Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11863

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 33-11863


Судья: Гуськов В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Бакулина А.А.,
судей Колесник Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 07 августа 2012 года апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Зарайского городского суда Московской области от 27 марта 2012 года по делу по иску В. ФИО6 к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,

установила:

В. обратилась в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. Требования мотивированы тем, что регистрация права собственности РФ на земельный участок является необоснованной, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Зарайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Решением Зарайского городского суда Московской области от 27 марта 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2485 м кв. под кадастровым номером 50:38:07-633, расположенный по адресу: <...> В остальной части требований об обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок отказано.
Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой Управление просит отменить его, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как усматривается из выписки ЕГРП, правообладателем арендуемого В. с 16.10.2001 г. земельного участка для ведения производственной деятельности, площадью 2485 кв. м по адресу: М.О. <адрес>.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" (действовал до 01.07.2006 г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты.
Как следует из п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со ст. 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404.
В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, суд правильно указал, что права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>, является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В ч. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований об исключении из ЕГРП записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, поскольку эти требования производны от требований о признании отсутствующим зарегистрированного права, которые судом были удовлетворены.
Кроме того, из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым вывести новое решение, которым вышеуказанные требования В. удовлетворить.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решением Зарайского городского суда Московской области от 27 марта 2012 года в части отказа в удовлетворении требований об обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок отменить, принять в этой части новое решение которым, иск в указанной части удовлетворить. Исключить из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о праве собственности Российской Федерации (государственная регистрация N от 16.10.2001 года) на земельный участок площадью 2485 кв. м, с кадастровым номером 50:38:07-633, расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)