Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.04.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2012/11

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2011 г. по делу N 33-2012/11


Судья: Мидошина Т.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Гладченко А.Н. и Пантелеева В.М.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Воскресенского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области (далее Администрация Воскресенского МО) на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2011 года, которым постановлено:
"Признать бездействие администраций Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципального образования Воскресенского муниципального района в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов муниципальных образований - незаконным.
Обязать администрацию Воскресенского муниципального образования Воскресенского муниципального района:
- 1. Создать муниципальную пожарную охрану на территории Воскресенского муниципального образования. Определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны;
- 2. Оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (озер, рек, прудов), расположенных вблизи с. Воскресенское и с. Березняки Воскресенского муниципального образования;
- 3. Водонапорные башни в с. Березняки, с. Кадомка приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года;
- 4. Восстановить работоспособность 5 пожарных гидрантов на территории с. Воскресенское. В зимний период время проводить утепление и очищение от снега и льда всех работающих гидрантов;
- 5. Обеспечить население с. Михайловка переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения;
- 6. За пожарными мотопомпами закрепить мотористов, прошедших специальную подготовку.
Обязать администрацию Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципального района:
- 1. Создать муниципальную пожарную охрану на территории Елшанского муниципального образования. Определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны;
- 2. Оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (озер, рек, прудов), расположенных вблизи с. Усовка Елшанского муниципального образования;
- 3. Водонапорные башни в с. Андреевка, с. Елшанка, с. Славянка, с. Коммуна, приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года;
- 4. Обеспечить население с. Афанасьевка, с. Софьино, с. М. Ивановка, с. Коммуна, с. Черноморец, с. Андреевка переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;
- 5. За пожарными мотопомпами закрепить мотористов, прошедших специальную подготовку.
Обязать администрацию Синодского муниципального образования Воскресенского муниципального района:
- 1. Создать муниципальную пожарную охрану на территории Синодского муниципального образования. Определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны;
- 2. Оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (озер, рек, прудов), расположенных вблизи с. Кошели и с. Подгорное Синодского муниципального образования.
Обязать администрацию Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципального образования Воскресенского муниципального района устранить допущенные нарушения в течение 4 (четырех) месяцев",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения главы администрации Воскресенского МО М., поддержавшего доводы жалобы, объяснения главы администрации Синодского муниципального образования Воскресенского района Саратовской области Ш., согласившегося с доводами жалобы, объяснения прокурора Савиной С.В. по доверенности от 26.10.2010 года, возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела,

установила:

прокурор Воскресенского района Саратовской области (далее Прокурор) обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администраций Воскресенского, Синодского, Елшанского муниципальных образований Воскресенского муниципального района в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов муниципальных образований. В обоснование заявленных требований указал, что во исполнение решения межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов Саратовской области от 28 сентября 2010 года "О состоянии законности при обеспечении пожарной безопасности и борьбе с лесными пожарами на территории Саратовской области" была проведена проверка соблюдения администрациями Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципальных образований противопожарного законодательства. В ходе совместной проверки с отделением государственного пожарного надзора по Воскресенскому району было установлено, что на протяжении длительного периода времени администрациями Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципальных образований не принимаются достаточные меры по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности.
С учетом уточнения требований, прокурор просил признать бездействие администраций Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципальных образований в части не обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов муниципальных образований незаконным; обязать администрации Воскресенского Елшанского, Синодского муниципальных образований создать муниципальную пожарную охрану на соответствующих территориях, определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны. Обязать администрацию Воскресенского МО оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (озер, рек, прудов), расположенных вблизи с. Воскресенское и с. Березняки, водонапорные башни в с. Березняки, с. Кадомка приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года, восстановить работоспособность 5 пожарных гидрантов на территории с. Воскресенское, в зимний период время проводить утепление и очищение от снега и льда всех работающих гидрантов, обеспечить население с. Михайловка переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения, за пожарными мотопомпами закрепить мотористов, прошедших специальную подготовку.
Обязать администрацию Елшанского муниципального образования оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (озер, рек, прудов), расположенных вблизи с. Усовка Елшанского муниципального образования, водонапорные башни в с. Андреевка, с. Елшанка, с. Славянка, с. Коммуна приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года, обеспечить население с. Афанасьевка, с. Софьино, с. М. Ивановка, с. Коммуна, с. Черноморец, с. Андреевка переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, за пожарными мотопомпами закрепить мотористов, прошедших специальную подготовку.
Обязать администрацию Синодского муниципального образования оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (озер, рек, прудов), расположенных вблизи с. Кошели и с. Придгорное.
Обязать администрации Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципальных образований устранить допущенные нарушения в течение двух месяцев.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Администрация Воскресенского МО ставит вопрос об отмене решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что суд не учел тот факт, что между Воскресенским МО и Воскресенским муниципальным районом было заключено соглашение о передаче части полномочий поселения муниципальному району по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, кроме того, на территории Воскресенского МО размещается подразделение противопожарной службы субъекта РФ, поэтому создание муниципальной пожарной охраны в Воскресенском МО не требуется.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит правильным решение суда в части понуждения администраций Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципальных образований Воскресенского муниципального района определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны - отменить, производство по делу в этой части прекратить, в остальной части решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 3 Устава Воскресенского МО (т. 1 л.д. 184-207), п. 9 ч. 1 ст. 3 Уставов Елшанского и Синодского МО (т. 1 л.д. 130-183).
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) в ст. 4 в качестве одного из видов пожарной охраны предусматривает муниципальную пожарную охрану.
В соответствии со ст. 11.1 Закона N 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В ч. 1 ст. 2 названного Закона определены его основные термины и понятия. Так, пожарная охрана - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствие со ст. 19 Закона N 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что ходе совместной проверки прокуратуры Воскресенского района с отделением государственного пожарного надзора по Воскресенскому району было установлено, что на протяжении длительного периода времени администрациями Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципальных образований не принимаются достаточные меры по исполнению вышеприведенных требований законодательства о пожарной безопасности. В отношении Воскресенского МО это подтверждается справкой ГУ МЧС по Саратовской области от 10.02.2011 года (т. 1 л.д. 6-7), актом проверки органом государственного пожарного надзора (далее ГПН) юридического лица от 25.11.2010 года (т. 1 л.д. 8-9), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности Администрации Воскресенского МО от 25.11.2010 года (т. 1 л.д. 10-11), актом проверки ГПН юридического лица от 22.07.2010 года (т. 1 л.д. 12-14), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 22.07.2010 года (т. 1 л.д. 15-16), актами проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 28.05.2009 года (т. 1 л.д. 17-18), от 18.04.2007 года, от 26.04.2006 года (т. 1 л.д. 29-32), предписанием по устранению требований пожарной безопасности от 28.05.2009 года (т. 1 л.д. 19-20), актом проверки организации деятельности Администрации Воскресенского МО по исполнению полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (т. 1 л.д. 21-22).
Нарушение Администрацией Синодского МО требований законодательства о пожарной безопасности подтверждается справкой ГУ МЧС по Саратовской области от 10.02.2011 года (т. 1 л.д. 54), актом проверки ГПН юридического лица от 26.11.2010 года (т. 1 л.д. 55-56), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности Администрации Синодского МО от 26.11.2010 года (т. 1 л.д. 57), актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 26.05.2009 года (т. 1 л.д. 58-59), актами проверки организации деятельности Администрации Синодского МО по исполнению полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности от 26.05.2009 года и от 26.04.2007 года (т. 1 л.д. 60-61, 66-68), актами проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 21.08.2008 года и от 18.06.2008 года (т. 1 л.д. 62-65).
Материалами дела установлено, что согласно справки ГУ МЧС по Саратовской области от 10.02.2011 года (т. 1 л.д. 85-86), акта проверки ГПН юридического лица от 26.11.2010 года (т. 1 л.д. 87-87), предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности Администрации Елшанского МО от 26.11.2010 года (т. 1 л.д. 89-90), актам проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 22.05.2009 года, от 29.05.2007 года, от 16.06.2006 года (т. 1 л.д. 91-92, 96-99), акту проверки организации деятельности Администрации Елшанского МО по исполнению полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности от 22.05.2009 года (т. 1 л.д. 93-95) со стороны Администрации Елшанского МО имеются нарушения требований пожарной безопасности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконными бездействий администраций Воскресенского, Синодского и Елшанского муниципальных образований в части необеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах муниципальных образований, поскольку, как следует из анализа вышеприведенных норм, такая обязанность возложена на муниципальные образования.
Довод жалобы Администрация Воскресенского МО о том, что между Воскресенским МО и Воскресенским муниципальным районом было заключено соглашение о передаче части полномочий поселения муниципальному району в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования от 20.01.2011 года, не может быть принят во внимание, поскольку из текста указанного соглашения (т. 2 л.д. 36-37) не следует, что полномочия Воскресенского МО по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения переданы Воскресенскому муниципальному району. Исходя из анализа п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Методических рекомендаций органам местного самоуправления по реализации данного Закона в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является самостоятельной обязанностью муниципального образования.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции не учел, что требования Прокурора в части понуждения администраций Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципальных образований Воскресенского муниципального района определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны предполагают издание актов, которые по своей правовой природе будут являться нормативными правовыми актами, поскольку будут устанавливать правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Данный вывод подтверждается также положениями гл. 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.
В силу абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции в части понуждения администраций Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципальных образований Воскресенского муниципального района определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны подлежит отмене, а производство по делу в этой части - прекращению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2011 года в части понуждения администраций Воскресенского, Елшанского, Синодского муниципальных образований Воскресенского муниципального района определить цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны - отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение Саратовского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Воскресенского муниципального образования Воскресенского муниципального района саратовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)