Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шушпанова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Евтушенко В.М., Пантелеева В.М.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтушенко В.М. дело по кассационной жалобе К. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 апреля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К. отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя К. - Т., исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
К. обратился к Администрации муниципального образования "Город Саратов" с иском, в котором просил: признать постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19 ноября 2010 года N 2823 "Об отказе К. в размещении административно-офисного здания на земельной участке в Октябрьском районе" незаконным; обязать администрацию Муниципального образования "Город Саратов" в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. метра для размещения административно-офисного здания; обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в 14-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на земельном участке ориентировочной площадью <...> кв. метра, расположенном по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>. В обоснование заявленных требований К. ссылался на то, что 22 июня 2010 года истец обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на земельном участке, ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, возле жилого дома N <...> и утверждении схемы расположения указанного участка. 13 июля 2010 года он получил ответ на свое обращение, в письме N <...> от 06.07.2010 года Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" сообщалось об изготовлении схемы расположения земельного участка и отправлении схемы на согласование. Однако позже постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 2823 от 19 ноября 2010 год ему было отказано в размещении административно-офисного здания на земельном участке в Октябрьском районе, на том основании, что интересующий его земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, относящейся к среднеэтажной жилой застройке, для которого вид разрешенного использования земельных участков - размещение административно-офисного здания, является условным. Схема расположения земельного участка ему не согласована и не выдана.
К. считает данное постановление незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28, ст. 29 Земельного кодекса РФ и ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение спорным земельным участком, расположенным во дворе дома N <...> по <...> относится к компетенции Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Порядок предоставления данного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ, который предусматривает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
По мнению К., для принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта и последующего предоставления земельного участка для строительства, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является необходимым документом.
Как следует из статьи 31 ЗК РФ, согласование схемы расположения земельного участка не влечет обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства. К решению о предварительном согласовании и отказе в предварительном согласовании прикладываются соответствующие схемы расположения земельных участков. Аналогичное положение содержится в Порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 7 июля 2010 года N 53-631, согласно которому утверждение и выдача Схемы осуществляется при формировании земельных участков для строительства (п. 1.3.1.). Схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом-основанием для предоставления земельных участков (п. 1.4.). Из данных нормативных положений, по мнению истца, следует, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта осуществляется на основании соответствующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чего ответчиком сделано не было.
Поэтому оспариваемое К. решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта без определения местоположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории истец считает незаконным, вынесенным в нарушении порядка предусмотренного статьей 31 ЗК РФ.
Кроме того, согласно статье 39 ГК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и(или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Поскольку схема расположения земельного участка К. ответчиком не согласована и не выдана, последний полагает, что он не имеет возможности обратиться в комиссию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного во дворе дома N <...> по <...> т.к. его границы не определены, участок не сформирован, в связи с чем в заявлении точно указать на предоставление какого участка К. претендует, возможным не представляется.
При таких обстоятельствах истец считает, что постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19.11.2010 года N 2823 "Об отказе К. в размещении административно-офисного здания на земельном участке в Октябрьском районе города Саратова" является незаконным, т.к. принято с нарушением указанных выше норм закона без соблюдения дополнительной процедуры о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и с нарушением права истца на получение данного участка под строительство административно - офисного здания.
Октябрьским районным судом г. Саратова по делу постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе К. просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных им требований, указывает, что, разрешая возникший спор, суд посчитал установленными обстоятельства, которые фактически недоказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям материального закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (п. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ:
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной, деятельности, осуществляемой на территории городского округа При этом, в соответствии со статьей 7 указанного Закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
Согласно ст. 85 ЗК РФ, использование земельных участков в территориальной зоне должно соответствовать градостроительным регламентам.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы N 27-280 от 29.04.2008 года под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на пользование недвижимостью, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами.
В соответствии с разделом 1 п. 3.1. Правил землепользования и застройки решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов", документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.
В соответствии с п. 3.8 Правил, Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости включает: основные виды разрешенного использования недвижимости, которые, при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов - строительных норм и стандартов безопасности, Правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены; условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого, в том числе, с применением процедур публичных слушаний.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно решению Саратовской городской Думы от 10.07.2009 года N 42-941 Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляется ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставляются разъяснения по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Исходя из положений ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утв. решением Саратовской Городской Думы от 07.07.2010 года N 53-631. Согласно п. 1.2 названного Порядка полномочиями по утверждению схемы обладает в случае формирования земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством - глава администрации муниципального образования "Город Саратов"; схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом - основанием для предоставления земельных участков (п. 1.4).
Пунктом 2.8 данного Порядка предусмотрены основания отказа в утверждении схемы размещения объекта, одним из которых является несоответствие схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22 июня 2010 года К. обратился к исполняющему обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, в котором просил: выбрать и предварительно согласовать место размещения административно-офисного здания на земельном участке ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>; утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м, предназначенного для размещения административно-офисного здания (с приложением схемы расположения земельного участка, топографо-геодезического материала на земельный участок, электронного носителя).
Письмом от 06 июля 2010 года Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" сообщил К. о том, что схема расположения испрашиваемого земельного участка изготовлена, после ее утверждения комитет вернется к рассмотрению заявления, о чем К. будет уведомлен дополнительно.
19 ноября 2010 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято постановление N 2823, которым истцу отказано в размещении отдельно стоящего административно-офисного здания на земельном участке площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, возле жилого дома N <...> в Октябрьском районе, в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - зоне среднеэтажной жилой застройки, для которой вид разрешенного использования земельных участков - размещение административно-офисного здания является, условным. Копия данного постановления К. получена 24 ноября 2010 года.
Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена решение вопроса предоставления данного участка истцу для строительства административно-офисного здания допустимо с предварительным согласованием места размещения объекта и относится к компетенции администрации муниципального образования "Город Саратов".
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок включен в состав территориальной зоны Ж2 - зона среднеэтажной жилой застройки (изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утв. Решением Городской Думы от 27.04.2010 года N 50-595), и запрашиваемый разрешенный вид использования земельного участка не поименован как основной разрешенный вид использования земельных участков для данной территориальной зоны (табл. 5.1 Правил, код 8.32 - отдельно стоящие здания административно-деловых центров, научных, проектных, конструкторских организаций, кредитно-финансовых учреждений, офисов различных фирм, компаний, контор), что подтверждается сообщением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования город Саратова 06.07.2010 года.
Судебная коллегия, с учетом вышеприведенных положений материального закона, принимая во внимание, что судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что расположение спорного земельного участка не соответствует территориальному планированию, документам градостроительного зонирования и документам по планировке территории, считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что К. в утверждении схемы отказано правомерно (п. 2.8 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) и поскольку схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не подлежала утверждению, Администрацией муниципального образования "Город Саратов" по результатам рассмотрения заявления К. от 22.06.2010 года также обоснованно (п. 6 ст. 31 ЗК РФ) было принято решение (N 2823 от 19.11.2010 года) об отказе К. в размещении административно-офисного здания на земельном участке, площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, возле дома N <...>.
По мнению судебной коллегии, разрешая возникший спор, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что названное выше решение принято уполномоченным на то органом, с соблюдением предусмотренного порядка, его содержание соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется, правовые основания для возложения на администрацию Муниципального образования "Город Саратов" обязанности в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать К. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. метра для размещения административно-офисного здания и принятия решения о предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на указанном земельном участке также отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы представителя К. о том, что принятие администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке ст. 31 ЗК РФ постановления N 2823 от 19.11.2010 года, а также не утверждение и невыдача схемы расположения спорного земельного участка являются препятствием для обращения в комиссию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку, как правильно указано в принятом по делу решении, отказ в размещении административно-офисного здания, принятый в соответствии со ст. 31 ЗК РФ не является препятствием для обращения в комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, отсутствие у К. утвержденной схемы расположения спорного земельного участка препятствием к подаче заявления в указанную комиссию не является.
По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и пришел к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных К. требований к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления от 19 ноября 2010 года N 2823 и о возложении обязанности в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. метра для размещения административно-офисного здания, а также принять решение о предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на указанном земельном участке.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 362 ГПК РФ основания для отмены решения суда.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 апреля 2011 года оставить без изменения.
Кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2881
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2011 г. по делу N 33-2881
Судья Шушпанова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Евтушенко В.М., Пантелеева В.М.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтушенко В.М. дело по кассационной жалобе К. на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 апреля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К. отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Евтушенко В.М., объяснения представителя К. - Т., исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
К. обратился к Администрации муниципального образования "Город Саратов" с иском, в котором просил: признать постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19 ноября 2010 года N 2823 "Об отказе К. в размещении административно-офисного здания на земельной участке в Октябрьском районе" незаконным; обязать администрацию Муниципального образования "Город Саратов" в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. метра для размещения административно-офисного здания; обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в 14-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на земельном участке ориентировочной площадью <...> кв. метра, расположенном по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>. В обоснование заявленных требований К. ссылался на то, что 22 июня 2010 года истец обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на земельном участке, ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, возле жилого дома N <...> и утверждении схемы расположения указанного участка. 13 июля 2010 года он получил ответ на свое обращение, в письме N <...> от 06.07.2010 года Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" сообщалось об изготовлении схемы расположения земельного участка и отправлении схемы на согласование. Однако позже постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 2823 от 19 ноября 2010 год ему было отказано в размещении административно-офисного здания на земельном участке в Октябрьском районе, на том основании, что интересующий его земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, относящейся к среднеэтажной жилой застройке, для которого вид разрешенного использования земельных участков - размещение административно-офисного здания, является условным. Схема расположения земельного участка ему не согласована и не выдана.
К. считает данное постановление незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28, ст. 29 Земельного кодекса РФ и ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение спорным земельным участком, расположенным во дворе дома N <...> по <...> относится к компетенции Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Порядок предоставления данного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ, который предусматривает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
По мнению К., для принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта и последующего предоставления земельного участка для строительства, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является необходимым документом.
Как следует из статьи 31 ЗК РФ, согласование схемы расположения земельного участка не влечет обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства. К решению о предварительном согласовании и отказе в предварительном согласовании прикладываются соответствующие схемы расположения земельных участков. Аналогичное положение содержится в Порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 7 июля 2010 года N 53-631, согласно которому утверждение и выдача Схемы осуществляется при формировании земельных участков для строительства (п. 1.3.1.). Схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом-основанием для предоставления земельных участков (п. 1.4.). Из данных нормативных положений, по мнению истца, следует, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта осуществляется на основании соответствующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чего ответчиком сделано не было.
Поэтому оспариваемое К. решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта без определения местоположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории истец считает незаконным, вынесенным в нарушении порядка предусмотренного статьей 31 ЗК РФ.
Кроме того, согласно статье 39 ГК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и(или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Поскольку схема расположения земельного участка К. ответчиком не согласована и не выдана, последний полагает, что он не имеет возможности обратиться в комиссию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного во дворе дома N <...> по <...> т.к. его границы не определены, участок не сформирован, в связи с чем в заявлении точно указать на предоставление какого участка К. претендует, возможным не представляется.
При таких обстоятельствах истец считает, что постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19.11.2010 года N 2823 "Об отказе К. в размещении административно-офисного здания на земельном участке в Октябрьском районе города Саратова" является незаконным, т.к. принято с нарушением указанных выше норм закона без соблюдения дополнительной процедуры о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и с нарушением права истца на получение данного участка под строительство административно - офисного здания.
Октябрьским районным судом г. Саратова по делу постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе К. просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных им требований, указывает, что, разрешая возникший спор, суд посчитал установленными обстоятельства, которые фактически недоказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям материального закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы (п. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ:
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной, деятельности, осуществляемой на территории городского округа При этом, в соответствии со статьей 7 указанного Закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
Согласно ст. 85 ЗК РФ, использование земельных участков в территориальной зоне должно соответствовать градостроительным регламентам.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы N 27-280 от 29.04.2008 года под разрешенным использованием земельных участков и иных объектов недвижимости понимается использование недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на пользование недвижимостью, установленными в соответствии с законодательством, а также публичными сервитутами.
В соответствии с разделом 1 п. 3.1. Правил землепользования и застройки решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов", документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.
В соответствии с п. 3.8 Правил, Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости включает: основные виды разрешенного использования недвижимости, которые, при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов - строительных норм и стандартов безопасности, Правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены; условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого, в том числе, с применением процедур публичных слушаний.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно решению Саратовской городской Думы от 10.07.2009 года N 42-941 Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляется ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставляются разъяснения по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Исходя из положений ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утв. решением Саратовской Городской Думы от 07.07.2010 года N 53-631. Согласно п. 1.2 названного Порядка полномочиями по утверждению схемы обладает в случае формирования земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством - глава администрации муниципального образования "Город Саратов"; схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом - основанием для предоставления земельных участков (п. 1.4).
Пунктом 2.8 данного Порядка предусмотрены основания отказа в утверждении схемы размещения объекта, одним из которых является несоответствие схемы документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22 июня 2010 года К. обратился к исполняющему обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, в котором просил: выбрать и предварительно согласовать место размещения административно-офисного здания на земельном участке ориентировочной площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>; утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м, предназначенного для размещения административно-офисного здания (с приложением схемы расположения земельного участка, топографо-геодезического материала на земельный участок, электронного носителя).
Письмом от 06 июля 2010 года Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" сообщил К. о том, что схема расположения испрашиваемого земельного участка изготовлена, после ее утверждения комитет вернется к рассмотрению заявления, о чем К. будет уведомлен дополнительно.
19 ноября 2010 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято постановление N 2823, которым истцу отказано в размещении отдельно стоящего административно-офисного здания на земельном участке площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, возле жилого дома N <...> в Октябрьском районе, в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - зоне среднеэтажной жилой застройки, для которой вид разрешенного использования земельных участков - размещение административно-офисного здания является, условным. Копия данного постановления К. получена 24 ноября 2010 года.
Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена решение вопроса предоставления данного участка истцу для строительства административно-офисного здания допустимо с предварительным согласованием места размещения объекта и относится к компетенции администрации муниципального образования "Город Саратов".
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок включен в состав территориальной зоны Ж2 - зона среднеэтажной жилой застройки (изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утв. Решением Городской Думы от 27.04.2010 года N 50-595), и запрашиваемый разрешенный вид использования земельного участка не поименован как основной разрешенный вид использования земельных участков для данной территориальной зоны (табл. 5.1 Правил, код 8.32 - отдельно стоящие здания административно-деловых центров, научных, проектных, конструкторских организаций, кредитно-финансовых учреждений, офисов различных фирм, компаний, контор), что подтверждается сообщением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования город Саратова 06.07.2010 года.
Судебная коллегия, с учетом вышеприведенных положений материального закона, принимая во внимание, что судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что расположение спорного земельного участка не соответствует территориальному планированию, документам градостроительного зонирования и документам по планировке территории, считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что К. в утверждении схемы отказано правомерно (п. 2.8 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) и поскольку схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не подлежала утверждению, Администрацией муниципального образования "Город Саратов" по результатам рассмотрения заявления К. от 22.06.2010 года также обоснованно (п. 6 ст. 31 ЗК РФ) было принято решение (N 2823 от 19.11.2010 года) об отказе К. в размещении административно-офисного здания на земельном участке, площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <...>, возле дома N <...>.
По мнению судебной коллегии, разрешая возникший спор, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что названное выше решение принято уполномоченным на то органом, с соблюдением предусмотренного порядка, его содержание соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется, правовые основания для возложения на администрацию Муниципального образования "Город Саратов" обязанности в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать К. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. метра для размещения административно-офисного здания и принятия решения о предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на указанном земельном участке также отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы представителя К. о том, что принятие администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке ст. 31 ЗК РФ постановления N 2823 от 19.11.2010 года, а также не утверждение и невыдача схемы расположения спорного земельного участка являются препятствием для обращения в комиссию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку, как правильно указано в принятом по делу решении, отказ в размещении административно-офисного здания, принятый в соответствии со ст. 31 ЗК РФ не является препятствием для обращения в комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, отсутствие у К. утвержденной схемы расположения спорного земельного участка препятствием к подаче заявления в указанную комиссию не является.
По мнению судебной коллегии, суд, правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и пришел к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных К. требований к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления от 19 ноября 2010 года N 2823 и о возложении обязанности в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>, возле жилого дома N <...>, ориентировочной площадью <...> кв. метра для размещения административно-офисного здания, а также принять решение о предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания на указанном земельном участке.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Учитывая то, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 362 ГПК РФ основания для отмены решения суда.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 апреля 2011 года оставить без изменения.
Кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)