Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В суде первой инстанции дело рассмотрела Судья Поливода Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Скурихиной Л.В.,
судей Хохловой Е.Ю., Аноприенко К.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании от 20 мая 2011 года по заявлению прокурора Вяземского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц и интересах муниципального образования городского поселения "Город Вяземский" об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, по кассационной жалобе Главы администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения прокурора Ненашевой И.А., судебная коллегия
Прокурор Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с заявлениям в интересах неопределенного круга лиц и интересах муниципального образования городского поселения "Город Вяземский" о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в не проведении оценки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ технического состояния автомобильных дорог в границах улиц и возложении на Администрацию городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края обязанности провести в 2011 году оценку технического состоянии указанных автомобильных дорог.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В собственности администрации городского поселения "Город Вяземский" с ДД.ММ.ГГГГ находятся автомобильные дороги в границах улиц. Прокурорской проверкой установлено, что несмотря на закрепленную законом обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, Администрация городского поселения "Город Вяземский" бездействует, не проводя ее.
Представитель Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края заявленные требования не признал.
Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На Администрацию городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность провести в 2011 году оценку технического состоянии указанных автомобильных дорог. В кассационной жалобе Глава администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение проверяется по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 данного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 этого же Закона, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 17 названого Закона предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (пункт 3 Порядка). Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Указанный Приказ Минтранса РФ вступил в силу с 26 февраля 2010 года.
Судом установлено, что в собственности городского поселения "Город Вяземский" с 5 октября 2006 года находятся автомобильные дороги, по которым проходят улицы. Установленную законодательством обязанность, возникшую у Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района с 26 февраля 2010 года по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, находящихся в собственности городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района, администрация не выполняет, что не оспаривалось ее представителем. Учитывая положения приведенных выше норм права с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд пришел к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановленным судом решением нарушена статья 10 Конституции РФ, судебной коллегией отклоняются, поскольку предметом спора являются обязанности, установленные актами федерального законодательства, что исключает самостоятельную компетенцию органов местного самоуправления в спорных отношениях.
Наличие муниципальной программы "Реконструкция, благоустройство, строительство и ремонт автомобильных дорого городского поселения "Город Вяземский" на период 2011 - 2013 годы", не освобождает Администрацию городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края от соблюдения федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления проводить не реже одного раза в год оценку технического состояния автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, судебная коллегия считает постановленное судом решение законным и обоснованным
Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2011 года по делу по заявлению прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц и интересах муниципального образования городского поселения "Город Вяземский" об оспаривании бездействия Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края - оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3337
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2011 г. по делу N 33-3337
В суде первой инстанции дело рассмотрела Судья Поливода Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Скурихиной Л.В.,
судей Хохловой Е.Ю., Аноприенко К.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании от 20 мая 2011 года по заявлению прокурора Вяземского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц и интересах муниципального образования городского поселения "Город Вяземский" об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, по кассационной жалобе Главы администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения прокурора Ненашевой И.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с заявлениям в интересах неопределенного круга лиц и интересах муниципального образования городского поселения "Город Вяземский" о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в не проведении оценки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ технического состояния автомобильных дорог в границах улиц и возложении на Администрацию городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края обязанности провести в 2011 году оценку технического состоянии указанных автомобильных дорог.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В собственности администрации городского поселения "Город Вяземский" с ДД.ММ.ГГГГ находятся автомобильные дороги в границах улиц. Прокурорской проверкой установлено, что несмотря на закрепленную законом обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, Администрация городского поселения "Город Вяземский" бездействует, не проводя ее.
Представитель Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края заявленные требования не признал.
Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, по которым проходят за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На Администрацию городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность провести в 2011 году оценку технического состоянии указанных автомобильных дорог. В кассационной жалобе Глава администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение проверяется по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 данного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 этого же Закона, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 17 названого Закона предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (пункт 3 Порядка). Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Указанный Приказ Минтранса РФ вступил в силу с 26 февраля 2010 года.
Судом установлено, что в собственности городского поселения "Город Вяземский" с 5 октября 2006 года находятся автомобильные дороги, по которым проходят улицы. Установленную законодательством обязанность, возникшую у Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района с 26 февраля 2010 года по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, находящихся в собственности городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района, администрация не выполняет, что не оспаривалось ее представителем. Учитывая положения приведенных выше норм права с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд пришел к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановленным судом решением нарушена статья 10 Конституции РФ, судебной коллегией отклоняются, поскольку предметом спора являются обязанности, установленные актами федерального законодательства, что исключает самостоятельную компетенцию органов местного самоуправления в спорных отношениях.
Наличие муниципальной программы "Реконструкция, благоустройство, строительство и ремонт автомобильных дорого городского поселения "Город Вяземский" на период 2011 - 2013 годы", не освобождает Администрацию городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края от соблюдения федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления проводить не реже одного раза в год оценку технического состояния автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, судебная коллегия считает постановленное судом решение законным и обоснованным
Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 17 марта 2011 года по делу по заявлению прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц и интересах муниципального образования городского поселения "Город Вяземский" об оспаривании бездействия Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края - оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.СКУРИХИНА
Л.В.СКУРИХИНА
Судьи
Е.Ю.ХОХЛОВА
К.В.АНОПРИЕНКО
Е.Ю.ХОХЛОВА
К.В.АНОПРИЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)