Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2186

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2011 г. по делу N 33-2186


Судья Зюбина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего Суворовой Е.Н.,
судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф. к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
по кассационной жалобе Ф. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 16 марта 2011 года, которым в удовлетворении заявленных ею требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Ф. П., действующего на основании доверенности от 10 августа 2010 года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Ф. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м для размещения гаражей и автостоянок, расположенного по адресному ориентиру:, в аренду сроком на сорок девять лет, возложении обязанности предоставить указанный земельный участок в аренду на данный срок. В обоснование заявленных требований указала, что 26 февраля 2010 года она в соответствии с положениями п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ обратилась в Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. К заявлению были приложены все необходимые документы: кадастровый паспорт земельного участка, выписка из ЕГРП на земельный участок, копия сообщения о возможности получения земельного участка в аренду, документ, удостоверяющий личность. Заявление было принято и письмом от 05 марта 2010 г. Комитетом по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" в периодическом печатном издании <...> N 3 (727) от 27 января - 2 февраля 2010 г. было проведено информирование о возможности предоставления земельного участка площадью 2000 кв. м, предназначенного для размещения гаражей и автостоянок, расположенного по адресному ориентиру:. Кадастровый номер участка N. Письмом от 25.08.2010 года администрация муниципального образования "Город Саратов" сообщила истице об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка был направлен истице за пределами установленного Земельным кодексом РФ двухнедельного срока. Основанием отказа послужило, то обстоятельство, что предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит действующим СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СниП 2.07.01-89 (расстояние от границы испрашиваемого земельного участка до фасада существующего жилого дома составляет менее 15 метров). В то время как нормы Земельного кодекса РФ не предусматривают такого основания для отказа в предоставлении земельного участка заявителю. Кроме того, подобный вывод о нарушении действующих положений СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СниП 2.07.01-89 дается на основании соответствующего заключения уполномоченного органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в данной области, о соответствии санитарным нормам и правилам. Согласно заключению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управления Роспотребнадзора по Саратовской области) от 26.01.2011 года создание полосы зеленых насаждений на территории автостоянки по периметру вдоль ограждения соответствует требованиям, установленным СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.1.6.1032-01, СанПиН 2.1.7.1287-03.
В ходе судебного разбирательства истица в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила свои исковые требования, указав, что отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить Ф. в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок для размещения автостоянки в соответствии с принятым постановлением N 2448 от 14.10.2010 г. по основаниям нарушения действующих градостроительных и санитарных норм и правил, а также в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), где в перечне основных разрешенных видов использования земельных участков вид разрешенного использования земельного участка "автостоянка открытого типа до 100 машино-мест" является условным, является незаконным, так как данные основания отказа не соответствуют требованиям действующего земельного законодательства. Она обратилась за испрашиваемым земельным участком 26.02.2010 г. согласно заявлению, то есть в период, когда в г. Саратове действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280. В действовавших на тот момент Правилах землепользования градостроительный регламент для зоны Ж-1 не был определен, а в соответствии с ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного начального образования и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта. Заявление должно было быть рассмотрено и решение по нему принято в двухнедельный срок с момента обращения с применением норм Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280. Изменения, касающиеся зоны Ж-1 были внесены в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", только 19 мая 2010 г. и применению к заявлению не подлежали.
Рассмотрев возникший спор, Заводской районный суд г. Саратова решением от 16 марта 2011 года отказал Ф. в удовлетворении заявленных требований.
С постановленным решением Ф. не согласилась, в кассационной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные ею требования удовлетворить. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что в установленные законом сроки по заявлению (в течение 2-х недель со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка) испрашиваемый земельный участок в аренду предоставлен не был, мотивированного отказа в его предоставлении также не было направлено в адрес заявителя. Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка был направлен заявителю за пределами предусмотренного законом двухнедельного срока (через 7 месяцев), после повторного обращения с просьбой разъяснить судьбу предыдущего заявления. Необоснованно основание такое отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка, как нарушение норм СНиП, поскольку вывод о нарушении данных норм сделан без заключения соответствующего органа, кроме того, Земельный кодекс такого основания к отказу в предоставлении участка не предусматривает. Вторым основанием отказа является то, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, где в перечне основных разрешенных видах использования земельных участков вид разрешенного использования земельного участка "автостоянка открытого типа до 100 машино-мест" является условным, однако на момент обращения Ф. в государственный орган с заявлением градостроительный регламент зоны Ж-1 определен не был.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям п. 1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает его законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
26 февраля 2010 года Ф. в соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ обратилась в Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: в аренду на 49 лет, для целей, не связанных со строительством - для размещения гаражей и автостоянок. К заявлению были приложены документ, удостоверяющий личность заявителя, кадастровый паспорт земельного участка, газета <...>, выписка из ЕГРП на приобретаемый земельный участок (л.д. 10).
Письмом Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05 марта 2010 года Ф. сообщено, что в целях подготовки проекта постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" сделан запрос в комитет по архитектуре и градостроительству. На основании полученного ответа будет рассмотрен вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 17).
11 августа 2010 года Ф. обратилась к главе администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением, в котором просила сообщить о результатах рассмотрения ее заявления от 26 февраля 2011 года (л.д. 19).
25 августа 2010 года письмом администрации муниципального образования "Город Саратов" Ф. сообщено, что на основании заключения комитета по архитектуре и градостроительству от 15 апреля 2010 года предоставление данного земельного участка для размещения гаражей и автостоянок не представляется возможным в связи с нарушением требований СНиП и СанПин. На основании вышеуказанного, комитетом по земельным ресурсам подготовлен проект постановления "Об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет Ф. земельного участка для размещения гаражей и автостоянок в Заводском районе" (л.д. 20).
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2010 года "Об отказе Ф. в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в Заводском районе для размещения автостоянки" Ф. отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет испрашиваемого ею земельного участка в связи с тем, что расстояние от границы рассматриваемого земельного участка до фасада существующего жилого дома составляет 11,5 м, что является нарушением действующих градостроительных норм и правил. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), для которой вид разрешенного использования земельного участка "автостоянка открытого типа индивидуального легкового автотранспорта до 100 машино-мест" является условным (л.д. 83 - 84).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 85 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.08 г. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Правила опубликованы в газете <...> от 17.05.08 г. N 54(303).
Согласно Правилам землепользования и застройки спорный земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-1).
Указанное обстоятельство подтверждается данными фрагмента карты градостроительного зонирования города, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки от 29.04.08 г. с указанием границ рассматриваемого земельного участка, и не оспаривается истцом.
Согласно п. 3.8 Правил застройки и землепользования муниципального образования "город Саратов" градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости включает условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого в том числе, с применением процедур Публичных слушаний.

В результате градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" выделены территориальные зоны (табл. 3.1).
В Таблице 5.1 Правил представлены основные виды использования земельных участков (О) и условно разрешенные виды использования (У) для всех территориальных зон.
Согласно пункту 11.41 таблицы 5.1 Правил для территориальной зоны Ж-1 разрешенный вид использования - автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта до 100 машино-мест, является условно разрешенным.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется путем проведения по данному вопросу публичных слушаний.
Решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 года N 65-633 утверждено Положение о публичных слушаниях в г. Саратове (с изменениями от 28 мая 2009 года).
Согласно пункта 6.1.4 Положения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с заявлением обращается в соответствующую Комиссию физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Истцом не получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, доказательств расположения земельного участка в иной территориальной зоне Ф. не представлено.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда об отказе Ф. в удовлетворении требований о признании отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет, возложении обязанности предоставить указанный земельный участок в аренду законным и обоснованным.
Довод кассационной жалобы о том, что самостоятельно, без разрешения компетентного органа пройти процедуру публичных слушаний Ф. не могла и не могла стать инициатором публичных слушаний, не свидетельствует о наличии разрешения у истца на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка или о том, что данный земельный участок мог быть предоставлен истцу в аренду при отсутствии такого разрешения. Более такое утверждение истицы не основано на законе (ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, пункт 6.1.4 Положения о публичных слушаниях).
С доводом кассационной жалобы о том, что на момент обращения Ф. в государственный орган с заявлением (26 февраля 2010 года) градостроительный регламент зоны Ж-1 определен не был, и в перечне основных разрешенных видов использования земельных участков не был определен вид разрешенного использования земельного участка "автостоянка открытого типа до 100 машино-мест" как условный, настоящие изменения внесены в Правила землепользования и застройки только 19 мая 2010 года, судебная коллегия также согласиться не может, поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" были утверждены Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года, изменения в них были внесены решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N 50-595. Изменения 19 мая 2010 года в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не вносились. Кроме того, компетентный орган при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду правомерно руководствовался законодательством, действовавшим на момент выделения земельного участка, а не на момент оформления такого участка.
Довод кассационной жалобы о том, что Постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2010 года "Об отказе Ф. в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в Заводском районе для размещения автостоянки" принято с нарушением срока для его принятия, установленного ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не может свидетельствовать о незаконности указанного постановления и данное обстоятельство не влечет возникновение права аренды у заявительницы.
Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм и фактических обстоятельств дела, и на законность обжалуемого судебного постановления повлиять не могут.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ф. судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного по делу решения, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Заводского районного суда г. Саратова от 16 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)