Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2825

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. по делу N 33-2825


Судья Терентьева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,
при секретаре М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе представителя М.К. - Р. на решение Ленинского суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года, которым отказано в удовлетворении иска М.К. к Администрации МО "Город Саратов" об отмене постановления Администрации МО "Город Саратов" от 12.11.2010 года и наложении обязанности выделить земельные участки.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения М.К., его представителя - Р. (доверенность N 64 АА 0239383 от 18.01.2011 года), просивших удовлетворить кассационную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

М.К. обратился с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов") с требованиями об отмене постановления N <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему в аренду земельных участков из земель населенных пунктов площадью 1410 кв. м с кадастровым номером N <...> и площадью 235 кв. м с кадастровым номером N <...>, расположенных по адресу <...>, для целей не связанных со строительством, обязании администрации МО "Город Саратов" предоставить ему указанные участки в аренду.
В обоснование исковых требований указал, что по его заявлению ООО "Поволжская землеустроительная компания" было изготовлено землеустроительное дело, изготовлен проект границ земельного участка и произведено межевание участка. Схема расположения земельного участка была согласована с председателем комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова, председателем комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова и утверждена главой администрации г. Саратова. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области выдало санитарно-эпидемиологическое заключение N <...> от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии требований, установленных в проектной документации, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Основанием для признания предоставленных документов соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам является экспертное заключение N <...> от ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области". 30.11.2009 года им было подано в администрацию МО "Город Саратов" заявление о предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами N <...> и N <...>, расположенных по адресу: <...>, для целей не связанных со строительством, для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта, кроме того, истцом были поданы объявления с информацией о возможном предоставлении указанных земельных участков в газету "Саратовская панорама". В соответствии с кадастровыми паспортами указанных земельных участков они предназначены для размещения гаражей и автостоянок. ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации МО "Город Саратов" П. вынес постановление N <...>, которым отказал в предоставлении указанных участков в аренду, руководствуясь решением Саратовской городской Думы от 27.05.2009 года N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", указав, что использование земельного участка в границах территорий общего пользования для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта не предусмотрено. По сути, постановление и.о. главы администрации МО "Город Саратов" не основано ни на одном нормативном акте или законе, и соответственно является незаконным и подлежит отмене.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель М.К. - Р., будучи не согласен с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в решении Саратовской городской Думы от 27.05.2009 года N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" не содержится запрета на размещение на территориях общего пользования автостоянок открытого типа индивидуального легкового транспорта. Кроме того, указал, что обязательный порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на момент обращения в администрацию 30.11.2009 года еще не был установлен, в то время как несоблюдение данного порядка проведения аукциона являлось одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на кассационную жалобу в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В п. 13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос.
Из материалов дела видно, что 30 октября 2009 года М.К. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, из земель населенных пунктов площадью 1410 кв. м с кадастровым номером N <...> и площадью 235 кв. м с кадастровым номером N <...>, расположенных по адресу: <...>, для целей не связанных со строительством для размещения автостоянки открытого типа для индивидуального легкового автотранспорта (л.д.).
13.04.2009 года Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова была утверждена и выдана схема расположения земельного участка по
15.02.2010 года были изготовлены кадастровые паспорта испрашиваемых М.К. земельных участков (л.д.).
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 и карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил, испрашиваемые земельные участки расположены на территории общего пользования, в границах красных линий, и согласно Генерального плана г. Саратова, Положению о территориальном планировании г. Саратова на указанном земельном участке запланировано строительство автомобильной дороги, связывающей (л.д.)
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ М.К. было отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены в границах территории общего пользования, а использование земельного участка в границах территории общего пользования для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 года N 51-606 "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" не предусмотрено (л.д. 9).
В соответствии с п. 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов" для целей, не связанных со строительством, утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года, размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
Кроме того, согласно п. 3.4 указанного Положения предоставление земельного участка для целей, не связанных для строительства, в аренду возможно на срок 15 лет. Вместе с тем, заявителем испрашивается право аренды на земельные участки сроком на 20 лет.
Поскольку истцом не было представлено доказательств соблюдения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка, аукцион в отношении данного земельного участка по продаже права аренды не проводился, суд пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении земельных участков является правомерным и соответствующим закону, а требования истца о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании ответчика предоставить спорные земельные участки в аренду не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы на то, что Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов" для целей, не связанных со строительством, утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года вступило в законную силу 14.07.2010 года, в то время, как М.К. обратился в администрацию МО "Город Саратов" с просьбой предоставить земельный участок для целей, не связанных со строительством 30.11.2009 года, когда отсутствовал ныне действовавший порядок предоставления таких земельных участков, не имеет правового значения, поскольку на момент принятия обжалуемого ненормативного акта указанный порядок предоставления земельных участков уже действовал.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)