Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 31.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2144АП/2012Г.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2012 г. по делу N 33-2144АП/2012г.


Судья Патрушева А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Коми
в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,
судей Ошманкевича Р.А., Сироткиной Е.М.,
при секретаре К.С.,
рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2012 г. дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2012 г., которым в удовлетворении исковых требований Ф. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка (кадастровый номер...), предоставлении земельного участка в аренду, признании незаконным и отмене с момента принятия постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" N... от 30.12.2011, отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснение Ф., его представителя К.О., судебная коллегия

установила:

Ф. обратился в суд иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа администрации МО ГО "Сыктывкар" в предоставлении в аренду земельного участка (кадастровый номер...), обязании в соответствии с пунктом 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставить земельный участок в аренду, признании незаконным и отмене с момента принятия постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" N... от 30.12.2011.
В ходе разбирательства по делу Ф. на иске настаивал.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с иском не согласилась.
Суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ф. 15.05.2009 обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "..." по ул. ... в г.... в районе здания N... с указанием площади земельного участка... кв. м, этажности - 3, общей площади, кубатуры, конструктивных характеристик, мощности объекта по проекту. Постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" N... от 07.10.2009 г. был утвержден акт выбора земельного участка и утверждена схема его расположения в составе земель населенных пунктов, предварительно согласовано заявителю место размещения объекта строительства сроком на 3 года.
По заявке Ф. архитектором был разработан эскизный проект объекта "...".
17.02.2010 земельный участок, площадью ... кв. м поставлен Ф. на кадастровый учет под номером ... с назначением: для размещения объекта "...".
28.03.2011 г. и 30.03.2011 г. Ф. обратился к ответчику с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду.
Письмом заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" N... от 09.08.2011 Ф. отказано в предоставлении в аренду земельного участка (кадастровый номер...) под строительство торгово-офисного здания по ул.... г.... по тому основанию, что по ранее предоставленным заявителю земельным участкам им была осуществлена уступка права другим лицам, что свидетельствует о стремлении получить земельный участок в целях незаконного обогащения за счет продажи земель, находящихся в собственности муниципального образования, рассматриваемый участок будет предоставлен для строительства через торги.
Постановлением главы администрации МО ГО от 30.12.2011 г. N... постановление от 07.10.2009 г. о предварительном согласовании места размещения объекта было отменено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того обстоятельства, что при выборе Ф. земельного участка были нарушены нормы земельного законодательства, повлекшие отмену как незаконного постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" N... от 07.10.2009.
Вывод суда соответствует закону и обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п 3, п. п. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Пунктами 2.1., 2.12. Положения о порядке пользования землями в границах муниципального образования "Город Сыктывкар", утвержденного решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.10.2003 г. 4/10-79, действующего на момент вынесения постановления о предварительном согласовании места размещения объекта от 07.10.2009 г. предусматривалось, что с соответствии с утвержденным генеральным планом застройки г. Сыктывкара земельные участки предоставляются целевым назначением без проведения конкурсов и аукционов:
- - для размещения муниципальных объектов;
- - инвалидам для размещения временных металлических гаражей;
- - для ведения крестьянского хозяйства;
- - для ведения индивидуального жилищного строительства, садоводства, а также для сельхозиспользования (под огороды).
В случае если конкурс (аукцион) на право получения аренды земельного участка не состоялся, земельный участок передается в аренду без конкурса (аукциона) на тех же условиях не ниже первоначально установленной стартовой цены.
Таким образом, в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ незастроенные (свободные) земельные участки для строительства предоставляются в собственность (пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем по общему правилу необходимо провести торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В нарушение данных норм земельного законодательства торги по продаже земельного участка под строительство здания в собственность или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка не проводились, что создает условия для приобретения истцом застроенного земельного участка в собственность или в аренду по правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обход установленного законом порядка предоставления земельных участков для строительства.
Поскольку нарушение императивных норм законодательства является основанием для признания постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта недействительным, суд правомерно учел факт нарушения этих норм.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о несоблюдении последующей процедуры, установленной статьями 31, 32 Земельного кодекса РФ не опровергают правильности выводов суда и основанием для отмены решения суда не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)