Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей Переверзиной Е.Б., Рогачевой В.В.
с участием прокурора Г.
при секретаре: Г.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Л. - П.И. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года, по гражданскому делу N 2-758/2012 по заявлению Лужского городского прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района N от <...> "Об изменении вида разрешенного использования".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Толмачевского городского поселения Ч., заключение прокурора Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района N от <...> "Об изменении вида разрешенного использования". В обосновании заявленных требований прокурор указал, что в нарушение действующего законодательства по заявлению собственника земельных участков Л. оспариваемым постановлением изменен вид разрешенного использования земельных участков площадью 92,99 га. Оспариваемым постановлением N от <...> и.о. главы администрации разрешил Л. изменить вид разрешенного использования находящихся в ее собственности земельных участков - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования - "для дачного строительства": - у деревень Заозерье, Сабо, Красные Горы - общей площадью 92.99 га. Изменение вида разрешенного использования земельных участков производилось по заявлению собственника участков Л. По мнению прокурора администрацией была нарушена процедура проведения публичных слушаний. В нарушение пунктов 16, 17, 20, 26 Устава Толмачевского городского поселения население указанной волости ненадлежащим образом было информировано о проведении публичных слушаний, не были указаны размеры земельных участков, не был опубликован проект правового акта. Кроме этого, в нарушение положений п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона о введении Градостроительного кодекса Российской Федерации и ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке публичных слушаний не была создана комиссия. Комиссией не были направлены сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельными участками Л. Указанные сообщения должны были быть направлены не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица. Кроме того, оспариваемое постановление вынесено с превышением полномочий, так как фактически был изменен вид разрешенного использования без перевода земель из одной категории в другую, что может быть произведено только субъектом.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2011 года Лужскому городскому прокурору отказано в удовлетворении заявленных требований.
Указанное судебное решение являлось предметом кассационного рассмотрения, и определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2012 года судебное решение от 15 сентября 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении в заседании суда первой инстанции прокурор Г. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель заинтересованного лица - администрации Толмачевского городского поселения Ч. требования не признал.
Заинтересованное лицо Л. и ее представитель П.И. требования не признали и пояснили, что постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка принято законно, права и законные интересы Российской Федерации данным постановлением не нарушены.
Заинтересованные лица - Управление Росреестра по Ленинградской области и Леноблкомимущество своих представителей в зал судебных заседаний не направили.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года требование Лужского городского прокурора Ленинградской области удовлетворено. Суд признал незаконным постановление администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района N от <...> "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков"
Представитель Л. - П.И. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно сделал вывод о нарушении администрацией Толмачевского городского поселения порядка проведения публичных слушаний на том основании, что комиссия, предусмотренная ст. 39 ГсК РФ, не создавалась. Однако, судом не было принято во внимание то обстоятельство, что действующим законодательством создание комиссии не предусмотрено. Также податель жалобы указывает, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил закон. Суд не принял во внимание доводы заинтересованного лица о том, что прокурор не указал, в чем конкретно заключается нарушение интересов Российской Федерации.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
- Из материалов дела усматривается, что Л. является собственником земельных участков: площадью 4,31 га; 8,22 га; 1,34 га; 1,93 га; 3,08 га; 4,37 га; 1,71 га; 5.47 га, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права;
- - площадью 7,43 га; 6,75 га, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права;
- - площадью 4,68 га; 8,14 га; 17,97 га; 5,87 га; 11,72 га, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В сентябре 2010 года Л. обратилась в администрацию Толмачевского городского поселения с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков для ведения деятельности дачных некоммерческих партнерств с видом разрешенного использования для дачного строительства.
<...> главой Толмачевского городского поселения принято распоряжение о проведении публичных слушаний.
После их проведения <...> принято оспариваемое постановление.
<...> в газете <...> опубликовано сообщение о результатах публичных слушаний.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 37 того же Кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В силу пункта 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта Толмачевского сельского поселения.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и согласно положениям статей 2, 3 этого Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.
При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома.
В связи с этим суд сделал правильный вывод, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
Поскольку у главы поселения не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия постановления об изменении вида разрешенного использования названных земельных участков, то вывод суда первой инстанции о том, что администрация превысила свои полномочия, основан на правильном применении норм действующего законодательства.
Довод подателя жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться в суд общей юрисдикции с настоящим иском в интересах Российской Федерации, не может быть принят во внимание и не влияет на правильность судебного решения, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту права, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц, в связи с этим данные требования основаны на защите неопределенного круга лиц, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Другие доводы жалобы были предметом изучения судебной коллегии, аналогичны позиции подателя жалобы в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Л. - П.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2012 N 33-3085/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. N 33-3085/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей Переверзиной Е.Б., Рогачевой В.В.
с участием прокурора Г.
при секретаре: Г.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Л. - П.И. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года, по гражданскому делу N 2-758/2012 по заявлению Лужского городского прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района N от <...> "Об изменении вида разрешенного использования".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Толмачевского городского поселения Ч., заключение прокурора Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района N от <...> "Об изменении вида разрешенного использования". В обосновании заявленных требований прокурор указал, что в нарушение действующего законодательства по заявлению собственника земельных участков Л. оспариваемым постановлением изменен вид разрешенного использования земельных участков площадью 92,99 га. Оспариваемым постановлением N от <...> и.о. главы администрации разрешил Л. изменить вид разрешенного использования находящихся в ее собственности земельных участков - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования - "для дачного строительства": - у деревень Заозерье, Сабо, Красные Горы - общей площадью 92.99 га. Изменение вида разрешенного использования земельных участков производилось по заявлению собственника участков Л. По мнению прокурора администрацией была нарушена процедура проведения публичных слушаний. В нарушение пунктов 16, 17, 20, 26 Устава Толмачевского городского поселения население указанной волости ненадлежащим образом было информировано о проведении публичных слушаний, не были указаны размеры земельных участков, не был опубликован проект правового акта. Кроме этого, в нарушение положений п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона о введении Градостроительного кодекса Российской Федерации и ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке публичных слушаний не была создана комиссия. Комиссией не были направлены сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельными участками Л. Указанные сообщения должны были быть направлены не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица. Кроме того, оспариваемое постановление вынесено с превышением полномочий, так как фактически был изменен вид разрешенного использования без перевода земель из одной категории в другую, что может быть произведено только субъектом.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2011 года Лужскому городскому прокурору отказано в удовлетворении заявленных требований.
Указанное судебное решение являлось предметом кассационного рассмотрения, и определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2012 года судебное решение от 15 сентября 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении в заседании суда первой инстанции прокурор Г. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель заинтересованного лица - администрации Толмачевского городского поселения Ч. требования не признал.
Заинтересованное лицо Л. и ее представитель П.И. требования не признали и пояснили, что постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка принято законно, права и законные интересы Российской Федерации данным постановлением не нарушены.
Заинтересованные лица - Управление Росреестра по Ленинградской области и Леноблкомимущество своих представителей в зал судебных заседаний не направили.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года требование Лужского городского прокурора Ленинградской области удовлетворено. Суд признал незаконным постановление администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района N от <...> "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков"
Представитель Л. - П.И. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно сделал вывод о нарушении администрацией Толмачевского городского поселения порядка проведения публичных слушаний на том основании, что комиссия, предусмотренная ст. 39 ГсК РФ, не создавалась. Однако, судом не было принято во внимание то обстоятельство, что действующим законодательством создание комиссии не предусмотрено. Также податель жалобы указывает, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил закон. Суд не принял во внимание доводы заинтересованного лица о том, что прокурор не указал, в чем конкретно заключается нарушение интересов Российской Федерации.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
- Из материалов дела усматривается, что Л. является собственником земельных участков: площадью 4,31 га; 8,22 га; 1,34 га; 1,93 га; 3,08 га; 4,37 га; 1,71 га; 5.47 га, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права;
- - площадью 7,43 га; 6,75 га, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права;
- - площадью 4,68 га; 8,14 га; 17,97 га; 5,87 га; 11,72 га, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В сентябре 2010 года Л. обратилась в администрацию Толмачевского городского поселения с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков для ведения деятельности дачных некоммерческих партнерств с видом разрешенного использования для дачного строительства.
<...> главой Толмачевского городского поселения принято распоряжение о проведении публичных слушаний.
После их проведения <...> принято оспариваемое постановление.
<...> в газете <...> опубликовано сообщение о результатах публичных слушаний.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 37 того же Кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В силу пункта 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта Толмачевского сельского поселения.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и согласно положениям статей 2, 3 этого Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.
При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома.
В связи с этим суд сделал правильный вывод, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
Поскольку у главы поселения не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия постановления об изменении вида разрешенного использования названных земельных участков, то вывод суда первой инстанции о том, что администрация превысила свои полномочия, основан на правильном применении норм действующего законодательства.
Довод подателя жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться в суд общей юрисдикции с настоящим иском в интересах Российской Федерации, не может быть принят во внимание и не влияет на правильность судебного решения, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту права, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц, в связи с этим данные требования основаны на защите неопределенного круга лиц, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Другие доводы жалобы были предметом изучения судебной коллегии, аналогичны позиции подателя жалобы в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Л. - П.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)