Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2369

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 мая 2011 г. по делу N 33-2369


Судья Егорова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.
судей Пантелеева В.М., Михайлова В.Е.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области (далее - ФГУ "ЗКП") на решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 марта 2011 года, которым постановлено:
Признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области от 24.12.2010 г. N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" рассмотреть заявление Р. от 11.12.2010 г. о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., объяснения представителя ФГУ "ЗКП" - Д. (доверенность N 526 от 30.12.2010 г.) поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Р. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что 11.12.2010 г. он обратился в отдел кадастрового учета N 2 ФГУ "ЗКП" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, с приложением межевого плана данного земельного участка. 20.01.2011 г. заявителем получено решение заместителя начальника отдела кадастрового учета N 2 ФГУ "ЗКП" К. от 24.12.2010 г. N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета. В кадастровом учете отказано по причине отсутствия документа-основания для подготовки межевого плана - решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (пункт 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412); отсутствия в приложении к межевому плану заверенной кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов" (пункт 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412); наличия пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером, расположенным по адресу: <...>.
Считал указанное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ФГУ "ЗКП" просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции. В качестве оснований к отмене решения указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В ч. 1 ст. 254 ГПК РФ указано, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Положениями ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 г.) ФГУ "ЗКП" является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10 февраля 2009 года N 2 указано, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 11.12.2010 г. заявитель обратился в отдел кадастрового учета N 2 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, с приложением межевого плана данного земельного участка. Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области от 24.12.2010 г. N <...> в осуществлении кадастрового учета вышеуказанного земельного участка отказано по причине отсутствия документа-основания для подготовки межевого плана - решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (пункт 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412); отсутствия в приложении к межевому плану заверенной кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель - земли населенных пунктов (пункт 57 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412); наличия пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: <...>.
Удовлетворение заявленных требований суд первой инстанции мотивировал тем, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. (далее Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (ч. 2 ст. 20 Закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета только в случаях и по основаниям, указанным в данной статье.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Пунктом 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; 5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; 7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы.
Решением органа кадастрового учета N <...> от 24.12.2010 г. Р. отказано в осуществлении кадастрового учета, в постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка на основании п. п. 2 п. 2 ст. 27 Закона о кадастре, а именно - отсутствие документа - основания для подготовки межевого плана - решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 30.1. Земельного кодекса РФ, включение которого в состав межевого плана предусмотрено пунктами 23, 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
В рассматриваемом случае межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения ст. 30 ЗК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определяется правилами п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, устанавливающими порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Положениями п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов, а также продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляются на аукционах.
При этом, предметом аукциона может быть продажа сформированного в соответствии с п. п. 1, п. 4 ст. 30 ЗК РФ, земельного участка с установленными границами или продажа права на заключение договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с п. п. 1, п. 4 ст. 30 ЗК РФ необходимо, чтобы были осуществлены работы по формированию земельного участка, включающие выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре.
Пункт 23 Требований к подготовке межевого плана, приведен перечень документов, которые должны использоваться для подготовки межевого плана и включаться в состав его приложения исключительно в случаях, установленных федеральным законом, в числе которых утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; иные предусмотренные законодательством документы.
В соответствии разделом межевого плана "Исходные данные" при подготовке межевого плана использовались кадастровый план территории от 30.09.2010 N <...> и схема расположения земельного участка от 20.09.2010 N <...>, копия которой включена в состав приложения к межевому плану.
Как следует из решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 24.12.2010 г. в приложении к межевому плану отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого в реквизите "Общие сведения об образуемых земельных участках" раздела межевого плана "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов".
На основании пункта 57 Требований к подготовке межевого плана, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав приложения).
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В силу ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселений, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях),
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, вступившим в силу 17.03.2008 г., утвержден Генеральный план города Саратова. Указанное решение опубликовано в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" N 28 (277) от 17.03.2008 г.
С учетом указанных норм, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что сведения о категории земель земельных участков в случаях образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, если указанные акты содержат сведения, подтверждающие принадлежность данных земельных участков к определенной категории земель, а таковым является генеральный план г. Саратова, где указано, что земельный участок находится на землях, отнесенных к категории "земли населенных пунктов".
При таких обстоятельствах, районный суд пришел к выводу, что отсутствие сведений о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов", в документах, представленных с заявлением об осуществлении кадастрового учета, либо отсутствие в межевом плане документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории, но при наличии официально опубликованного нормативного правового акта, подтверждающего данное обстоятельство, не могут являться основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Выявленное пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером, расположенным по адресу: г. <...>, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, суд первой инстанции являлось основанием для принятия кадастровым органом решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, а не об отказе в кадастровом учете.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельным является довод кассационной жалобы о том, что права Р. не были нарушены, поскольку он не являлся заказчиком работ по межеванию. Из материалов дела следует, что с заявлением ФГУ "ЗКП" по поводу постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка обратился Р., документы у него были приняты, в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании его неполномочности не указывалось. Кроме того, в ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре указано на право любого лица обращаться с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости. При этом право обратиться с заявлением о постановке объекта недвижимости на учет не обусловлено наличием каких-либо прав заявителя на данный объект недвижимости либо наличием каких-либо внутренних или внешних обстоятельств, инициирующих гражданина на обращение в орган кадастрового учета с подобным заявлением.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о неисполнимости решения суда в связи с отсутствием межевого плана у ФГУ "ЗКП", поскольку в силу ч. 11 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета, принимая решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и возвращая документы заявителю, изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета. Кроме того, при необходимости подлинники данных документов могут быть представлены в орган кадастрового учета на стадии исполнения решения суда.
Ссылка районного суда на неопубликованные разъяснения Минэкономразвития России - не может явиться основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по одним только формальным соображения (ч. 2 ст. 362 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)