Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кондратьева А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Крыловой В.Н.
судей Кубаревой Т.В. и Сережкина А.А.
при секретаре судебного заседания Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по кассационной жалобе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области на решение Пролетарского районного суда города Твери от 23 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление Р-вых о признании незаконным решения управления Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Тверской области" об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка по представленным в орган кадастрового учета заявлению N от 10 июня 2010 года, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального государственного учреждения "земельная кадастровая палата по Тверской области" поставить на государственный кадастровый учет земельные участки N:ЗУ1 и N:ЗУ2, выделенные в счет принадлежащих им земельных долей в праве общей собственности на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), площадью 36480000 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу:, от 14 октября 2010 года.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тверской области" осуществить государственный кадастровый учет земельных участков N:ЗУ1 и N:ЗУ2, выделенные в счет принадлежащих им земельных долей в праве общей собственности на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), площадью 36480000 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу:, от 14 октября 2010 года в соответствии с документами, приложенными к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с регистрационным номером N от 10 июня 2010 года".
Судебная коллегия
установила:
Р-вы обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения управления ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков и постановке на кадастровый учет земельных участков.
В обоснование требований указали, что ими были поданы необходимые документы в Управление Росреестра по Тверской области для постановки земельных участков на кадастровый учет, однако 28 июня 2010 года государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с тем, что вновь образуемые земельные участки налагаются на земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет. Заявителям было предложено обратиться к кадастровому инженеру для уточнения координат характерных точек границ земельного участка. 14 октября 2010 года в постановке на кадастровый учет земельных участков ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области было отказано. Полагали данный отказ незаконным.
Заинтересованное лицо ФГУ "Земельная кадастровая палата" представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов указывается следующее. Согласно п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. 28 июня 2010 г. государственный кадастровый учет был приостановлен на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, по причине того, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. Поскольку срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, устранены не были, 14 октября 2010 года в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете. Суд не применил приведенные нормы закона, не установил обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу, не исследовал их и не дал им оценку, в связи с чем сделал не основанный на законе и обстоятельствах дела вывод о нарушении Учреждением норм действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области Г., поддержавшей доводы жалобы, заявителя Р., ее представителя М., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из заявления Р., они обратились в суд в порядке главы 25 ГПК РФ о признании отказа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области в постановке земельных участков на кадастровый учет незаконным.
Исходя из смысла ст. 258 ГПК РФ, а также разъяснений, данных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Удовлетворяя заявленные Р-выми требования о признании решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области незаконным, суд первой инстанции, в нарушение изложенных выше правовых норм, не проверил законность действий органа кадастрового учета при принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете земельных участков.
Согласно оспариваемому решению, основанием к отказу в государственном кадастровом учете в силу положений п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" послужило истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным Законом сведений о недвижимом имуществе. Порядок постановки земельных участков на кадастровый учет определен указанным выше Федеральным Законом.
В решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 28.06.2010 года указывалось о наложении образуемого участка на земельный участок с кадастровым номером N, сведения о котором содержаться в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет земельного участка был приостановлен.
Судом первой инстанции надлежащая оценка приведенным выше обстоятельствам не дана, не исследовано, какие требования Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ при принятии решения о приостановлении и последующем отказе в государственном кадастровом учете не были соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - направлению в суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пролетарского районного суда города Твери от 23 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4156
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу N 33-4156
Судья: Кондратьева А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Крыловой В.Н.
судей Кубаревой Т.В. и Сережкина А.А.
при секретаре судебного заседания Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по кассационной жалобе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области на решение Пролетарского районного суда города Твери от 23 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление Р-вых о признании незаконным решения управления Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Тверской области" об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка по представленным в орган кадастрового учета заявлению N от 10 июня 2010 года, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального государственного учреждения "земельная кадастровая палата по Тверской области" поставить на государственный кадастровый учет земельные участки N:ЗУ1 и N:ЗУ2, выделенные в счет принадлежащих им земельных долей в праве общей собственности на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), площадью 36480000 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу:, от 14 октября 2010 года.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тверской области" осуществить государственный кадастровый учет земельных участков N:ЗУ1 и N:ЗУ2, выделенные в счет принадлежащих им земельных долей в праве общей собственности на земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения), площадью 36480000 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу:, от 14 октября 2010 года в соответствии с документами, приложенными к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с регистрационным номером N от 10 июня 2010 года".
Судебная коллегия
установила:
Р-вы обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения управления ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков и постановке на кадастровый учет земельных участков.
В обоснование требований указали, что ими были поданы необходимые документы в Управление Росреестра по Тверской области для постановки земельных участков на кадастровый учет, однако 28 июня 2010 года государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с тем, что вновь образуемые земельные участки налагаются на земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет. Заявителям было предложено обратиться к кадастровому инженеру для уточнения координат характерных точек границ земельного участка. 14 октября 2010 года в постановке на кадастровый учет земельных участков ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области было отказано. Полагали данный отказ незаконным.
Заинтересованное лицо ФГУ "Земельная кадастровая палата" представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов указывается следующее. Согласно п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. 28 июня 2010 г. государственный кадастровый учет был приостановлен на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, по причине того, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. Поскольку срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, устранены не были, 14 октября 2010 года в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете. Суд не применил приведенные нормы закона, не установил обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу, не исследовал их и не дал им оценку, в связи с чем сделал не основанный на законе и обстоятельствах дела вывод о нарушении Учреждением норм действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области Г., поддержавшей доводы жалобы, заявителя Р., ее представителя М., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из заявления Р., они обратились в суд в порядке главы 25 ГПК РФ о признании отказа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области в постановке земельных участков на кадастровый учет незаконным.
Исходя из смысла ст. 258 ГПК РФ, а также разъяснений, данных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Удовлетворяя заявленные Р-выми требования о признании решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области незаконным, суд первой инстанции, в нарушение изложенных выше правовых норм, не проверил законность действий органа кадастрового учета при принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете земельных участков.
Согласно оспариваемому решению, основанием к отказу в государственном кадастровом учете в силу положений п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" послужило истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным Законом сведений о недвижимом имуществе. Порядок постановки земельных участков на кадастровый учет определен указанным выше Федеральным Законом.
В решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 28.06.2010 года указывалось о наложении образуемого участка на земельный участок с кадастровым номером N, сведения о котором содержаться в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет земельного участка был приостановлен.
Судом первой инстанции надлежащая оценка приведенным выше обстоятельствам не дана, не исследовано, какие требования Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ при принятии решения о приостановлении и последующем отказе в государственном кадастровом учете не были соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - направлению в суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пролетарского районного суда города Твери от 23 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)