Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
11 августа 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Решетняк М.А.
Судей - Тарасовой С.М. и Гороховика А.С.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе И. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 08 июня 2011 года, которым постановлено:
"Заявление И. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя И. по доверенности N от 10.08.2011 г. адвоката Станина А.Н. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу Б., судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
В заявлении указала, что 16.12.2009 г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для ведения садоводства.
В министерстве ей была выдана соответствующая расписка о получении документов, заявлению присвоен регистрационный номер N от 16.12.2009 г. Во исполнение требований закона к ее заявлению были приложены документы, подтверждающие возможность принятия Министерством приказа о предоставлении указанного земельного участка в ее собственность.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 28.07.2010 г. признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок ее заявления от 16.12.2009 г. о предоставлении указанного выше земельного участка. На Министерство возложена обязанность принять решение по ее заявлению в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Письмом от 24.08.2010 г. N Министерство отказало в предоставлении указанного земельного участка, ссылаясь на то, что согласно акту осмотра земельного участка от 15.06.2010 г. на нем расположен металлический гараж, в то время как согласно представленному заявителем кадастровому паспорту земельного участка от 23.11.2009 земельный участок свободен от строений и сооружений.
Ссылаясь на то, что металлический гараж легко может быть перемещен без какого-либо ущерба его назначению, И. полагает, что требование Министерства о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на указанную постройку, является незаконным. Кроме того, согласно ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об объектах недвижимости, подлежащих постановке на учет в качестве таковых в органе, осуществляющем техническую инвентаризацию объектов капитального строительства. Металлический гараж объектом капитального строительства не является, поэтому отсутствие сведений о металлическом гараже в кадастровом паспорте испрашиваемого участка полностью соответствует действующему законодательству.
Также в письме Министерства указывается на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N аннулированы, однако постановка данного земельного участка на кадастровый учет была произведена с соблюдением всех требований законодательства.
Уточнив требования, И. просила суд:
- признать незаконным действие Министерства имущественных отношений по Самарской области по возврату документов по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер N площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для ведения садоводства;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение ее заявления от 16.12.2009 г. N;
- признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер N площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>;
- признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер N площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу:
- признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: <...>;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области устранить указанные нарушения, а именно: обязать поставить на государственный кадастровый учет земельный участок (ранее присвоенный кадастровый номер N) площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить указанные нарушения, а именно: в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда обеспечить реализацию ее первоочередного права на предоставление в собственность земельного участка для ведения садоводства площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе И. просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих", правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из материалов дела следует, что оно рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2).
Судом установлено, что 16.12.2009 года представитель И. - Т. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для садоводства площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>. К заявлению были приложены документы: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 23.11.2009 года, письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.11.2009 года, письма из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 16.11.2009 года, письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 04.08.2009 года, от 31.07.2009 года, письмо Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 11.02.2010 года, кадастровый паспорт земельного участка от 23.11.2009 года (л.д. 14 - 24).
Согласно ответам Департамента строительства и архитектуры г. Самара от 14.08.2009 года в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1573,80 кв. м, находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), использование данного земельного участка под садоводство соответствует разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны; согласно топографическим материалам Департамента данный земельный участок не находится в границах красных линий улиц и не является территорией общего пользования, данный земельный участок не имеет ограничений и обременении со стороны инженерных коммуникаций (л.д. 15, 16).
Земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1573,80 кв. м, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.11.2009 года (л.д. 17 - 18).
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 23.11.2009 года в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1573,80 кв. м, отсутствуют (л.д. 19).
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.11.2009 года в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав И. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Самара и Волжского района Самарской области (л.д. 20).
В соответствии с ответом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 16.11.2009 года в базе данных территориального отдела N по состоянию на 1992 - 1998 г.г. отсутствует информация о предоставлении кому-либо земельного участка площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, (л.д. 21).
В соответствии с ответом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 16.11.2009 года в базе данных территориального отдела N по состоянию на 1992 - 1998 г.г. отсутствует информация о предоставлении И. каких-либо земельных участков на территории г. Самара (л.д. 22).
Земельный участок площадью 1573,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>, находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водного объекта (Саратовское водохранилище), что подтверждается ответом Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 30.10.2009 года (л.д. 23).
Согласно ответу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 11.03.2010 года земельный участок площадью 1573,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении Департамента лесного хозяйства, не относится (л.д. 24).
Решением Кировского районного суда г. Самара от 28.07.2010 года заявление И. удовлетворено; бездействие Министерства имущественных отношений, выразившееся в не рассмотрении в установленный законодательством срок заявления И. от 16.12.2009 года о предоставлении земельного участка для садоводства площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, признано незаконным; суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению И. от 16.12.2009 года в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 12 - 13).
24.08.2010 года данное заявление Министерством имущественных отношений Самарской области было возвращено с указанием, что в приложенных документах отсутствует заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства; также согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области сведения о земельном участке с кадастровым номером N аннулированы (л.д. 9 - 11).
Оставляя заявление И. без удовлетворения, районный суд исходил из того, что 09.02.2010 года Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер N, в связи с тем, что был поставлен на кадастровый учет по поддельному правоустанавливающему документу, а также просило проинформировать о снятии с государственного кадастрового учета указанного недвижимого имущества.
26.02.2010 года Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области с заявлением о даче соответствующего указания уполномоченному отделу ФГУ "ЗКП" по Самарской области обеспечить аннулирование сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N (л.д. 81).
Согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области от 02.03.2010 года земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 27.02.2010 года (л.д. 133).
Также заявителями не были представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области правоустанавливающие документы на гараж, находящийся на земельном участке, в то время как обязанность по предоставлению сведений из органа, осуществляющего технический учет, возложена на заявителя. В ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заявители также не обращались.
Руководствуясь п. 2.4 названного выше Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с действующим законодательством, и заявленные требования о признании незаконным действие Министерства имущественных отношений, обязании возобновить рассмотрение И. не подлежат удовлетворению.
Между тем, с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В силу абз. 4 п. 2.4 названного выше Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, при выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
24.08.2010 года Министерство имущественных отношений Самарской области направило представителю И. по доверенности Т. сообщение о возврате документов, исх. N с указанием, что в приложенных документах отсутствует заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства; также согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области сведения о земельном участке с кадастровым номером N аннулированы.
Между тем, как следует из материалов дела, Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение изложенного положения Порядка решение об отказе И. в предоставлении указанного земельного участка в собственность не приняло. Такие действия уполномоченного на предоставление земельного участка исполнительного органа государственной власти, как возврат документов, законодательством не предусмотрены.
Указанные обстоятельства не были предметом проверки и оценки суда первой инстанции. Между тем, материалы дела не дают основания для вывода о том, что заявление И. рассмотрено уполномоченном исполнительным органом государственной власти в установленном законом порядке.
Другие заявленные по делу требования И., вытекают из требования о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, в связи с чем решение суда в отношении них также не может быть признано законным.
При новом рассмотрении дела суду необходимо правильно определить юридически значимые обстоятельства по делу, проверить законность оспариваемых заявителем действий и разрешить требования И. по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 08 июня 2011 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.08.2011 N 33-8413/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2011 г. N 33-8413/2011
11 августа 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Решетняк М.А.
Судей - Тарасовой С.М. и Гороховика А.С.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе И. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 08 июня 2011 года, которым постановлено:
"Заявление И. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя И. по доверенности N от 10.08.2011 г. адвоката Станина А.Н. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу Б., судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
В заявлении указала, что 16.12.2009 г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для ведения садоводства.
В министерстве ей была выдана соответствующая расписка о получении документов, заявлению присвоен регистрационный номер N от 16.12.2009 г. Во исполнение требований закона к ее заявлению были приложены документы, подтверждающие возможность принятия Министерством приказа о предоставлении указанного земельного участка в ее собственность.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 28.07.2010 г. признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок ее заявления от 16.12.2009 г. о предоставлении указанного выше земельного участка. На Министерство возложена обязанность принять решение по ее заявлению в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Письмом от 24.08.2010 г. N Министерство отказало в предоставлении указанного земельного участка, ссылаясь на то, что согласно акту осмотра земельного участка от 15.06.2010 г. на нем расположен металлический гараж, в то время как согласно представленному заявителем кадастровому паспорту земельного участка от 23.11.2009 земельный участок свободен от строений и сооружений.
Ссылаясь на то, что металлический гараж легко может быть перемещен без какого-либо ущерба его назначению, И. полагает, что требование Министерства о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на указанную постройку, является незаконным. Кроме того, согласно ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об объектах недвижимости, подлежащих постановке на учет в качестве таковых в органе, осуществляющем техническую инвентаризацию объектов капитального строительства. Металлический гараж объектом капитального строительства не является, поэтому отсутствие сведений о металлическом гараже в кадастровом паспорте испрашиваемого участка полностью соответствует действующему законодательству.
Также в письме Министерства указывается на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N аннулированы, однако постановка данного земельного участка на кадастровый учет была произведена с соблюдением всех требований законодательства.
Уточнив требования, И. просила суд:
- признать незаконным действие Министерства имущественных отношений по Самарской области по возврату документов по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер N площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, для ведения садоводства;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение ее заявления от 16.12.2009 г. N;
- признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер N площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>;
- признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер N площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу:
- признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: <...>;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области устранить указанные нарушения, а именно: обязать поставить на государственный кадастровый учет земельный участок (ранее присвоенный кадастровый номер N) площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>;
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить указанные нарушения, а именно: в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда обеспечить реализацию ее первоочередного права на предоставление в собственность земельного участка для ведения садоводства площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе И. просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих", правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из материалов дела следует, что оно рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2).
Судом установлено, что 16.12.2009 года представитель И. - Т. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для садоводства площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>. К заявлению были приложены документы: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 23.11.2009 года, письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.11.2009 года, письма из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 16.11.2009 года, письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 04.08.2009 года, от 31.07.2009 года, письмо Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 11.02.2010 года, кадастровый паспорт земельного участка от 23.11.2009 года (л.д. 14 - 24).
Согласно ответам Департамента строительства и архитектуры г. Самара от 14.08.2009 года в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1573,80 кв. м, находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), использование данного земельного участка под садоводство соответствует разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны; согласно топографическим материалам Департамента данный земельный участок не находится в границах красных линий улиц и не является территорией общего пользования, данный земельный участок не имеет ограничений и обременении со стороны инженерных коммуникаций (л.д. 15, 16).
Земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1573,80 кв. м, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23.11.2009 года (л.д. 17 - 18).
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 23.11.2009 года в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1573,80 кв. м, отсутствуют (л.д. 19).
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.11.2009 года в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав И. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Самара и Волжского района Самарской области (л.д. 20).
В соответствии с ответом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 16.11.2009 года в базе данных территориального отдела N по состоянию на 1992 - 1998 г.г. отсутствует информация о предоставлении кому-либо земельного участка площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, (л.д. 21).
В соответствии с ответом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 16.11.2009 года в базе данных территориального отдела N по состоянию на 1992 - 1998 г.г. отсутствует информация о предоставлении И. каких-либо земельных участков на территории г. Самара (л.д. 22).
Земельный участок площадью 1573,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>, находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водного объекта (Саратовское водохранилище), что подтверждается ответом Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 30.10.2009 года (л.д. 23).
Согласно ответу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 11.03.2010 года земельный участок площадью 1573,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении Департамента лесного хозяйства, не относится (л.д. 24).
Решением Кировского районного суда г. Самара от 28.07.2010 года заявление И. удовлетворено; бездействие Министерства имущественных отношений, выразившееся в не рассмотрении в установленный законодательством срок заявления И. от 16.12.2009 года о предоставлении земельного участка для садоводства площадью 1573,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, признано незаконным; суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению И. от 16.12.2009 года в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 12 - 13).
24.08.2010 года данное заявление Министерством имущественных отношений Самарской области было возвращено с указанием, что в приложенных документах отсутствует заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства; также согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области сведения о земельном участке с кадастровым номером N аннулированы (л.д. 9 - 11).
Оставляя заявление И. без удовлетворения, районный суд исходил из того, что 09.02.2010 года Министерство имущественных отношений Самарской области обращалось к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер N, в связи с тем, что был поставлен на кадастровый учет по поддельному правоустанавливающему документу, а также просило проинформировать о снятии с государственного кадастрового учета указанного недвижимого имущества.
26.02.2010 года Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области с заявлением о даче соответствующего указания уполномоченному отделу ФГУ "ЗКП" по Самарской области обеспечить аннулирование сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N (л.д. 81).
Согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области от 02.03.2010 года земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 27.02.2010 года (л.д. 133).
Также заявителями не были представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области правоустанавливающие документы на гараж, находящийся на земельном участке, в то время как обязанность по предоставлению сведений из органа, осуществляющего технический учет, возложена на заявителя. В ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заявители также не обращались.
Руководствуясь п. 2.4 названного выше Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с действующим законодательством, и заявленные требования о признании незаконным действие Министерства имущественных отношений, обязании возобновить рассмотрение И. не подлежат удовлетворению.
Между тем, с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В силу абз. 4 п. 2.4 названного выше Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, при выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
24.08.2010 года Министерство имущественных отношений Самарской области направило представителю И. по доверенности Т. сообщение о возврате документов, исх. N с указанием, что в приложенных документах отсутствует заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства; также согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области сведения о земельном участке с кадастровым номером N аннулированы.
Между тем, как следует из материалов дела, Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение изложенного положения Порядка решение об отказе И. в предоставлении указанного земельного участка в собственность не приняло. Такие действия уполномоченного на предоставление земельного участка исполнительного органа государственной власти, как возврат документов, законодательством не предусмотрены.
Указанные обстоятельства не были предметом проверки и оценки суда первой инстанции. Между тем, материалы дела не дают основания для вывода о том, что заявление И. рассмотрено уполномоченном исполнительным органом государственной власти в установленном законом порядке.
Другие заявленные по делу требования И., вытекают из требования о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, в связи с чем решение суда в отношении них также не может быть признано законным.
При новом рассмотрении дела суду необходимо правильно определить юридически значимые обстоятельства по делу, проверить законность оспариваемых заявителем действий и разрешить требования И. по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 08 июня 2011 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)