Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей: Переверзиной Е.Б. и Рогачевой В.В.,
при секретаре: Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 25 апреля 2012 года по гражданскому делу N 2-240/2012 по иску К. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок и жилой дом.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К. 22 декабря 2011 года обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым N, площадью 1.500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и расположенный на данном земельном участке жилой дом общей площадью <...> кв. м.
В обоснование своих требований истица указала, что постановлением главы администрации Толмачевской волости Лужского района N от <дата> ей был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1.000 кв. м для строительства жилого дома. Однако договор аренды земельного участка заключен не был и она пользовалась им на праве постоянного (бессрочного) пользования. На указанном земельном участке ею в <дата> были возведены жилой дом и хозяйственные постройки. По результатам проведенного в <дата> межевания площадь земельного участка составила 1.500 кв. м. Участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N. Управление Росреестра по Ленинградской области отказало ей в государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом. Истица считает данный отказ незаконным, так как имеющиеся у нее документы, а именно: выписка из похозяйственной книги от <дата>, кадастровый паспорт земельного участка, справка администрации Толмачевского городского поселения от <дата>, свидетельствуют о возникновении данного права, которое должно быть зарегистрировано на основании ст. ст. 25.2 и 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 5 - 7).
В ходе рассмотрения дела истица дополнила обоснование своих требований ссылкой на положения п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как площадь ее земельного участка, определенная в связи с уточнением его границ, не превышает предельного размера площади земельных участков, предоставляемых на территории Лужского района Ленинградской области. Противоречивость записей о виде разрешенного использования земельного участка и виде права, на котором он предоставлен, не может послужить препятствием для признания за нею права собственности на него, а также на возведенный на нем жилой дом с хозяйственными постройками. Анализ имеющихся у нее правоустанавливающих документов дает основание для вывода о том, что земельный участок был предоставлен ей на праве бессрочного (постоянного) пользования (л.д. 52 - 54).
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 25 апреля 2012 года в удовлетворении иска К. отказано (л.д. 145 - 152).
К. подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы истица указала, что судом нарушены нормы материального права. Суд необоснованно пришел к выводу, что выписка из похозяйственной книги не может быть признана допустимым доказательством. Истица считает, что данная выписка подтверждает ее право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком и является основанием для регистрации права собственности. Договор аренды земельного участка площадью 1.000 кв. м в соответствии с Постановлением главы администрации Толмачевской волости Лужского района от <дата> N не заключался, поэтому правоотношений аренды между нею и ответчиком не возникло. Выводы суда об отсутствии доказательств увеличения площади земельного участка с 1.000 кв. м до 1.500 кв. м представляются необоснованными, поскольку площадь земельного участка установлена по факту пользования, его границы согласованы. Увеличение площади земельного участка на 500 кв. м не приведет к превышению предельных размеров земельных участков на территории Лужского муниципального района. Кадастровый паспорт на спорный земельный участок подтверждает законность увеличения его площади. Суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о признании права собственности на жилой дом, так как до 01.05.2015 г. кадастровый паспорт на жилой дом является единственным документом, подтверждающим факт создания дома на земельном участке, и содержащим его описание. Жилой дом построен на средства истицы и является ее собственностью, что ответчиками не оспаривается. Земельный участок предоставлен на законных основаниях для строительства жилого дома. Последний находится в границах земельного участка с кадастровым N, то есть не является самовольной постройкой (л.д. 159 - 161).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы К., представителей ответчиков администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, а также представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (л.д. 167 - 170).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Постановлением главы администрации Толмачевской волости Лужского района от <дата> N К. предоставлен земельный участок площадью 0,01 га в <адрес> из сенокосов в аренду с последующей передачей в собственность по окончании строительства жилого дома. До начала строительства жилого дома К. обязана получить разрешение главы районной администрации на его строительство, не приступать к освоению участка до установления границ участка в натуре, по окончании строительства по истечении 3 лет предъявить дом для приемки в эксплуатацию госкомиссией (л.д. 89).
Согласно выписке из похозяйственной книги (N л/с б/н за <дата>) от <дата> К. на основании Постановления главы администрации Толмачевской волости Лужского района N от <дата> принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1.000 кв. м, кадастровый N, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 21).
Представленная по запросу суда заверенная главой администрации Толмачевского городского поселения копия лицевого счета свидетельствует о предоставлении К. земельного участка площадью 1.000 кв. м (л.д. 125 - 126).
На государственный кадастровый учет под N поставлен земельный участок площадью 1.500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. Права на данный земельный участок не зарегистрированы (л.д. 12 - 14, 36).
Также поставлен на кадастровый учет жилой дом N, расположенный в <адрес>. Дому присвоен инвентарный N (л.д. 15 - 20).
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 1 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 ст. 25.2 земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (п. 2 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ).
В связи с изложенным истица, в соответствии с вышеуказанными положениями ЗК РФ, ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также положениями п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", могла бы претендовать на бесплатное получение в собственность земельного участка площадью 1.000 кв. м.
Доказательств, свидетельствующих о том, что истице когда-либо предоставлялся земельный участок большей площади, чем 1.000 кв. м, при рассмотрении настоящего дела установлено не было. Истица на данное обстоятельство в обоснование своих требований не ссылается.
Составление в <дата> межевого плана земельного участка площадью 1.500 кв. м, согласование его границ со смежными землепользователями и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 76 - 85, 87 - 113), как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствуют о предоставлении истице уполномоченным органом местного самоуправления земельного участка площадью, превышающей 1.000 кв. м.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 января 2012 года в соответствии с данным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно п. 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 310 "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если для указанных собственников федеральным законом не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.
Согласно п. 3 указанного постановления, до 1 июля 2012 года лица, не указанные в его пункте 2, и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Исходя из изложенного, в зависимости от фактических обстоятельств пользования истицей земельным участком площадью 500 кв. м (1.500 кв. м - 1.000 кв. м), наличия на данном земельном участке принадлежащих истице строений, времени их возведения и других обстоятельств, последняя не лишена возможности обратиться в Администрацию муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о выкупе данного земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, либо по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу его площади.
То обстоятельство, что ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" позволяет осуществить кадастровый учет земельного участка в связи с изменением его границ в сторону увеличения на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, не более чем на десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 1 ч. 5 ст. 27), не свидетельствует о праве лица, осуществившего такой кадастровый учет, на получение земельного участка большей площади в собственность бесплатно.
Требование истицы о признании за нею права собственности на жилой дом также не может быть удовлетворено.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для регистрации за истицей права собственности на жилой дом достаточно кадастрового паспорта, не основаны на законе.
Действительно, до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно (п. 4 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Вместе с тем, кадастровый паспорт является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества и содержащим его описание. В связи с предоставлением кадастрового паспорта на жилой дом истица не освобождается от обязанности по предоставлению правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором этот дом расположен.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, при отсутствии предусмотренных законом оснований для признания за К. права собственности на спорный земельный участок площадью 1.500 кв. м, за нею не может быть признано право собственности и на расположенный на данном земельном участке жилой дом.
Признать за нею право собственности на земельный участок площадью 1.000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> истица не просила, межевание данного участка не произведено, на кадастровый учет он не поставлен. Доказательств, что жилой дом расположен именно на предоставленном ей земельном участке площадью 1.000 кв. м, истица при рассмотрении настоящего дела не представила.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2012 N 33-3140/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. N 33-3140/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей: Переверзиной Е.Б. и Рогачевой В.В.,
при секретаре: Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 25 апреля 2012 года по гражданскому делу N 2-240/2012 по иску К. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок и жилой дом.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К. 22 декабря 2011 года обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым N, площадью 1.500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и расположенный на данном земельном участке жилой дом общей площадью <...> кв. м.
В обоснование своих требований истица указала, что постановлением главы администрации Толмачевской волости Лужского района N от <дата> ей был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1.000 кв. м для строительства жилого дома. Однако договор аренды земельного участка заключен не был и она пользовалась им на праве постоянного (бессрочного) пользования. На указанном земельном участке ею в <дата> были возведены жилой дом и хозяйственные постройки. По результатам проведенного в <дата> межевания площадь земельного участка составила 1.500 кв. м. Участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N. Управление Росреестра по Ленинградской области отказало ей в государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом. Истица считает данный отказ незаконным, так как имеющиеся у нее документы, а именно: выписка из похозяйственной книги от <дата>, кадастровый паспорт земельного участка, справка администрации Толмачевского городского поселения от <дата>, свидетельствуют о возникновении данного права, которое должно быть зарегистрировано на основании ст. ст. 25.2 и 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 5 - 7).
В ходе рассмотрения дела истица дополнила обоснование своих требований ссылкой на положения п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как площадь ее земельного участка, определенная в связи с уточнением его границ, не превышает предельного размера площади земельных участков, предоставляемых на территории Лужского района Ленинградской области. Противоречивость записей о виде разрешенного использования земельного участка и виде права, на котором он предоставлен, не может послужить препятствием для признания за нею права собственности на него, а также на возведенный на нем жилой дом с хозяйственными постройками. Анализ имеющихся у нее правоустанавливающих документов дает основание для вывода о том, что земельный участок был предоставлен ей на праве бессрочного (постоянного) пользования (л.д. 52 - 54).
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 25 апреля 2012 года в удовлетворении иска К. отказано (л.д. 145 - 152).
К. подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы истица указала, что судом нарушены нормы материального права. Суд необоснованно пришел к выводу, что выписка из похозяйственной книги не может быть признана допустимым доказательством. Истица считает, что данная выписка подтверждает ее право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком и является основанием для регистрации права собственности. Договор аренды земельного участка площадью 1.000 кв. м в соответствии с Постановлением главы администрации Толмачевской волости Лужского района от <дата> N не заключался, поэтому правоотношений аренды между нею и ответчиком не возникло. Выводы суда об отсутствии доказательств увеличения площади земельного участка с 1.000 кв. м до 1.500 кв. м представляются необоснованными, поскольку площадь земельного участка установлена по факту пользования, его границы согласованы. Увеличение площади земельного участка на 500 кв. м не приведет к превышению предельных размеров земельных участков на территории Лужского муниципального района. Кадастровый паспорт на спорный земельный участок подтверждает законность увеличения его площади. Суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о признании права собственности на жилой дом, так как до 01.05.2015 г. кадастровый паспорт на жилой дом является единственным документом, подтверждающим факт создания дома на земельном участке, и содержащим его описание. Жилой дом построен на средства истицы и является ее собственностью, что ответчиками не оспаривается. Земельный участок предоставлен на законных основаниях для строительства жилого дома. Последний находится в границах земельного участка с кадастровым N, то есть не является самовольной постройкой (л.д. 159 - 161).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы К., представителей ответчиков администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, а также представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (л.д. 167 - 170).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Постановлением главы администрации Толмачевской волости Лужского района от <дата> N К. предоставлен земельный участок площадью 0,01 га в <адрес> из сенокосов в аренду с последующей передачей в собственность по окончании строительства жилого дома. До начала строительства жилого дома К. обязана получить разрешение главы районной администрации на его строительство, не приступать к освоению участка до установления границ участка в натуре, по окончании строительства по истечении 3 лет предъявить дом для приемки в эксплуатацию госкомиссией (л.д. 89).
Согласно выписке из похозяйственной книги (N л/с б/н за <дата>) от <дата> К. на основании Постановления главы администрации Толмачевской волости Лужского района N от <дата> принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1.000 кв. м, кадастровый N, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 21).
Представленная по запросу суда заверенная главой администрации Толмачевского городского поселения копия лицевого счета свидетельствует о предоставлении К. земельного участка площадью 1.000 кв. м (л.д. 125 - 126).
На государственный кадастровый учет под N поставлен земельный участок площадью 1.500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. Права на данный земельный участок не зарегистрированы (л.д. 12 - 14, 36).
Также поставлен на кадастровый учет жилой дом N, расположенный в <адрес>. Дому присвоен инвентарный N (л.д. 15 - 20).
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 1 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 ст. 25.2 земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (п. 2 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ).
В связи с изложенным истица, в соответствии с вышеуказанными положениями ЗК РФ, ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также положениями п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", могла бы претендовать на бесплатное получение в собственность земельного участка площадью 1.000 кв. м.
Доказательств, свидетельствующих о том, что истице когда-либо предоставлялся земельный участок большей площади, чем 1.000 кв. м, при рассмотрении настоящего дела установлено не было. Истица на данное обстоятельство в обоснование своих требований не ссылается.
Составление в <дата> межевого плана земельного участка площадью 1.500 кв. м, согласование его границ со смежными землепользователями и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 76 - 85, 87 - 113), как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствуют о предоставлении истице уполномоченным органом местного самоуправления земельного участка площадью, превышающей 1.000 кв. м.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 января 2012 года в соответствии с данным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно п. 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 310 "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если для указанных собственников федеральным законом не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.
Согласно п. 3 указанного постановления, до 1 июля 2012 года лица, не указанные в его пункте 2, и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Исходя из изложенного, в зависимости от фактических обстоятельств пользования истицей земельным участком площадью 500 кв. м (1.500 кв. м - 1.000 кв. м), наличия на данном земельном участке принадлежащих истице строений, времени их возведения и других обстоятельств, последняя не лишена возможности обратиться в Администрацию муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о выкупе данного земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, либо по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу его площади.
То обстоятельство, что ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" позволяет осуществить кадастровый учет земельного участка в связи с изменением его границ в сторону увеличения на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, не более чем на десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 1 ч. 5 ст. 27), не свидетельствует о праве лица, осуществившего такой кадастровый учет, на получение земельного участка большей площади в собственность бесплатно.
Требование истицы о признании за нею права собственности на жилой дом также не может быть удовлетворено.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для регистрации за истицей права собственности на жилой дом достаточно кадастрового паспорта, не основаны на законе.
Действительно, до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно (п. 4 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Вместе с тем, кадастровый паспорт является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества и содержащим его описание. В связи с предоставлением кадастрового паспорта на жилой дом истица не освобождается от обязанности по предоставлению правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором этот дом расположен.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, при отсутствии предусмотренных законом оснований для признания за К. права собственности на спорный земельный участок площадью 1.500 кв. м, за нею не может быть признано право собственности и на расположенный на данном земельном участке жилой дом.
Признать за нею право собственности на земельный участок площадью 1.000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> истица не просила, межевание данного участка не произведено, на кадастровый учет он не поставлен. Доказательств, что жилой дом расположен именно на предоставленном ей земельном участке площадью 1.000 кв. м, истица при рассмотрении настоящего дела не представила.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)