предназначенных к распределению земель, не переданы в районную внутрихозяйственную комиссию утвержденные списки граждан и иные документы, оформленные надлежащим образом.
Директор Агрофирмы Н. не предоставляет письменное подтверждение отказа в выделении пая, ограничиваясь устными заявлениями.
Процедура рассмотрения землеустроительных материалов, проектов перераспределения земель, согласования решений о выделении паев, межевание и кадастровый учет земельного участка занимает длительное время.
Бездействие должностного лица Н. по выполнению Постановления Правительства по выделению земельного пая уже сейчас делает невозможным выделение пая в установленные Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в РБ" в сроки - до ... года
На основании изложенного истец просил обязать ответчика провести мероприятия по выделению земельного пая, в том числе межевание земельного участка, предназначенного для выделения паев, обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка, утвердить перечисленные документы и передать в установленном законом порядке документы в районную комиссию для согласования.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н., выслушав Ф., представителя ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - К., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
Согласно п. 2.1 Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 15.03.2006 N 60, внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций. Руководство указанными комиссиями осуществляют руководители сельскохозяйственных организаций или главы администраций (л.д. 25 - 36).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии согласно п. 2.3 вышеуказанного Порядка относятся:
- - принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- - определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации;
- - организация в соответствии с установленным порядком публикации в средствах массовой информации сведений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - рассмотрение землеустроительных материалов, в том числе проектов перераспределения земель;
- - обеспечение землеустройства на территории сельскохозяйственной организации или сельского поселения.
Для составления списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), внутрихозяйственная комиссия осуществляет сбор следующих материалов:
- - списков граждан, проживающих на территории сельского поселения, где расположена или располагалась сельскохозяйственная организация, выдаваемых органом местного самоуправления сельского поселения;
- - данных о количестве работающих в сельскохозяйственной организации и пенсионеров, выдаваемых сельскохозяйственной организацией и органом местного самоуправления сельского поселения;
- - сведений из налоговой инспекции и органов местного самоуправления муниципального района и сельского поселения о действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах;
- - правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные (используемые) сельскохозяйственным организациям, выдаваемых органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района;
- - ранее принятых решений общих собраний трудовых коллективов о реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - обобщенных сведений из службы земельного кадастра о земельных участках, находящихся на территории муниципального образования.
Пунктом 4.7 Порядка установлено, что формирование земельных участков, подлежащих приватизации, проводится с учетом требований Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ. Предварительные материалы согласовываются с районной комиссией.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 года (в редакции от 08.12.2011 года) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Как следует из материалов дела, решением Уфимского районного суда РБ от 12.02.2010 года за Ф. признано право на получение земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в ООО "Агрофирма им. Цюрупы" в соответствии с п. 2 Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан" (л.д. 10 - 11).
По утверждению истца Ф. ООО Агрофирма им. Цюрупы в лице директора Н. в нарушение Постановления Правительства N 60 от 15.03.2006 г., Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан" отказывает в выделении земельного пая, не предпринимает никаких мер по выделению земельного пая.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Ф. и об обязании ООО "Агрофирма им. Цюрупы" провести мероприятия по выделению земельного пая, в том числе: межевание земельного участка, предназначенного для выделения паев, обеспечение изготовление кадастрового паспорта земельного участка, утверждение перечисленных документов с передачей их в районную комиссию для согласования, поскольку решением Уфимского районного суда РБ от ... года за Ф. признано право на получение земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в ООО "Агрофирма им. Цюрупы", а из содержания вышеприведенных норм Закона следует, что подготовку документов по межеванию земельного участка сельскохозяйственного назначения для представления гражданам, имеющим право на получение земельного пая, его кадастрового учет, возлагается на внутрихозяйственную комиссию, образуемую сельскохозяйственной организацией.
Районная комиссия осуществляет лишь утверждение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации и согласование материалов, представленных внутрихозяйственными комиссиями.
Доводы ответчика о том, что истец Ф. был включен в список, который был передан в районную комиссию, не свидетельствует о том, что право истца на получение земельного пая было реализовано, поскольку это невозможно без определения местоположения земельного участка, подлежащего передаче лицам, имеющим право на получение земельного пая.
В суде апелляционной инстанции представителем ООО "Агрофирма им.Цюрупы" не были представлены доказательства о том, что в Администрации муниципального района Уфимский район РБ имеется информация о местоположении земельного участка, подлежащего передаче истцу, а также включении истца Ф. в дополнительный список, который был передан в районную комиссию, об издании постановления главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ с указанием кадастрового номера земельного участка, его размера и местоположения.
Выводы суда о возложении обязанности на ООО "Агрофирма им.Цюрупы" провести мероприятие по выделению земельного пая Ф. являются обоснованными, соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованием закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 30.01.2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ
Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 19.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4467/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2012 г. по делу N 33-4467/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Киньягуловой Т.М., Троценко Ю.Ю.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Ф. к ООО "Агрофирма им. Цюрупы" удовлетворить.
Обязать ООО "Агрофирма им. Цюрупы" провести мероприятия по выделению земельного пая, в том числе: межевание земельного участка, предназначенного для выделения паев, обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка, утвердить перечисленные документы и передать документы в районную комиссию для согласования.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с иском к ООО "Агрофирма им. Цюрупы" о понуждении к проведению мероприятий по выделению земельного пая.
В обоснование иска указано, что решением Уфимского районного суда от ... года за ним признано право на получение земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в ООО "Агрофирма им. Цюрупы" в соответствии с п. 2 Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан".
ООО Агрофирма им. Цюрупы в лице директора Н. в нарушение Постановления Правительства N 60 от 15.03.2006 г., Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан" отказывает в выделении земельного пая, не предпринимает никаких мер по выделению земельного пая.
Также указывается, что в хозяйстве не работает внутрихозяйственная комиссия по выделению паев, не утверждены списки лиц имеющих право на получение пая, не определены площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих передаче в собственность граждан, не организованы работы по уточнению площадей предназначенных к распределению земель, не переданы в районную внутрихозяйственную комиссию утвержденные списки граждан и иные документы, оформленные надлежащим образом.
Директор Агрофирмы Н. не предоставляет письменное подтверждение отказа в выделении пая, ограничиваясь устными заявлениями.
Процедура рассмотрения землеустроительных материалов, проектов перераспределения земель, согласования решений о выделении паев, межевание и кадастровый учет земельного участка занимает длительное время.
Бездействие должностного лица Н. по выполнению Постановления Правительства по выделению земельного пая уже сейчас делает невозможным выделение пая в установленные Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в РБ" в сроки - до ... года
На основании изложенного истец просил обязать ответчика провести мероприятия по выделению земельного пая, в том числе межевание земельного участка, предназначенного для выделения паев, обеспечить изготовление кадастрового паспорта земельного участка, утвердить перечисленные документы и передать в установленном законом порядке документы в районную комиссию для согласования.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н., выслушав Ф., представителя ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - К., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
Согласно п. 2.1 Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 15.03.2006 N 60, внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций. Руководство указанными комиссиями осуществляют руководители сельскохозяйственных организаций или главы администраций (л.д. 25 - 36).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии согласно п. 2.3 вышеуказанного Порядка относятся:
- - принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- - определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации;
- - организация в соответствии с установленным порядком публикации в средствах массовой информации сведений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - рассмотрение землеустроительных материалов, в том числе проектов перераспределения земель;
- - обеспечение землеустройства на территории сельскохозяйственной организации или сельского поселения.
Для составления списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), внутрихозяйственная комиссия осуществляет сбор следующих материалов:
- - списков граждан, проживающих на территории сельского поселения, где расположена или располагалась сельскохозяйственная организация, выдаваемых органом местного самоуправления сельского поселения;
- - данных о количестве работающих в сельскохозяйственной организации и пенсионеров, выдаваемых сельскохозяйственной организацией и органом местного самоуправления сельского поселения;
- - сведений из налоговой инспекции и органов местного самоуправления муниципального района и сельского поселения о действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах;
- - правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные (используемые) сельскохозяйственным организациям, выдаваемых органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района;
- - ранее принятых решений общих собраний трудовых коллективов о реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- - обобщенных сведений из службы земельного кадастра о земельных участках, находящихся на территории муниципального образования.
Пунктом 4.7 Порядка установлено, что формирование земельных участков, подлежащих приватизации, проводится с учетом требований Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ. Предварительные материалы согласовываются с районной комиссией.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 года (в редакции от 08.12.2011 года) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Как следует из материалов дела, решением Уфимского районного суда РБ от 12.02.2010 года за Ф. признано право на получение земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в ООО "Агрофирма им. Цюрупы" в соответствии с п. 2 Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан" (л.д. 10 - 11).
По утверждению истца Ф. ООО Агрофирма им. Цюрупы в лице директора Н. в нарушение Постановления Правительства N 60 от 15.03.2006 г., Закона РБ "О земельных отношениях в Республике Башкортостан" отказывает в выделении земельного пая, не предпринимает никаких мер по выделению земельного пая.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Ф. и об обязании ООО "Агрофирма им. Цюрупы" провести мероприятия по выделению земельного пая, в том числе: межевание земельного участка, предназначенного для выделения паев, обеспечение изготовление кадастрового паспорта земельного участка, утверждение перечисленных документов с передачей их в районную комиссию для согласования, поскольку решением Уфимского районного суда РБ от ... года за Ф. признано право на получение земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в ООО "Агрофирма им. Цюрупы", а из содержания вышеприведенных норм Закона следует, что подготовку документов по межеванию земельного участка сельскохозяйственного назначения для представления гражданам, имеющим право на получение земельного пая, его кадастрового учет, возлагается на внутрихозяйственную комиссию, образуемую сельскохозяйственной организацией.
Районная комиссия осуществляет лишь утверждение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации и согласование материалов, представленных внутрихозяйственными комиссиями.
Доводы ответчика о том, что истец Ф. был включен в список, который был передан в районную комиссию, не свидетельствует о том, что право истца на получение земельного пая было реализовано, поскольку это невозможно без определения местоположения земельного участка, подлежащего передаче лицам, имеющим право на получение земельного пая.
В суде апелляционной инстанции представителем ООО "Агрофирма им.Цюрупы" не были представлены доказательства о том, что в Администрации муниципального района Уфимский район РБ имеется информация о местоположении земельного участка, подлежащего передаче истцу, а также включении истца Ф. в дополнительный список, который был передан в районную комиссию, об издании постановления главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ с указанием кадастрового номера земельного участка, его размера и местоположения.
Выводы суда о возложении обязанности на ООО "Агрофирма им.Цюрупы" провести мероприятие по выделению земельного пая Ф. являются обоснованными, соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованием закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 30.01.2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ООО "Агрофирма им. Цюрупы" - Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ
Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)