Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Фоминых С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ворончихина В.В.
судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре З.
рассмотрела 28 июля 2011 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское дело по иску прокурора Унинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Сосновское сельское поселение" Унинского муниципального района Кировской области и к муниципальному образованию Унинский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности по устранению нарушения эксплуатационного состояния автомобильных дорог
по кассационной жалобе Главы администрации Унинского района Кировской области
на решение Унинского районного суда Кировской области от 24 июня 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены в части возложения обязанностей на муниципальное образование "Сосновское сельское поселение" Унинского муниципального района Кировской области устранить нарушения эксплуатационного состояния автомобильных дорог, привести автомобильные дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно: устранить локальные разрушения укрепления поверхности откосов насыпи и оголовков водотока, образование промоин у оголовков водотока вследствие вымывания грунта и материала укрепления русла водотока, сгнивание деревянного настила; установить дорожные ограждения первой группы на автомобильной дороге в селе Верхолемье Унинского района Кировской области на ул. Центральная, которая проходит по водотоку - река Лема, соединяющую центр села Верхолемья с районным центром Унинского района.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Унинского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства по содержанию автомобильных дорог муниципальным образованием Сосновское сельское поселение Унинского района Кировской области установлено, что в границах села Верхолемье Унинского района Кировской области вдоль ул. Центральная расположен водоем, по водотоку которого проходит автодорога, соединяющая центр села (школа, детский сад, магазин, отделение почтовой связи, контора СПК "Верхолемский", здание ФАП) с районным центром Унинского района. Данное инженерное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен Глава администрации Унинского района. В кассационной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к МО "Сосновское сельское поселение". В обоснование указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что мост через реку Лема в с. Верхолемье был построен силами совхоза "Верхолемский" в 1972 году с использованием элементов железобетонных конструкций. В соответствии с действовавшими в тот период статьями 94, 95 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) в собственности государства находились совхозы - организованные государством сельскохозяйственные предприятия, и государство являлось единым собственником государственного имущества, т.е. мост с 1972 года находился в государственной собственности. В собственность Сосновского сельского поселения мост не передавался, поэтому возложение обязанности по содержанию и ремонту моста на муниципальное образование является необоснованным.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определяет основные понятия, используемые в Законе, в т.ч.:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5 указанного Федерального закона устанавливает классификацию автомобильных дорог, согласно которой автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9).
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч.: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Из материалов дела следует, что при проведении комиссионной проверки участка автомобильной дороги с. Верхолемье, ул. Центральная, были установлены следующие недостатки: локальные разрушения укрепления поверхности откосов насыпи и оголовков водотока, образование промоин у оголовков водотока вследствие вымывания грунта и материала укрепления русла водотока, сгнивание деревянного настила, отсутствие дорожных ограждений первой группы.
Согласно распоряжению главы Унинского муниципального района Кировской области от 19.09.2008 N 101 в собственность муниципального образования Сосновское сельское поселение Унинского района Кировской области" передано в том числе имущество - сеть в границах поселения с. Верхолемье, ул. Центральная, покрытие - гравий, протяженность 1500 п. м. Согласно информации и уведомления управления по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского района, дорожное полотно по ул. Центральная, со всеми входящими в его состав сооружениями, в границах населенного пункта с. Верхолемье Унинского района Кировской области, передано в собственность Сосновского сельского поселения и в реестре муниципальной собственности МО Унинский муниципальный район Кировской области не числится.
Законом Кировской области от 07.12.2004 N 284-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения" установлены границы муниципального образования Сосновское сельское поселение в границах Сосновского сельского округа с административным центром в селе Сосновка и входящими в состав его территории населенными пунктами: деревня Были, село Верхолемье, деревня Мокрушата, село Сосновка, деревня Сосново.
Автодорога, в отношении которой прокурором заявлены исковые требования, находится в границах села Верхолемье, входящего в границы муниципального образования Сосновское сельское поселение.
Таким образом, судом сделан верный вывод, что ремонт дорог в границах населенных пунктов Сосновского сельского поселения, куда входит и участок дороги по предмету иска, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования Сосновское сельское поселение Унинского района Кировской области.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства подтверждений того, что мост в селе Верхолемье является государственной собственностью не представлено, следовательно данное обстоятельство является недоказанным.
Учитывая, что автомобильная дорога включает в себя искусственные дорожные сооружения, в т.ч. мосты, указание кассатора на неисследованность вопроса является мост государственной собственностью или нет, не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены судом на основании представленных по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на законе, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, лицами, участвующими в деле, являются правильными.
Доводы жалобы, направленные к иной оценке фактических обстоятельств по делу, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Унинского районного суда Кировской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы администрации Унинского района Кировской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2662
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. по делу N 33-2662
Судья Фоминых С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ворончихина В.В.
судей Сметаниной О.Н., Кирсановой В.А.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре З.
рассмотрела 28 июля 2011 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское дело по иску прокурора Унинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию "Сосновское сельское поселение" Унинского муниципального района Кировской области и к муниципальному образованию Унинский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности по устранению нарушения эксплуатационного состояния автомобильных дорог
по кассационной жалобе Главы администрации Унинского района Кировской области
на решение Унинского районного суда Кировской области от 24 июня 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены в части возложения обязанностей на муниципальное образование "Сосновское сельское поселение" Унинского муниципального района Кировской области устранить нарушения эксплуатационного состояния автомобильных дорог, привести автомобильные дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно: устранить локальные разрушения укрепления поверхности откосов насыпи и оголовков водотока, образование промоин у оголовков водотока вследствие вымывания грунта и материала укрепления русла водотока, сгнивание деревянного настила; установить дорожные ограждения первой группы на автомобильной дороге в селе Верхолемье Унинского района Кировской области на ул. Центральная, которая проходит по водотоку - река Лема, соединяющую центр села Верхолемья с районным центром Унинского района.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Унинского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства по содержанию автомобильных дорог муниципальным образованием Сосновское сельское поселение Унинского района Кировской области установлено, что в границах села Верхолемье Унинского района Кировской области вдоль ул. Центральная расположен водоем, по водотоку которого проходит автодорога, соединяющая центр села (школа, детский сад, магазин, отделение почтовой связи, контора СПК "Верхолемский", здание ФАП) с районным центром Унинского района. Данное инженерное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен Глава администрации Унинского района. В кассационной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к МО "Сосновское сельское поселение". В обоснование указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что мост через реку Лема в с. Верхолемье был построен силами совхоза "Верхолемский" в 1972 году с использованием элементов железобетонных конструкций. В соответствии с действовавшими в тот период статьями 94, 95 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) в собственности государства находились совхозы - организованные государством сельскохозяйственные предприятия, и государство являлось единым собственником государственного имущества, т.е. мост с 1972 года находился в государственной собственности. В собственность Сосновского сельского поселения мост не передавался, поэтому возложение обязанности по содержанию и ремонту моста на муниципальное образование является необоснованным.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определяет основные понятия, используемые в Законе, в т.ч.:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5 указанного Федерального закона устанавливает классификацию автомобильных дорог, согласно которой автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9).
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч.: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Из материалов дела следует, что при проведении комиссионной проверки участка автомобильной дороги с. Верхолемье, ул. Центральная, были установлены следующие недостатки: локальные разрушения укрепления поверхности откосов насыпи и оголовков водотока, образование промоин у оголовков водотока вследствие вымывания грунта и материала укрепления русла водотока, сгнивание деревянного настила, отсутствие дорожных ограждений первой группы.
Согласно распоряжению главы Унинского муниципального района Кировской области от 19.09.2008 N 101 в собственность муниципального образования Сосновское сельское поселение Унинского района Кировской области" передано в том числе имущество - сеть в границах поселения с. Верхолемье, ул. Центральная, покрытие - гравий, протяженность 1500 п. м. Согласно информации и уведомления управления по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского района, дорожное полотно по ул. Центральная, со всеми входящими в его состав сооружениями, в границах населенного пункта с. Верхолемье Унинского района Кировской области, передано в собственность Сосновского сельского поселения и в реестре муниципальной собственности МО Унинский муниципальный район Кировской области не числится.
Законом Кировской области от 07.12.2004 N 284-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения" установлены границы муниципального образования Сосновское сельское поселение в границах Сосновского сельского округа с административным центром в селе Сосновка и входящими в состав его территории населенными пунктами: деревня Были, село Верхолемье, деревня Мокрушата, село Сосновка, деревня Сосново.
Автодорога, в отношении которой прокурором заявлены исковые требования, находится в границах села Верхолемье, входящего в границы муниципального образования Сосновское сельское поселение.
Таким образом, судом сделан верный вывод, что ремонт дорог в границах населенных пунктов Сосновского сельского поселения, куда входит и участок дороги по предмету иска, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования Сосновское сельское поселение Унинского района Кировской области.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства подтверждений того, что мост в селе Верхолемье является государственной собственностью не представлено, следовательно данное обстоятельство является недоказанным.
Учитывая, что автомобильная дорога включает в себя искусственные дорожные сооружения, в т.ч. мосты, указание кассатора на неисследованность вопроса является мост государственной собственностью или нет, не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены судом на основании представленных по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на законе, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, лицами, участвующими в деле, являются правильными.
Доводы жалобы, направленные к иной оценке фактических обстоятельств по делу, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Унинского районного суда Кировской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы администрации Унинского района Кировской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)