Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 28.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-350/57

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2012 г. по делу N 33-350/57


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Скипальской Л.И., Старинновой Л.Д.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 февраля 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе К.Т. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 ноября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения К.Т. и ее представителя К.А. (доверенность от 5 июля 2011 г.), просивших решение суда отменить, объяснение представителя Администрации городского округа Саранск Т. (доверенность N 106-д от 7 сентября 2011 г.), возразившего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к К.Т. об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд земельного участка и жилого дома.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии с постановлениями Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 г.: N 1459 (с изменениями от 20 июля 2010 г. N 1786) "Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказская г. Саранска" и N 1460 (с изменениями от 15 февраля 2011 г. N 250) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказская г. Саранска" подлежат изъятию земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м и жилой дом общей площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...>, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства названной выше автомобильной дороги. Указанные земельный участок и жилой дом принадлежат на праве собственности К.Т. К.Т. было направлено уведомление об изъятии спорного недвижимого имущества для муниципальных нужд. К.Т. выразила несогласие с выкупной ценой принадлежащего ей недвижимого имущества, отказалась заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на условиях, предлагаемых Администрацией городского округа Саранск.
Истец просил суд: после уплаты выкупной цены в размере <...> рублей прекратить право собственности К.Т. на жилой дом общей площадью <...> кв. м и земельный участок общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск; обязать К.Т. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении указанного спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене (т. 1, л.д. 1 - 5, т. 2, л.д. 1).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 ноября 2011 г. постановлено: "Исковые требования Администрации городского округа Саранск к К.Т. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены, удовлетворить.
После уплаты К.Т. выкупной цены в размере <...> рублей прекратить право собственности К.Т. на земельный участок общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, на жилой дом общей площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск.
Обязать К.Т. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в от ношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене".
В кассационной жалобе К.Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, а также на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ее ходатайства о назначении независимой комиссионной экспертизы.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще (л.д. 2, л.д. 42), о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка - для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Такие же полномочия установлены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым, к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд; права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м и жилой дом общей площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...>, принадлежат на праве собственности К.Т. (т. 1, л.д. 11, 12).
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 г. N 1459 (с изменениями от 20 июля 2010 г. N 1786) "Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказская г. Саранска", опубликованным в газете "Вечерний Саранск" от 1 июля 2009 г. N 26, земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги (т. 1, л.д. 17, 33, 34 - 36).
Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.
Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 г. N 1460 (с изменением от 15 февраля 2011 г. N 250) "Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказская г. Саранска" подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения вышеназванного объекта - автомобильной дороги по ул. Кавказская г. Саранска (т. 1, л.д. 29 - 31, 37).
31 июля 2009 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом, расположенный по адресу: <...> (регистрация <...>), а 19 августа 2010 г. - на земельный участок по этому же адресу (регистрация <...>) на основании постановлений Главы Администрации городского округа Саранск N 1460 и N 1459 от 29 июня 2009 г. (т. 1, л.д. 34 - 36, 29 - 31, 13, 14).
В августе 2009 года К.Т. было направлено уведомление об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, которое она получила 17 августа 2009 г. (т. 1, л.д. 9). 13 августа 2010 г. К.Т. было направлено повторное уведомление <...> об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд (т. 1, л.д. 10).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства <...> по со стоянию на 30 июля 2010 г. рыночная стоимость объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, составляет <...> рублей (т. 1, л.д. 7 - 8).
Ответчица не согласилась с размером выкупной цены, полагая, что указанная сумма необоснованно занижена.
К.Т. представила в суд отчет <...> от 4 июля 2011 г. ИП "М." об определении рыночной стоимости объектов индивидуального жилищного строительства, находящихся по адресу: <...>, которая составила <...> рублей, рыночная стоимость земельного участка составила <...> рублей, что значительно превысило стоимость объектов по отчету, представленному истцом (т. 1, л.д. 62 - 134).
На основании определения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 сентября 2011 г. ГУ - Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации была проведена судебная товароведческая экспертиза для определения рыночной стоимости жилого дома общей площадью <...> кв. м (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово-ягодные насаждения) и земельного участка общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>.
Согласно заключению экспертов <...> от 14 ноября 2011 г. рыночная стоимость жилого дома общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, составляет <...> рублей. Рыночная стоимость земельного участка общей площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, составляет <...> рублей. Рыночная стоимость многолетних плодово-ягодных насаждений составляет <...> рублей (т. 1, л.д. 202 - 242).
Исходя из вышеприведенных норм права и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчицы на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, Администрацией городского округа Саранск был соблюден, и постановил законное решение о прекращении права собственности ответчицы на жилой дом и земельный участок путем выкупа по выкупной цене - <...> рублей.
При этом суд обоснованно отклонил представленный ответчицей К.Т. отчет об определении рыночной стоимости объектов индивидуального жилищного строительства ИП "М." и заключение эксперта ООО <...> г. Саратова, как не отвечающие требованиям закона; при этом принятое судом за основу заключение экспертов ГУ - Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Довод кассационной жалобы К.Т. о том, что суд не удовлетворил ее ходатайство о проведении комиссионной экспертизы, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данное ходатайство было рассмотрено судом и с учетом всех обстоятельств по делу обоснованно отклонено.
Таким образом, суд, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.Т. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
С.В.АЛЕКСАНДРОВ

Судьи
Л.И.СКИПАЛЬСКАЯ
Л.Д.СТАРИННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)