Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гаджиев Д.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе соответчика по делу А.М. на заочное решение Дербентского городского суда от 3 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации городского округа "город Дербент" удовлетворить.
Признать недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" в части предоставления А.Н.; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.Н.; решение о присвоение кадастрового номера N и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.Н. от и запись регистрации N; договор купли-продажи земельного участка, заключенный между А.Н. и А.М. от; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.М. от и запись регистрации N.
Меры по обеспечению иска, принятые судом определением от 20 февраля 2012 года, по вступлению решения суда в законную силу отменить".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А.Н. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.Н.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта.
В последующем исковые требования дополнены и истец просил признать недействительными договор купли-продажи земельного участка, заключенный между А.Н. и А.М.; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.М. от и записи о регистрации права N.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" в собственность А.Н. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N г. Дербента, по ул. Шеболдаева, район ЦРБ. На основании указанного постановления администрации городского округа "город Дербент" между А.Н. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности А.Н. зарегистрировано право собственности на земельный участок от N.
Позже она продала земельный участок А.М., который в настоящее время является правообладателем земельного участка.
Считает, что предоставление А.Н. земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента. По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д. Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления. Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления. Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка. При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако, при предоставлении спорного земельного участка А.Н. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ей вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Кроме того, А.Н. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, земельный участок ей предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно А.Н. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность А.Н. подтверждаются и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен А.Н. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР. Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в состав РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях) и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находился в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
В администрации города Дербента отсутствуют какие-либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение А.Н. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечены равные права на доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом.
Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиция, согласно которой в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлений органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимой и, в таком случае, следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и, соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, то ими в рамках настоящего искового заявления ставится вопрос и о признании постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02 апреля 2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещение строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов", недействительным.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16 июля 2009 года N 738-О-О, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.
Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования администрация г. Дербента исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ "город Дербент".
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А.М. просит отменить решение суда по следующим основаниям.
Все приведенные в решении доводы основаны лишь на признании недействительности сделки, состоявшейся между комитетом по управлению имуществом г. Дербента и А.Н. и нет ни одного довода, из которого можно было бы прийти к основанному на законе выводу о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного между ним и А.Н.
Между тем, при заключении договора купли-продажи земельного участка с А.Н., им были соблюдены все меры предосторожности, А.Н. являлась титульным собственником земельного участка, сомнений ее правоустанавливающие документы не вызывали.
На основании постановления бывшего главы администрации от 2009 - 10 гг. сторонами заключен договор о предоставлении участка земли в его собственность, который зарегистрирован в установленном порядке, а, следовательно, публично-правовые отношения по предоставлению земель прекратились, т.е. административный акт исполнен, а между сторонами возникли иные правоотношения по владению и пользованию спорными участками, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках. Отсюда, рассмотрение вопроса о правомерности предоставления гражданам земельных участков возможно лишь при проверке существующего основания владения, законность которой не должна оцениваться судами в рамках данного процесса.
В деле не имеется градостроительной документации. Имеющийся в деле генплан от 2003 г. не отвечает требованиям, предъявляемым к нему ГРК РФ. В нем не только не обозначены рекреационные, зеленые, курортные зоны - территории, но и как градостроительная документация любого вида не прошла государственную экологическую экспертизу.
Обязательным условием для утверждения градостроительной документации любого вида является ее согласование с соответствующими органами санитарно - эпидемиологического надзора, утверждение документации в представительном органе местного самоуправления, опубликование решения о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации (ст. ст. 18 и 28 Кодекса).
Что касается утверждения об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения, то суду, как доказательство, представлено постановление Совмина РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105, согласно которому г. Дербент к курортам республиканского значения не относится. К курортам республиканского значения в Дагестанской АССР относятся: Махачкалинское, Манасское, Каякентское и Самурское взморье в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 06 января 1971 г. N 11
На основе Правил землепользования и застройки города (района) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Этого регламента, у администрации также не имеется и в деле его нет. О какой градостроительной документации может идти речь, если не имеются у города вышеуказанные документы?
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении земельного участка А.Н. постановлением от и при получении последующих документов допущены грубые нарушения норм действующего земельного законодательства.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Судом первой инстанции тщательно исследованы доводы истца о том, что при издании постановления Администрацией допущены нарушения норм законодательства о предоставлении земельных участков в собственность граждан, в том числе земельные участки предоставлены гражданам, не принятым на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в собственность предоставлены земельные участки, в отношении которых не проведено межевание, не поставлены на кадастровый учет и т.д.
Установлено, что А.Н. на учете в администрации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, что спорный земельный участок предоставлен ему в течение нескольких дней со дня его обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Указанное обстоятельство также подтверждает, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно без выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Также спорный земельный участок предоставлен А.Н. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом первой инстанции исследован генеральный план города Дербента, утвержденный в 2003 г., и установлено, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка.
С учетом изложенного, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст. 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Тщательно исследовав представленные доказательства, судом первой инстанции установлено, что предоставление земельного участка А.Н. было осуществлено в нарушение установленного законом порядка, спорный участок не мог быть предоставлен администрацией г. Дербента в собственность А.Н., так как расположен в пределах территории рекреационного назначения, постановление администрации г. Дербента о предоставлении этого земельного участка является незаконным.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Дербентского городского суда от 3 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Д.АВГУСТИНА
Судьи
Н.Х.УСТАЕВА
М.К.АБДУЛЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 21.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2021/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2012 г. по делу N 33-2021/2012
Судья Гаджиев Д.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе соответчика по делу А.М. на заочное решение Дербентского городского суда от 3 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации городского округа "город Дербент" удовлетворить.
Признать недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" в части предоставления А.Н.; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.Н.; решение о присвоение кадастрового номера N и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.Н. от и запись регистрации N; договор купли-продажи земельного участка, заключенный между А.Н. и А.М. от; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.М. от и запись регистрации N.
Меры по обеспечению иска, принятые судом определением от 20 февраля 2012 года, по вступлению решения суда в законную силу отменить".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А.Н. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.Н.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта.
В последующем исковые требования дополнены и истец просил признать недействительными договор купли-продажи земельного участка, заключенный между А.Н. и А.М.; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.М. от и записи о регистрации права N.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" в собственность А.Н. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N г. Дербента, по ул. Шеболдаева, район ЦРБ. На основании указанного постановления администрации городского округа "город Дербент" между А.Н. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от N. На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности А.Н. зарегистрировано право собственности на земельный участок от N.
Позже она продала земельный участок А.М., который в настоящее время является правообладателем земельного участка.
Считает, что предоставление А.Н. земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента. По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д. Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления. Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления. Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка. При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако, при предоставлении спорного земельного участка А.Н. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ей вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле"). Кроме того, А.Н. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, земельный участок ей предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно А.Н. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность А.Н. подтверждаются и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен А.Н. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР. Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в состав РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях) и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находился в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
В администрации города Дербента отсутствуют какие-либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение А.Н. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечены равные права на доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом.
Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиция, согласно которой в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлений органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимой и, в таком случае, следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и, соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, то ими в рамках настоящего искового заявления ставится вопрос и о признании постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02 апреля 2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещение строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов", недействительным.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16 июля 2009 года N 738-О-О, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.
Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования администрация г. Дербента исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ "город Дербент".
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А.М. просит отменить решение суда по следующим основаниям.
Все приведенные в решении доводы основаны лишь на признании недействительности сделки, состоявшейся между комитетом по управлению имуществом г. Дербента и А.Н. и нет ни одного довода, из которого можно было бы прийти к основанному на законе выводу о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного между ним и А.Н.
Между тем, при заключении договора купли-продажи земельного участка с А.Н., им были соблюдены все меры предосторожности, А.Н. являлась титульным собственником земельного участка, сомнений ее правоустанавливающие документы не вызывали.
На основании постановления бывшего главы администрации от 2009 - 10 гг. сторонами заключен договор о предоставлении участка земли в его собственность, который зарегистрирован в установленном порядке, а, следовательно, публично-правовые отношения по предоставлению земель прекратились, т.е. административный акт исполнен, а между сторонами возникли иные правоотношения по владению и пользованию спорными участками, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках. Отсюда, рассмотрение вопроса о правомерности предоставления гражданам земельных участков возможно лишь при проверке существующего основания владения, законность которой не должна оцениваться судами в рамках данного процесса.
В деле не имеется градостроительной документации. Имеющийся в деле генплан от 2003 г. не отвечает требованиям, предъявляемым к нему ГРК РФ. В нем не только не обозначены рекреационные, зеленые, курортные зоны - территории, но и как градостроительная документация любого вида не прошла государственную экологическую экспертизу.
Обязательным условием для утверждения градостроительной документации любого вида является ее согласование с соответствующими органами санитарно - эпидемиологического надзора, утверждение документации в представительном органе местного самоуправления, опубликование решения о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации (ст. ст. 18 и 28 Кодекса).
Что касается утверждения об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения, то суду, как доказательство, представлено постановление Совмина РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105, согласно которому г. Дербент к курортам республиканского значения не относится. К курортам республиканского значения в Дагестанской АССР относятся: Махачкалинское, Манасское, Каякентское и Самурское взморье в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 06 января 1971 г. N 11
На основе Правил землепользования и застройки города (района) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Этого регламента, у администрации также не имеется и в деле его нет. О какой градостроительной документации может идти речь, если не имеются у города вышеуказанные документы?
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении земельного участка А.Н. постановлением от и при получении последующих документов допущены грубые нарушения норм действующего земельного законодательства.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Судом первой инстанции тщательно исследованы доводы истца о том, что при издании постановления Администрацией допущены нарушения норм законодательства о предоставлении земельных участков в собственность граждан, в том числе земельные участки предоставлены гражданам, не принятым на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в собственность предоставлены земельные участки, в отношении которых не проведено межевание, не поставлены на кадастровый учет и т.д.
Установлено, что А.Н. на учете в администрации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, что спорный земельный участок предоставлен ему в течение нескольких дней со дня его обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Указанное обстоятельство также подтверждает, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно без выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Также спорный земельный участок предоставлен А.Н. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом первой инстанции исследован генеральный план города Дербента, утвержденный в 2003 г., и установлено, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка.
С учетом изложенного, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст. 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Тщательно исследовав представленные доказательства, судом первой инстанции установлено, что предоставление земельного участка А.Н. было осуществлено в нарушение установленного законом порядка, спорный участок не мог быть предоставлен администрацией г. Дербента в собственность А.Н., так как расположен в пределах территории рекреационного назначения, постановление администрации г. Дербента о предоставлении этого земельного участка является незаконным.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Дербентского городского суда от 3 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Д.АВГУСТИНА
Судьи
Н.Х.УСТАЕВА
М.К.АБДУЛЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)