Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
признать незаконным отказ, изложенный в письме N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании ФИО5 схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенное нарушение, путем рассмотрения и принятия решения по заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н, с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
В удовлетворении остальной части заявления ФИО5 отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании отказа Комитета по архитектуре и градостроительству и администрации муниципального образования "Город Саратов" и бездействия администрации муниципального образования "Город" незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
Свои требования основывает на том, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
Согласно доводам истца, к указанному выше заявлению им были приложены копия его паспорта, топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение испрашиваемого земельного участка (на 3 листах), диск СО-К с топографо-геодезическими данными.
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" отказал ФИО5 в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки (письмо N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, испрашиваемый участок расположен на территории общего пользования, на которую действие регламента не распространяется.
По мнению ФИО5 отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является незаконным в силу норм Земельного кодекса РФ и норм "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ N -ЗСО.
ФИО5 также указал в своем заявлении, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" до настоящего времени не принято решение по его заявлению об утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, а также не принято решения о предоставлении испрашиваемого им земельного участка в аренду, что является бездействием.
Заявитель считает, что бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" препятствует ему в оформлении права аренды на вышеуказанный земельный участок, неисполнение администрацией муниципального образования "Город Саратов" возложенных действующим законодательством обязанностей по принятию решения о предоставлении участков в аренду, нарушает его права, гарантированные Конституцией РФ.
Основываясь на изложенном, ФИО5 просил суд признать незаконным отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не утверждении ФИО5 схемы расположения земельного участка и не принятии решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет. Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" утвердить и выдать ФИО5 схему расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет. Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" принять решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет, по заявлению ФИО5.
Волжским районным судом ДД.ММ.ГГГГ принято указанное выше решение.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с постановленным решением районного суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что администрация муниципального образования "Город Саратов", получив заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, направила данное заявление в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов", которым в пределах полномочий, была подготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Однако, данная схема расположения земельного участка утверждена быть не могла администрацией МО "Город Саратов", так как была отклонена от согласования комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу выявленных нарушений законодательства, препятствующих предоставлению данного земельного участка. Считает доводы суда, изложенные в решении, о бездействии администрации не состоятельными.
В кассационной жалобе представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" просит отменить решение суда в части признания незаконным отказа комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка, отказав заявителю в удовлетворении данных требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", спорный земельный участок отнесен к территории общего пользования. Кроме того, на данном участке имеются зеленые насаждения. Судом не установлено нарушение закона при совершении Комитетом действий по отказу в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ N -ЗСО, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N -ЗСО, орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:
- приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
- приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со ст. 1 Устава, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ, относится муниципальное образование "Город Саратов"), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территориях городских округов; принятие решение о развитии застроенных территорий. Градостроительным кодексом РФ (ст. 1 п. 6) установлено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Также из указанной статьи (п. 7) следует, что территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материалов (в том числе, утверждение схемы расположения земельного участка) для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления.
Согласно п. п. 3.13, 3.14 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, он не вправе окончательно решать вопрос об утверждении или отказывать в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку он участвует лишь в процедуре рассмотрения схем расположения земельных участков в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в соответствии со ст. 34 ЗК РФ обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
Комитет по архитектуре и градостроительству, администрации муниципального образования "Город Саратов" письмом N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ, отказал ФИО5 в согласовании схемы расположения указанного земельного участка, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, расположен на территории общего пользования, на которую действие регламента не распространяется.
Из материалов дела также усматривается, что на момент обращения ФИО5 в суд администрацией муниципального образования "Город Саратов" его заявление от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено и по нему не принято решения.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителями администрации муниципального образования "Город Саратов" при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не оспаривается это обстоятельство и в кассационной жалобе. Заинтересованными лицами не представлены доказательства того, что по истечении установленного в п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ срока на рассмотрение заявления ФИО5 дан ответ.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм права, районный суд обоснованно исходил из того, что разрешение заявления ФИО5 входит в компетенцию администрации муниципального образования "Город Саратов", как органа местного самоуправления.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что в предусмотренный п. 4 ст. 34 ЗК РФ срок решение по заявлению ФИО5 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка администрация муниципального образования "Город Саратов" не приняла, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о бездействии администрации, выразившемся в нерассмотрении заявления ФИО5 в установленный законом срок, приведшем к нарушению его права на разрешение заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено, что обязанность по утверждению и выдачи схемы возложена на орган местного самоуправления (34 ЗК РФ), которым в данном случае является администрация муниципального образования "Город Саратов", а также учитывая, что Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является, согласно Положению о названном Комитете, лишь отраслевым структурным подразделением администрации муниципального образования, судебная коллегия не находит достаточных правовых оснований к удовлетворению кассационной жалобы названного Комитета, относящейся к ответу Комитета, изложенному в письме N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный ответ является лишь предварительным мнением названного органа, не обязательного для МО "Город Саратов", на котором в силу закона лежит обязанность по утверждению и выдаче требуемой заявителем схемы, т.е. разрешение того вопроса, который администрация не разрешала.
В силу ч. 2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение не может отменяться по формальным соображениям.
Не может повлечь отмену судебного решения и ссылка в кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" на Положение о Комитете по земельным ресурсам администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому данный Комитет осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, согласовывает и выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку как было указано ранее, обязанность по утверждению и выдаче требуемой заявителем схемы лежит на МО "Город Саратов" (34 ЗК РФ).
Иные доводы кассационных жалоб не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
признать незаконным отказ, изложенный в письме N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании ФИО5 схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенное нарушение, путем рассмотрения и принятия решения по заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения и выдачи ему схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н, с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
В удовлетворении остальной части заявления ФИО5 отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании отказа Комитета по архитектуре и градостроительству и администрации муниципального образования "Город Саратов" и бездействия администрации муниципального образования "Город" незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
Свои требования основывает на том, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
Согласно доводам истца, к указанному выше заявлению им были приложены копия его паспорта, топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение испрашиваемого земельного участка (на 3 листах), диск СО-К с топографо-геодезическими данными.
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" отказал ФИО5 в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки (письмо N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, испрашиваемый участок расположен на территории общего пользования, на которую действие регламента не распространяется.
По мнению ФИО5 отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является незаконным в силу норм Земельного кодекса РФ и норм "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ N -ЗСО.
ФИО5 также указал в своем заявлении, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" до настоящего времени не принято решение по его заявлению об утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, а также не принято решения о предоставлении испрашиваемого им земельного участка в аренду, что является бездействием.
Заявитель считает, что бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" препятствует ему в оформлении права аренды на вышеуказанный земельный участок, неисполнение администрацией муниципального образования "Город Саратов" возложенных действующим законодательством обязанностей по принятию решения о предоставлении участков в аренду, нарушает его права, гарантированные Конституцией РФ.
Основываясь на изложенном, ФИО5 просил суд признать незаконным отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не утверждении ФИО5 схемы расположения земельного участка и не принятии решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет. Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" утвердить и выдать ФИО5 схему расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет. Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" принять решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716 расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет, по заявлению ФИО5.
Волжским районным судом ДД.ММ.ГГГГ принято указанное выше решение.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с постановленным решением районного суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что администрация муниципального образования "Город Саратов", получив заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, направила данное заявление в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов", которым в пределах полномочий, была подготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Однако, данная схема расположения земельного участка утверждена быть не могла администрацией МО "Город Саратов", так как была отклонена от согласования комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу выявленных нарушений законодательства, препятствующих предоставлению данного земельного участка. Считает доводы суда, изложенные в решении, о бездействии администрации не состоятельными.
В кассационной жалобе представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" просит отменить решение суда в части признания незаконным отказа комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка, отказав заявителю в удовлетворении данных требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", спорный земельный участок отнесен к территории общего пользования. Кроме того, на данном участке имеются зеленые насаждения. Судом не установлено нарушение закона при совершении Комитетом действий по отказу в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ N -ЗСО, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N -ЗСО, орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:
- приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
- приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со ст. 1 Устава, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ, относится муниципальное образование "Город Саратов"), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территориях городских округов; принятие решение о развитии застроенных территорий. Градостроительным кодексом РФ (ст. 1 п. 6) установлено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Также из указанной статьи (п. 7) следует, что территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка материалов (в том числе, утверждение схемы расположения земельного участка) для предоставления земли под цели, не связанные со строительством, входит в полномочия органов местного самоуправления.
Согласно п. п. 3.13, 3.14 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, он не вправе окончательно решать вопрос об утверждении или отказывать в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку он участвует лишь в процедуре рассмотрения схем расположения земельных участков в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в соответствии со ст. 34 ЗК РФ обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством площадью 1736 кв. м, в кадастровом квартале 64:48:040716, расположенного по адресу:, б/н с разрешенным видом использования - для размещения автостоянки, в аренду сроком на 49 лет.
Комитет по архитектуре и градостроительству, администрации муниципального образования "Город Саратов" письмом N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ, отказал ФИО5 в согласовании схемы расположения указанного земельного участка, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, расположен на территории общего пользования, на которую действие регламента не распространяется.
Из материалов дела также усматривается, что на момент обращения ФИО5 в суд администрацией муниципального образования "Город Саратов" его заявление от ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено и по нему не принято решения.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителями администрации муниципального образования "Город Саратов" при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не оспаривается это обстоятельство и в кассационной жалобе. Заинтересованными лицами не представлены доказательства того, что по истечении установленного в п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ срока на рассмотрение заявления ФИО5 дан ответ.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм права, районный суд обоснованно исходил из того, что разрешение заявления ФИО5 входит в компетенцию администрации муниципального образования "Город Саратов", как органа местного самоуправления.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что в предусмотренный п. 4 ст. 34 ЗК РФ срок решение по заявлению ФИО5 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка администрация муниципального образования "Город Саратов" не приняла, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о бездействии администрации, выразившемся в нерассмотрении заявления ФИО5 в установленный законом срок, приведшем к нарушению его права на разрешение заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено, что обязанность по утверждению и выдачи схемы возложена на орган местного самоуправления (34 ЗК РФ), которым в данном случае является администрация муниципального образования "Город Саратов", а также учитывая, что Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является, согласно Положению о названном Комитете, лишь отраслевым структурным подразделением администрации муниципального образования, судебная коллегия не находит достаточных правовых оснований к удовлетворению кассационной жалобы названного Комитета, относящейся к ответу Комитета, изложенному в письме N сх/05-л от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный ответ является лишь предварительным мнением названного органа, не обязательного для МО "Город Саратов", на котором в силу закона лежит обязанность по утверждению и выдаче требуемой заявителем схемы, т.е. разрешение того вопроса, который администрация не разрешала.
В силу ч. 2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение не может отменяться по формальным соображениям.
Не может повлечь отмену судебного решения и ссылка в кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" на Положение о Комитете по земельным ресурсам администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому данный Комитет осуществляет подготовку документов для распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, согласовывает и выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку как было указано ранее, обязанность по утверждению и выдаче требуемой заявителем схемы лежит на МО "Город Саратов" (34 ЗК РФ).
Иные доводы кассационных жалоб не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)