Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8786/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. по делу N 33-8786/2011


Судья Лапаев А.В.

23 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Гаврилова В.С., Башаркиной Н.Н.
при секретаре Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Башаркиной Н.Н.
дело по кассационной жалобе Шатковского муниципального района
с участием Г.А.
на решение Шатковского районного суда Нижегородской области от 28 июня 2011 года
по заявлению Г.А. о признании бездействия администрации Шатковского муниципального района по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами, незаконным, вменении обязанности администрации Шатковского муниципального района организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами,

установила:

Г.А. с заявлением о признании бездействия администрации Шатковского муниципального района по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами, незаконным, вменении обязанности администрации Шатковского муниципального района организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами.
В обоснование заявленных требований указал, что в целях защиты от верхового огня населенных пунктов, социальных объектов, расположенных рядом с лесами, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Шатковского муниципального района 09 августа 2010 года приняла решения по устройству противопожарных разрывов вокруг данных населенных пунктов, социальных объектов.
Лесные пожары летом 2010 года наделали немало бед во многих районах Нижегородской области.
В Шатковском районе в опасной зоне расположены в том числе завод по производству сжиженного газа, газоперекачивающая транзитная станция, газораспределительные сети, поселки/улицы, а также центральная районная больница, детский оздоровительный лагерь, лагерь, дом отдыха, турбаза ".
До настоящего времени администрацией района так и не были реализованы решения по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов.
Решением Шатковского районного суда Нижегородской области от 28 июня 2011 года заявление Г.А. удовлетворено частично.
Признано бездействие Администрации Шатковского муниципального района в части устройства противопожарных разрывов вокруг МЛПУ, МОУ ДОД ООЦ и оздоровительного лагеря, расположенных рядом с лесами, незаконным, вменено обязанность администрации Шатковского муниципального района организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг этих объектов, расположенных рядом с лесами, установив срок исполнения - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части заявления Г.А. отказано.
В кассационной жалобе администрации Шатковского муниципального района поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что администрация не нарушила прав и законных интересов заявителя.
В своих возражениях на кассационную жалобу Г.А. просит отказать в удовлетворении жалобы и решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражение относительно нее, заслушав Г.А., судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к данным решениям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 11 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 п. 6 ст. 84 Лесного кодекс РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В силу положения ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 17 марта 2011 года N 185 "Об утверждении перечня населенных пунктов Нижегородской области, садоводческих некоммерческих объединений граждан, объектов экономики, производственных объектов, организаций и летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), подверженных угрозе распространения лесных пожаров", утвержден перечень, в который вошли следующие населенные пункты и организации (учреждения) Шатковского муниципального района - р.п. Шатки МЛПУ, База отдыха, МОУ ДОД детский образовательный оздоровительный центр; р.п..
Распоряжением Правительством Нижегородской области N 409-р "О мерах по охране лесов и торфяников Нижегородской области от пожаров в 2011 году" рекомендовано обеспечить в местах примыкания хвойных лесных массивов к населенным пунктам, объектам экономики, оздоровительным и иным учреждениям противопожарные расстояния не менее 50 метров /для городских поселений/, не менее 15 метров /для городски и сельских поселений с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой/, а также организовать проведение опашки шириной не менее 3 метров (п. 6.17).
Из дела видно, что 14 февраля 2005 года постановлением Главы местного самоуправления Шатковского района N 16 было утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Шатковского района, а также утвержден персональный состав данной комиссии.
09 августа 2010 года состоялось заседание N 12 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Шатковского муниципального района, рассмотрен вопрос об уточнении населенных пунктов, объектов, улиц по созданию противопожарных разрывов для защиты их от перехода огня с лесных массивов.
Комиссия решила провести создание противопожарных разрывов в местах примыкания леса в следующих населенных пунктах: р.п. Шатки - ул., п. Сосновый Бор, п. Лесозавод, р.п. Лесогорск, МЛПУ, ДОЛ им. и оздоровительный лагерь.
- 10 августа 2010 года на вновь состоявшемся заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Шатковского муниципального района было принято решение: противопожарный разрыв у населенного пункта провести в квартале 104, выдел 25, 26, 28, 29 площадью 2,3 га шириной 30 м, длиной 760 м. Исполнитель ИП К.А.С.;
- - противопожарный разрыв у населенного пункта провести в квартале 23, выдел 5, 29 площадью 1 га шириной 80 м, длиной 130 м. Исполнитель ОАО ".
- противопожарный разрыв у населенного пункта провести в квартале 82, выдел 4 площадью 0,6 га шириной 80 м, длиной 75 м. Исполнитель ГП НО ".
- противопожарный разрыв у населенного пункта провести в квартале 82, выдел 7 площадью 0,6 га шириной 80 м, длиной 75 м. Исполнитель ГП НО ".
противопожарный разрыв у населенного пункта провести в квартале 158, выдел 29, 33 площадью 3 га шириной 95 м, длиной 310 м, в квартале 87, выдел 1 площадью 1,5 га шириной 50 м диной 300 м. Исполнитель ОАО ".
Согласно справки начальника 164-ПЧ на территории Шатковского муниципального района в 2010 г. зарегистрировано два случая угрозы перехода огня от горящего леса на жилые постройки сельских населенных пунктов 04 и 05 мая 2010 года п. Сосновый Бор Шатковского района.
28 апреля 2011 года и.о. главы администрации Шатковского муниципального района в адрес директора департамента лесного хозяйства Нижегородской области Г.Н. направлено письмо N 735 "Об устройстве защитных противопожарных полос" из которого следует, что во исполнение распоряжения Правительства Нижегородской области от 25 марта 2011 года N 409-р "О мерах по охране лесов и торфяников Нижегородской области от пожаров в 2011 году", в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17 марта 2011 года N 185 "Об утверждении перечня населенных пунктов Нижегородской области, садоводческих некоммерческих объединений граждан, объектов экономики, производственных объектов, организаций и летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), подверженных угрозе распространения лесных пожаров", решением КЧС и ОПБ Нижегородской области, в котором просит согласовать устройство защитных противопожарных полос шириной 30 метров для предупреждения распространения огня на следующие объекты:
- 1. Пионерский лагерь им., МОУ ДОД детский образовательный оздоровительный центр - протяженностью 1990 метров;
- 2. МЛПУ - протяженностью 1000 метров.
В протоколе заседания КЧС и ОПБ от 09 августа 2010 года указаны конкретные населенные пункты и социальные объекты, вокруг которых должны быть выполнены противопожарные разрывы в местах примыкания леса: р.п. Шатки -, МЛПУ, ДОЛ им. и оздоровительный лагерь.
Судом установлено, что частично указанные в постановлении работы выполнены, что подтверждается шестью договорами купли-продажи лесных насаждений, заключенных в августе 2010 года по (л.д. 77-101).
Однако в суд не было представлено доказательств по выполнению работ по установке противопожарных разрывов в местах примыкания хвойных лесных массивов к МЛПУ, ДОЛ им. и оздоровительный лагерь.
Предельный срок выполнения этих работ - 01 апреля 2011 года уже истек.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае имеет место бездействие Администрации Шатковского муниципального района, которое не выполнило решение районной КЧС и ОПБ от 09 августа 2010 года.
Администрация района обязана контролировать выполнение решений, вынесенных одним из ее структурных подразделений. Своим бездействием по установке противопожарных разрывов в местах примыкания леса Администрация района подвергает потенциальной опасности жизни и здоровье жителей Шатковского района, в том числе детей, находящихся в оздоровительно-образовательном центре и больных граждан, находящихся на лечении в районной больнице.
Ссылка Администрации Шатковского муниципального район на то, что права и законные интересы истца не нарушены, не соответствует положениям ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного, у суда имелись правовые основания для частичного удовлетворения требований заявителя.
Утверждение кассатора о том, что Г.А. не имел право на обращение в суд с указанными требованиями, является необоснованным.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
- В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Таким образом, Г.А. имел право на обращение в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, т.к. было нарушено его право на благоприятную окружающую среду.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Г.А. пропусти срок для обращения в суд.
09 августа 2010 года КЧС и ОПБ Шатковского района было принято решение о принятии противопожарных мер по защите населенных пунктов, в частности о создании противопожарных.
Об этом заседании комиссии указано в заметке корреспондента газеты "Новый путь", под названием "Заседание КЧС", которая была опубликована 11 августа 2010 года в этой газете /N 63/. В протоколе срок выполнения противопожарных разрывов не был указан, сам протокол заседания не был опубликован, тем самым не был доступен для всеобщего обозрения. Заявитель Г.А. не мог знать о предельных сроках этих работ.
О нарушении своего права на благоприятную окружающую среду Г.А. узнал не ранее 12 марта 2011 года, когда ознакомился с опубликованным в газете "Нижегородские новости" N 41 распоряжением Правительства Нижегородской области от 03 марта 2011 года N 275-р "Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в весенне-летний период 2011 года", из которого следует, что "рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, руководителям организаций в рамках своих полномочий: п. 1.4 - в срок до 1 апреля 2011 года в населенных пунктах, для которых характерно возникновение угрозы лесоторфяных пожаров, пожаров в массивах сухой растительности, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность распространения огня на населенные пункты и в обратном направлении (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, ликвидация ветхих строений, дежурство с водоподающей и землеройной техникой).
После ознакомления с данным распоряжением Правительства области Г.А. обратился в суд.
Учитывая изложенное, оснований для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда не имеется.
Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шатковского районного суда Нижегородской области от 28 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)