Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ефимова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего: Елкановой И.А.
судей: Грибалевой М.Н., Тришкиной М.А.
при секретаре: С.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елкановой И.А. дело по иску С.А.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным и изменении вида разрешенного использования земельного участка, по кассационной жалобе С.А.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011 г., которым С.А.В. в иске отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя С.А.В. - В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
С.А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <...>, площадью <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, для которого определен вид разрешенного использования - "для строительства авторемонтной мастерской".
С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на предназначенный "для размещения автомобильной стоянки (для восьми грузовых автомобилей)" он обращался в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области, однако 25.02.2011 г. постановлением главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 369 ему в изменении разрешенного использования земельного участка было отказано.
Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточненных исковых требований, истец просил суд признать недействительным указанное постановление главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 369 от 25.02.2011 г., и обязать администрацию Вольского муниципального района Саратовской области изменить разрешенное использование указанного земельного участка с "для строительства авторемонтной мастерской" на "для размещения автомобильной стоянки".
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011 г. С.А.В. в иске отказано.
На данное решение суда С.А.В. в лице представителя В. подана кассационная жалоба, в которой ее автор просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Автор жалобы полагает необоснованным вывод суда об отсутствии правовых оснований для изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.
Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области в лице представителя Л. принесены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых их автор, по изложенным в возражениях доводам, полагает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены судебного постановления.
Статья 17 (часть 3) Конституции РФ закрепляет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что истец С.А.В. является собственником земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <...>, площадью <...> кв. м, для которого определен вид разрешенного использования - "для строительства авторемонтной мастерской", и также собственником расположенного на данном земельном участке нежилого здания, общей площадью <...> кв. м.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п. п. 1 - 3, 7 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что в Вольском муниципальном районе Саратовской области до настоящего времени не разработаны ни правила застройки и землепользования, ни градостроительные регламенты для каждой из территориальных зон.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Судом установлено, что в связи с обращением истца в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на предназначенный "для размещения автомобильной стоянки (для восьми грузовых автомобилей)", в порядке, установленном законом и Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Вольского муниципального собрания от 15.11.2005 г. N 2/41-470, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным решением Вольского муниципального собрания от 25.12.2007 г. N 3/27-377, 22.02.2011 г. были проведены публичные слушания, о времени и месте проведения которых истец был извещен надлежащим образом.
По результатам публичных слушаний, с учетом положений п. 6.38 СНиП 2.07.01-89*, было составлено заключение о невозможности изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, ввиду того, что истцом будет использоваться под автостоянку только часть площади принадлежащего ему земельного участка - <...> кв. м, а остальные - <...> кв. м будут использоваться без соблюдения установленного вида разрешенного использования земельного участка, что является нарушением норм земельного законодательства. В связи с чем главой администрации Вольского муниципального района Саратовской области было принято постановление N 369 от 25.02.2011 г. об отказе истцу в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой.
Порядок проведения публичных слушаний и порядок принятия решения главой администрации Вольского муниципального района Саратовской области по результатам слушаний истцом не оспаривался ни в суде первой, ни кассационной инстанции.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39).
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (пункт 7.1.11.) и сообщение Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в Вольском районе от 22.02.2011 г.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно, исходя из приведенных обстоятельств дела и норм права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка истца, по испрашиваемому им варианту.
Доводы кассационной жалобы о неправильности выводов суда направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса, и также на иное толкование норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, а потому не являются основанием для отмены решения суда.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы и не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011 г. по делу по иску С.А.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным и изменении вида разрешенного использования земельного участка, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2937
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. по делу N 33-2937
Судья: Ефимова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего: Елкановой И.А.
судей: Грибалевой М.Н., Тришкиной М.А.
при секретаре: С.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елкановой И.А. дело по иску С.А.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным и изменении вида разрешенного использования земельного участка, по кассационной жалобе С.А.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011 г., которым С.А.В. в иске отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя С.А.В. - В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
С.А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <...>, площадью <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, для которого определен вид разрешенного использования - "для строительства авторемонтной мастерской".
С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на предназначенный "для размещения автомобильной стоянки (для восьми грузовых автомобилей)" он обращался в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области, однако 25.02.2011 г. постановлением главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 369 ему в изменении разрешенного использования земельного участка было отказано.
Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточненных исковых требований, истец просил суд признать недействительным указанное постановление главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 369 от 25.02.2011 г., и обязать администрацию Вольского муниципального района Саратовской области изменить разрешенное использование указанного земельного участка с "для строительства авторемонтной мастерской" на "для размещения автомобильной стоянки".
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011 г. С.А.В. в иске отказано.
На данное решение суда С.А.В. в лице представителя В. подана кассационная жалоба, в которой ее автор просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Автор жалобы полагает необоснованным вывод суда об отсутствии правовых оснований для изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.
Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области в лице представителя Л. принесены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых их автор, по изложенным в возражениях доводам, полагает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены судебного постановления.
Статья 17 (часть 3) Конституции РФ закрепляет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что истец С.А.В. является собственником земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <...>, площадью <...> кв. м, для которого определен вид разрешенного использования - "для строительства авторемонтной мастерской", и также собственником расположенного на данном земельном участке нежилого здания, общей площадью <...> кв. м.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п. п. 1 - 3, 7 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что в Вольском муниципальном районе Саратовской области до настоящего времени не разработаны ни правила застройки и землепользования, ни градостроительные регламенты для каждой из территориальных зон.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Судом установлено, что в связи с обращением истца в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на предназначенный "для размещения автомобильной стоянки (для восьми грузовых автомобилей)", в порядке, установленном законом и Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Вольского муниципального собрания от 15.11.2005 г. N 2/41-470, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным решением Вольского муниципального собрания от 25.12.2007 г. N 3/27-377, 22.02.2011 г. были проведены публичные слушания, о времени и месте проведения которых истец был извещен надлежащим образом.
По результатам публичных слушаний, с учетом положений п. 6.38 СНиП 2.07.01-89*, было составлено заключение о невозможности изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, ввиду того, что истцом будет использоваться под автостоянку только часть площади принадлежащего ему земельного участка - <...> кв. м, а остальные - <...> кв. м будут использоваться без соблюдения установленного вида разрешенного использования земельного участка, что является нарушением норм земельного законодательства. В связи с чем главой администрации Вольского муниципального района Саратовской области было принято постановление N 369 от 25.02.2011 г. об отказе истцу в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой.
Порядок проведения публичных слушаний и порядок принятия решения главой администрации Вольского муниципального района Саратовской области по результатам слушаний истцом не оспаривался ни в суде первой, ни кассационной инстанции.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39).
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (пункт 7.1.11.) и сообщение Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в Вольском районе от 22.02.2011 г.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно, исходя из приведенных обстоятельств дела и норм права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка истца, по испрашиваемому им варианту.
Доводы кассационной жалобы о неправильности выводов суда направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса, и также на иное толкование норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, а потому не являются основанием для отмены решения суда.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы и не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 апреля 2011 г. по делу по иску С.А.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным и изменении вида разрешенного использования земельного участка, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)