Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Токарчук Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Малич В.С.,
судей Пойменовой С.Н. и Лозовой Н.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
08 сентября 2011 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области
на решение Калининского районного суда Тверской области от 28 июня 2011 года, которым постановлено:
"Признать незаконными бездействия Администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Возложить на Администрацию МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области обязанность по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, с земельного участка расположенного в 50 метрах от весовой вблизи животноводческой фермы в д. Дмитровское в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области государственную пошлину в сумме 200 рублей".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района Тверской области Якунин А.Б. обратился в суд с заявлением. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Калининского района Тверской области проведена проверка по результатам которой установлено, что Администрацией МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области не исполнены обязанности по вывозу бытовых отходов, а также нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что на землях Заволжского сельского поселения в д. Дмитровское в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы, находится несанкционированная свалка бытовых отходов размером 60 м х 40 м. Бездействие и нарушение Администрацией Заволжского сельского поселения действующего законодательства приводит к загрязнению окружающей природной среды, захламляет земельный участок отходами, создает антисанитарные условия, способствующие распространению опасных заболеваний.
Руководствуясь ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 8, 1, 1, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст. 3, 28 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", ст. 11 Федерального закона РФ "Об охране окружающей природной среды" от 10.01.2002 года N 7 ФЗ, ст. 45, 254 ГПК РФ, просит: признать незаконным бездействие Администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на землях Заволжского сельского поселения в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы в д. Дмитровское. Возложить на Администрацию МО 6 "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, обязанность по очистке от захламления, вывозу бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного в в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы в д. Дмитровское в срок до 01:07.2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и уточнила, обязав администрацию очистить от захламления земельный участок в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Представитель Администрации МО "Заволжское сельское поселение"Калининского района Тверской области С. в судебном заседании заявленные прокурором Калининского района Тверской области требования не признал и пояснил, что поскольку свалка находится на землях Департамента лесного комплекса Тверской области, они и должны производить уборку данной территории. После выявления указанной свалки, администрация направила в адрес Департамента лесного комплекса Тверской области письмо о необходимости принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. При этом пояснил, что в настоящее время в д. Дмитровское нет мест для сбора мусора, есть только проект, работа по этому вопросу проводится в приоритетном порядке. Кроме того дополнил, что в д. Дмитровское частные домовладения, поэтому граждане самостоятельно вывозят мусор.
Представитель Департамента лесного комплекса Тверской области В. поддержала требования заявленные прокурором Калининского района Тверской области и пояснила суду, что законодательством РФ обязанность по организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов возложена на органы местного самоуправления. Тот факт, что данная свалка находится на землях Лесного фонда, не имеет значения для решения вопроса рассматриваемого судом, поскольку в данном случае имеет место складирование отходов, именно бытового мусора от жизнедеятельности населения и не связана с негативным воздействием на лес в том смысле, который вложен в это понятие Лесным кодексом и Правилами санитарной безопасности в лесах, поскольку в указанных нормах под санитарно-оздоровительными мероприятиями понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения, связанных с воздействием ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой), а также при наличии в них валежнои древесины. В целях оценки текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов, определения границ повреждений леса, учета численности вредителей и распространенности болезней проводятся лесопатологические исследования для планирования и обоснования мероприятий по защите лесов. Сообщений о повреждении лесных насаждений на указанном лесном участке в Департамент не поступало. Материалами проверки прокуратуры какого-либо негативного воздействия на лес, загрязнения земель лесного фонда, не установлено. Полагала, что указанная свалка образовалась вследствие отсутствия организованных для сбора и вывоза бытового мусора специальных мест, поэтому население оставляет отходы в непредназначенных местах, которыми, как правило являются придорожные канавы и лесные участки вблизи населенных пунктов. Бездействие со стороны администрации негативно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, поэтому необходимо обязать администрацию организовать сбор бытовых отходов и мусора на данной территории.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области С. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Калининского района Тверской области. Считает решение незаконным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Прокурором и представителем Департамента лесного комплекса Тверской области не оспаривалось то, что несанкционированная свалка находится на земельном участке, который относится к землям лесного фонда. Суд не дал правовую оценку полномочий органов местного самоуправления поселений в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельных участков, относящихся к землям лесного фонда. Выводы суда о размещении свалки на территории д. Дмитровского Калининского района неверны. С учетом анализа норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Тверской области.
Резолютивная часть решения изложена нечетко, невозможно определить, каким образом может осуществляться исполнение решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заслушав докладчика по делу, судебная коллегия находит постановленное решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Прокуратурой Калининского района Тверской области проведена проверка по результатам которой установлено, что Администрацией МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области не исполнены обязанности по вывозу бытовых отходов, а также нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что на землях Заволжского сельского поселения в д. Дмитровское в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы находится несанкционированная свалка бытовых отходов размером 60 м x 40 м. Бездействие и нарушение Администрацией Заволжского сельского поселения действующего законодательства приводит к загрязнению окружающей природной среды, захламляет земельный участок отходами, создает антисанитарные условия, способствующие распространению опасных заболеваний.
Разрешая заявленные прокурором Калининского района Тверской области требования о признании незаконным бездействия Администрации МО "Заволжского сельское поселение" Калининского района Тверской области, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидация несанкционированного размещения бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления.
Применяя нормы ст. 13 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 года, в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, суд первой инстанции сделал вывод, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, требуемые мероприятия находятся в их компетенции, поскольку, указанная свалка находится в д. Дмитровское в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы. Это не оспаривалось представителем Администрации МО "Заволжское сельское поселение", захламление территории связано именно с жизнедеятельностью человека и в связи со складированием бытовых отходов в месте, не отведенном для этих целей, что и образует свалку.
Представитель Департамента лесного комплекса Тверской области В., поддерживая требования заявленные прокурором, пояснила суду, что данная свалка находится на землях Лесного фонда, это не имеет значения для решения вопроса рассматриваемого судом, поскольку в данном случае имеет место складирование отходов, именно бытового мусора от жизнедеятельности населения и не связана с негативным воздействием на лес.
С подобной позицией суда судебная коллегия не согласна.
Так, согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Под негативным воздействием на окружающую среду согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 16 названного Федерального закона одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года N 414, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия отнесены к санитарно-оздоровительным мероприятиям.
Пунктами 66 - 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза N 523 от 29.12.2007 года, очистка лесов от отходов включена в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, с учетом приведенных положений федеральных законов и подзаконных актов следует признать, что размещение отходов на территории лесного фонда оказывает негативное воздействие на леса и должно предотвращаться путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Иная позиция суда первой инстанции по данному вопросу противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фона находятся в федеральной собственности.
Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений согласно статье 83 Лесного кодекса РФ передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в частности: организация использования лесов, их охрана, защита; воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений является Департамент лесного комплекса Тверской области, что закреплено в п. 1 Положения о Департаменте лесного комплекса Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 31.12.2009 года N 583-па.
Согласно абзацу 10 п. 9.5 указанного Положения Департамент организует проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Тверской области.
Таким образом, при рассмотрении заявления прокурора, для выяснения обстоятельств, имеющих значения для дела, выяснения в чьей компетенции находится организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, суд первой инстанции должен выяснить месторасположение несанкционированной свалки: на территории лесного фонда или на землях Заволжского сельского поселения в д. Дмитровское.
В материалах дела имеется план земельного массива д. Дмитровское (л.д. 25), на котором имеются указания земли лесного фонда и сельских поселений, выполненных вручную. В материалах дела отсутствуют сведения, закрепляющих территорию, где находиться свалка, за конкретным органом.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Департамента лесного комплекса Тверской области В., приводя доводы об обязанности и полномочиях органов местного самоуправления по сбору и вывозу бытового мусора как с территории сельских поселений, так и с территории Лесного фонда, не оспаривает того обстоятельства, что данная территория относится к лесному фонду.
Полномочия органов местного самоуправления, в том числе в области лесных отношений, регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, к вопросам местного значения поселения в данной области отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора (ст. 14 Закона). К вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (ст. 16 Закона).
Указанные полномочия финансируются за счет средств местных бюджетов.
По смыслу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 6 ст. 19) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно осуществляться федеральным законом, предусматривающим ряд существенных условий, однако, специального федерального закона о наделении такими полномочиями нет, не предусматривает их и Лесной кодекс РФ.
Статья 84 Лесного кодекса РФ лишь закрепляет, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства требуют дополнительного исследования, а нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть устранены судом кассационной инстанции, дело необходимо направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, обсудить вопрос о необходимости предоставлениями сторонами дополнительных доказательств, дать правовую оценку их доводам и возражениям и разрешить спор в соответствии с требованиями норм гражданского законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Тверской области от 28 июня 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
В.С.МАЛИЧ
Судьи
областного суда
С.Н.ПОЙМЕНОВА
Н.В.ЛОЗОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.09.2011 N 33-3617
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2011 г. N 33-3617
Судья: Токарчук Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Малич В.С.,
судей Пойменовой С.Н. и Лозовой Н.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
08 сентября 2011 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области
на решение Калининского районного суда Тверской области от 28 июня 2011 года, которым постановлено:
"Признать незаконными бездействия Администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Возложить на Администрацию МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области обязанность по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, с земельного участка расположенного в 50 метрах от весовой вблизи животноводческой фермы в д. Дмитровское в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области государственную пошлину в сумме 200 рублей".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района Тверской области Якунин А.Б. обратился в суд с заявлением. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Калининского района Тверской области проведена проверка по результатам которой установлено, что Администрацией МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области не исполнены обязанности по вывозу бытовых отходов, а также нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что на землях Заволжского сельского поселения в д. Дмитровское в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы, находится несанкционированная свалка бытовых отходов размером 60 м х 40 м. Бездействие и нарушение Администрацией Заволжского сельского поселения действующего законодательства приводит к загрязнению окружающей природной среды, захламляет земельный участок отходами, создает антисанитарные условия, способствующие распространению опасных заболеваний.
Руководствуясь ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 8, 1, 1, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст. 3, 28 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", ст. 11 Федерального закона РФ "Об охране окружающей природной среды" от 10.01.2002 года N 7 ФЗ, ст. 45, 254 ГПК РФ, просит: признать незаконным бездействие Администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области по невыполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на землях Заволжского сельского поселения в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы в д. Дмитровское. Возложить на Администрацию МО 6 "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, обязанность по очистке от захламления, вывозу бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного в в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы в д. Дмитровское в срок до 01:07.2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и уточнила, обязав администрацию очистить от захламления земельный участок в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Представитель Администрации МО "Заволжское сельское поселение"Калининского района Тверской области С. в судебном заседании заявленные прокурором Калининского района Тверской области требования не признал и пояснил, что поскольку свалка находится на землях Департамента лесного комплекса Тверской области, они и должны производить уборку данной территории. После выявления указанной свалки, администрация направила в адрес Департамента лесного комплекса Тверской области письмо о необходимости принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. При этом пояснил, что в настоящее время в д. Дмитровское нет мест для сбора мусора, есть только проект, работа по этому вопросу проводится в приоритетном порядке. Кроме того дополнил, что в д. Дмитровское частные домовладения, поэтому граждане самостоятельно вывозят мусор.
Представитель Департамента лесного комплекса Тверской области В. поддержала требования заявленные прокурором Калининского района Тверской области и пояснила суду, что законодательством РФ обязанность по организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов возложена на органы местного самоуправления. Тот факт, что данная свалка находится на землях Лесного фонда, не имеет значения для решения вопроса рассматриваемого судом, поскольку в данном случае имеет место складирование отходов, именно бытового мусора от жизнедеятельности населения и не связана с негативным воздействием на лес в том смысле, который вложен в это понятие Лесным кодексом и Правилами санитарной безопасности в лесах, поскольку в указанных нормах под санитарно-оздоровительными мероприятиями понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения, связанных с воздействием ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой), а также при наличии в них валежнои древесины. В целях оценки текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов, определения границ повреждений леса, учета численности вредителей и распространенности болезней проводятся лесопатологические исследования для планирования и обоснования мероприятий по защите лесов. Сообщений о повреждении лесных насаждений на указанном лесном участке в Департамент не поступало. Материалами проверки прокуратуры какого-либо негативного воздействия на лес, загрязнения земель лесного фонда, не установлено. Полагала, что указанная свалка образовалась вследствие отсутствия организованных для сбора и вывоза бытового мусора специальных мест, поэтому население оставляет отходы в непредназначенных местах, которыми, как правило являются придорожные канавы и лесные участки вблизи населенных пунктов. Бездействие со стороны администрации негативно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, поэтому необходимо обязать администрацию организовать сбор бытовых отходов и мусора на данной территории.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области С. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Калининского района Тверской области. Считает решение незаконным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Прокурором и представителем Департамента лесного комплекса Тверской области не оспаривалось то, что несанкционированная свалка находится на земельном участке, который относится к землям лесного фонда. Суд не дал правовую оценку полномочий органов местного самоуправления поселений в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельных участков, относящихся к землям лесного фонда. Выводы суда о размещении свалки на территории д. Дмитровского Калининского района неверны. С учетом анализа норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Тверской области.
Резолютивная часть решения изложена нечетко, невозможно определить, каким образом может осуществляться исполнение решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя Администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заслушав докладчика по делу, судебная коллегия находит постановленное решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Прокуратурой Калининского района Тверской области проведена проверка по результатам которой установлено, что Администрацией МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области не исполнены обязанности по вывозу бытовых отходов, а также нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что на землях Заволжского сельского поселения в д. Дмитровское в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы находится несанкционированная свалка бытовых отходов размером 60 м x 40 м. Бездействие и нарушение Администрацией Заволжского сельского поселения действующего законодательства приводит к загрязнению окружающей природной среды, захламляет земельный участок отходами, создает антисанитарные условия, способствующие распространению опасных заболеваний.
Разрешая заявленные прокурором Калининского района Тверской области требования о признании незаконным бездействия Администрации МО "Заволжского сельское поселение" Калининского района Тверской области, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидация несанкционированного размещения бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления.
Применяя нормы ст. 13 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 года, в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, суд первой инстанции сделал вывод, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, требуемые мероприятия находятся в их компетенции, поскольку, указанная свалка находится в д. Дмитровское в 50 метрах от весовой, расположенной около животноводческой фермы. Это не оспаривалось представителем Администрации МО "Заволжское сельское поселение", захламление территории связано именно с жизнедеятельностью человека и в связи со складированием бытовых отходов в месте, не отведенном для этих целей, что и образует свалку.
Представитель Департамента лесного комплекса Тверской области В., поддерживая требования заявленные прокурором, пояснила суду, что данная свалка находится на землях Лесного фонда, это не имеет значения для решения вопроса рассматриваемого судом, поскольку в данном случае имеет место складирование отходов, именно бытового мусора от жизнедеятельности населения и не связана с негативным воздействием на лес.
С подобной позицией суда судебная коллегия не согласна.
Так, согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Под негативным воздействием на окружающую среду согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 16 названного Федерального закона одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года N 414, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия отнесены к санитарно-оздоровительным мероприятиям.
Пунктами 66 - 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза N 523 от 29.12.2007 года, очистка лесов от отходов включена в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, с учетом приведенных положений федеральных законов и подзаконных актов следует признать, что размещение отходов на территории лесного фонда оказывает негативное воздействие на леса и должно предотвращаться путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Иная позиция суда первой инстанции по данному вопросу противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фона находятся в федеральной собственности.
Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений согласно статье 83 Лесного кодекса РФ передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в частности: организация использования лесов, их охрана, защита; воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений является Департамент лесного комплекса Тверской области, что закреплено в п. 1 Положения о Департаменте лесного комплекса Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 31.12.2009 года N 583-па.
Согласно абзацу 10 п. 9.5 указанного Положения Департамент организует проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Тверской области.
Таким образом, при рассмотрении заявления прокурора, для выяснения обстоятельств, имеющих значения для дела, выяснения в чьей компетенции находится организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, суд первой инстанции должен выяснить месторасположение несанкционированной свалки: на территории лесного фонда или на землях Заволжского сельского поселения в д. Дмитровское.
В материалах дела имеется план земельного массива д. Дмитровское (л.д. 25), на котором имеются указания земли лесного фонда и сельских поселений, выполненных вручную. В материалах дела отсутствуют сведения, закрепляющих территорию, где находиться свалка, за конкретным органом.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Департамента лесного комплекса Тверской области В., приводя доводы об обязанности и полномочиях органов местного самоуправления по сбору и вывозу бытового мусора как с территории сельских поселений, так и с территории Лесного фонда, не оспаривает того обстоятельства, что данная территория относится к лесному фонду.
Полномочия органов местного самоуправления, в том числе в области лесных отношений, регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, к вопросам местного значения поселения в данной области отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора (ст. 14 Закона). К вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (ст. 16 Закона).
Указанные полномочия финансируются за счет средств местных бюджетов.
По смыслу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 6 ст. 19) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно осуществляться федеральным законом, предусматривающим ряд существенных условий, однако, специального федерального закона о наделении такими полномочиями нет, не предусматривает их и Лесной кодекс РФ.
Статья 84 Лесного кодекса РФ лишь закрепляет, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства требуют дополнительного исследования, а нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть устранены судом кассационной инстанции, дело необходимо направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, обсудить вопрос о необходимости предоставлениями сторонами дополнительных доказательств, дать правовую оценку их доводам и возражениям и разрешить спор в соответствии с требованиями норм гражданского законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Тверской области от 28 июня 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
В.С.МАЛИЧ
Судьи
областного суда
С.Н.ПОЙМЕНОВА
Н.В.ЛОЗОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)