Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-18758

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу N 33-18758


Судья Сергеева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего: Тегуновой Н.Г.
Судей: Алибердовой Н.А. и Вуколовой Т.Б.
При секретаре: Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу М.А.
на решение Коломенского городского суда от 9 июня 2011 года
по делу по иску М.А. к ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об установлении удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра кадастровой стоимости земельного участка
заслушав доклад судьи Тегуновой Н.Г.
объяснение представителя М.А. - П.

установила:

М.А. обратился в суд к ответчикам с иском об установлении до даты утверждения очередных результатов государственной кадастровой оценки земель удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами с N N, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, равным рыночной стоимости в размере 105 рублей 06 копеек, о понуждении ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области внести в данный показатель сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 105 руб. 06 коп. каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами N по N, полученных с результате раздела земельного участка с кадастровым номером N
Свои требования мотивирует тем, что являлся собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 250560 кв. м, адрес объекта: участок находится примерно в 230 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, N. Постановлением Руководителя администрации Коломенского муниципального района N N от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице Коломенского отдела истцу была выдана кадастровая выписка о земельном участке, в которой кадастровая стоимость и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости не были указаны. ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесенными изменениями о разрешенном использовании земельного участка истцом было получено новое свидетельство о государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ истцом было вынесено предварительное решение о разделе, принадлежащего ему земельного участка с КН N, согласно Проекту раздела на 100 земельных участков и заказан межевой план раздела. ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием данного решения истцом в ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в лице Коломенского отдела, были получены кадастровые паспорта на 99 земельных участков с КН с N по КН N В декабре 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании Решения об утверждении итогов раздела земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности истца на 99 земельных участков с КН с N по N.
В полученных истцом ДД.ММ.ГГГГ кадастровых паспортах на вышеуказанные 99 земельных участков с КН с N по КН N, удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере 2 402 рубля 59 копеек за 1 кв. м. Соответственно из этого показателя была рассчитана кадастровая стоимость каждого земельного участка, исходя из его площади. Внесение данного показателя ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено должностными лицами Коломенского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по МО на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Он считает, что в настоящее время порядок государственной кадастровой оценки определен ФЗ от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N - РМ удельный показатель кадастровой стоимости в разрезе видов объединений - дачное за 1 кв. м по Коломенскому району не определен. Таким образом, данный экономический показатель в установленном законодательством порядке не утверждался и государственная кадастровая оценка земель с разрешенным видом использования - для дачного строительства на территории Коломенского района не проводилась.
Согласно Отчету N N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО "Центр Профессиональной оценки", удельный показатель рыночной стоимости 1 кв. м земельного участка, КН N, общей площадью 250560 кв. м, в том числе 99 земельных участков с КН с N по N, полученных в результате его раздела, составляет 105 рублей 06 копеек.
В соответствии со ст. ст. 65, 66 ЗК РФ, ФЗ от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", он просит суд: установить до даты утверждения очередных результатов государственной кадастровой оценки земель удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с КН с N по N, полученных в результате раздела земельного участка с КН N, равным рыночной стоимости в размере 105 рублей 06 копеек; обязать ФГУ "Кадастровая палата" по МО внести данный показатель в сведения об экономических характеристиках, установив удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв. м в размере 105 рублей 06 копеек каждого из 99 земельного участка с КН N по N, полученных в результате раздела земельного участка с КН N
Представитель ответчика ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области исковые требования М.А. не признал, указав, что требования истца к ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области необоснованны, так как их Управление не наделено полномочиями по определению удельного показателя кадастровой стоимости по земельным участкам. Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, при внесении в государственный кадастр недвижимости, утверждается Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области "Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области". Непосредственно ФГУ "Кадастровая палата" по МО только производит расчет кадастровой стоимости земельных, дорогих, плодородных земель.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исковые требования М.А. не признала полностью, мотивируя свои возражения следующим.
На основании приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в МО с ДД.ММ.ГГГГ наделена ФГУ "Кадастровая палата" по МО, а в частности Территориальный Отдел по Коломенскому району. В соответствии с Приказом Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО от ДД.ММ.ГГГГ N N ПР ими на основании Акта приема-передачи были переданы все архивные и иные документы и с ДД.ММ.ГГГГ держателем архивных документов, содержащих информацию о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости является ФГУ "Кадастровая палата" по МО в лице Коломенского отдела. На основании этого, она считает, что их Управление Росреестра по МО, которое не осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Поэтому по отношению к ним она просит суд в удовлетворении исковых требований отказать. Между тем, она поддерживает доводы представителей ФГУ "Кадастровая палата" по законности внесения сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка М.А., как соответствующими вышеуказанным Методическим указаниям.
Решением Коломенского городского суда от 9 июня 2011 года в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе М.А. ставит вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из материалов дела М.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, на праве собственности принадлежал земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 250560 кв. м, адрес объекта: участок находится примерно в 230 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, КН N.
Постановлением Руководителя администрации Коломенского муниципального района N N от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования принадлежащего истцу М.А. указанного земельного участка был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в лице Коломенского отдела М.А. была выдана кадастровая выписка о земельном участке, в которой кадастровая стоимость и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости не были указаны.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесенными изменениями о разрешенном использовании земельного участка истцом М.А. было получено новое свидетельство о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ истцом М.А. было вынесено предварительное решение о разделе, принадлежащего ему земельного участка с КН N, согласно Проекту раздела на 100 земельных участков и заказан межевой план раздела. ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием данного решения заявителем в ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в лице Коломенского отдела, были получены кадастровые паспорта на 99 земельных участков с КН с N по КН N. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной; службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании Решения об утверждении итогов раздела земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности заявителя на все 99 земельных участков с КН с N по КН N.
В полученных истцом М.Д.ММ.ГГГГ кадастровых паспортах на вышеуказанные 99 земельных участков с КН с N по КН N, удельный показатель кадастровой стоимости был указан в размере 2 402 рубля 59 копеек за 1 кв. м. Соответственно из этого показателя была рассчитана кадастровая стоимость каждого земельного участка, исходя из его площади.
Внесение данных экономических показателей было оформлено Актами определения кадастровой стоимости земельных участков N N N, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Начальником Коломенского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по МО.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что 99 земельных участков зарегистрированных и находящихся в частной собственности одного физического лица - М.А., с разрешенным использованием "для дачного строительства", не относятся к категории "дачное объединение", в связи с чем п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 222 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применен. Кроме того, суд исходил из того, что экономический показатель в установленном законодательством порядке на территории Коломенского муниципального района не утверждался и государственная кадастровая оценка земель с разрешенным видом использования - для дачного строительства на территории Коломенского района не проводилась, то удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельных участков и, соответственно, их кадастровую стоимость можно определить только путем умножения среднего для субъекта РФ, а именно для Московской области (2 402 руб. 59 коп.), значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Коломенскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.
Поскольку земельные участки, принадлежащие заявителю, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке (раздел единого массива на 99 земельных участков был произведен в 2010 году), и вид разрешенного использования был изменена в 2010 году, то их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Пунктом 2.1.17 определено, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Таким образом, судом необоснованно не приняты во внимание указанные нормативные акты, которыми установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Порядок кадастровой оценки объектов недвижимости определен ФЗ N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4.2 Приказа Руководителя Федеральной службы земельного кадастра России от 26 августа 2002 года N П\\307 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачный объединений" в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Принимая во внимание, что Распоряжением N N средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Коломенскому муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельных участков был изменен в 2010 году и с учетом заявленных требований, судебная коллегия полагает возможным заявленные требования удовлетворить и принять Отчет от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО "Центр Профессиональной оценки", согласно которому удельный показатель рыночной стоимости 1 квадратного метра земельного участка кадастровый номер N общей площадью 250560 кв. м, расположенного примерно в 230 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область. Коломенский р-он, <...> в том числе земельных участков с кадастровыми номерами с N по N, полученных в результате его раздела, составляет 105, 06 рублей. Возражений по данному отчету ответчиками представлено не было.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Коломенского городского суда от 9 июня 2011 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования М.А. удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области установить до даты утверждения очередных результатов государственной кадастровой оценки земель удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами с N по N, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N,, равным рыночной стоимости в размере 105 рублей 06 копеек. за 1 кв. м.
Обязать ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области внести данный показатель в сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 105 рублей 06 копеек за 1 кв. м каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами N по N, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)