Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Слободская Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе В. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 17 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления В. к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительными постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.01.2010 года и обязании предоставить в аренду земельный участок - отказать.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления и обязании предоставить в аренду земельный участок.
В обоснование своих исковых требований указала на то, что с 2009 года ей была начата процедура оформления земельного участка площадью 15 кв. м для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (мини-магазин), расположенного по адресу: <...>. Собрав необходимые документы, истец 14.04.2010 года обратилась в администрацию МО "Город Саратов" с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка для целей, не связанных со строительством. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 10.06.2010 года признано незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов", выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления В. от 14.04.2010 года о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, на администрацию возложена обязанность в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление В. о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.07.2010 года истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 - зоны многоквартирной жилой застройки, в которой вид разрешенного использования "отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв. м общей площади" является условно разрешенным. Ссылка в оспариваемом постановлении на нахождение испрашиваемого участка в территориальной зоне Ж-1 является несостоятельной и не основанной на действующем законодательстве. Отказывая истцу в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, ответчик руководствовался решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Отсутствие данных по нахождению земельного участка в какой-либо территориальной зоне, указанной в названных правилах, не может служить основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду. На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что земельный участок был сформирован и прошел государственный кадастровый учет, а также, что истцом в администрацию МО "Город Саратов" был представлен кадастровый паспорт, можно сделать вывод о том, что у Администрации МО "Город Саратов" отсутствовали основания для отказа в предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования В. удовлетворить, поскольку судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и неправильно были оценены представленные доказательства, были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указала, что суд неправомерно сослался и применил п. 3.4 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, являющееся приложением к решению Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-632, так как в обжалуемом истцом постановлении администрации МО "Город Саратов" в обосновании отказа не указан данный нормативный акт, кроме того, данный нормативный акт решением Волжского районного суда от 24.03.2011 года был признан недействующим в части, как не соответствующий действующему законодательству. Учитывая противоречие Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством статье 34 Земельного кодекса РФ, суд не должен был применять указанное положение. Кроме того, основываясь на решении Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 суд применил нормативный акт, не подлежащий применению, и распространяющийся на правоотношения, в отношении земельных участков, оформленных после 14.07.2010 года. Таким образом, при рассмотрении заявления истца от 14.04.2010 года администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана была применять те нормативные акты, которые действовали на указанный момент времени, то есть до принятия решения Саратовской городской думы от 07.07.2010 N 53-632, так как в период законного срока рассмотрения заявления истца оно еще не вступило в законную силу, однако суд не применил закон, подлежащий применению. Представленный комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" фрагмент карты градостроительного зонирования, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1, не может являться надлежащим доказательством по делу, так как полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-633 о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 10.07.2009 год N 42-492 "О Положении о комитете по земельным ресурсам администрации МО "Город Саратов" были переданы из комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" к комитету по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов". Указала, что из представленного в администрацию кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка не усматриваются сведения о территориальных зонах установленных Саратовской городской Думой в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", считает, что отсутствие в кадастровом паспорте данных по нахождению земельного участка, в какой-либо территориальной зоне, указанной в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не может служить основанием для отказа принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. Ссылка в обжалуемом постановлении администрации на решение Саратовской городской Думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки" от 29.04.2008 года N 27-280, является не обоснованной, так как на момент обращения истца в администрацию МО "Город Саратов" градостроительный регламент в отношении территориальной зоны Ж-1 отсутствовал.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как установлено судом, 14.04.2010 года В. подала в администрацию муниципального образования "Город Саратов" заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (мини-магазина), расположенный по адресу: <...>, общей площадью 15 кв. м сроком на 49 лет (л.д.).
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.10.2010 года В. было отказано в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (мини-магазина), расположенного по адресу: <...>, общей площадью 15 кв. м сроком на 49 лет в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 - зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки, в которой вид разрешенного использования "отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв. м общей площади" является условно разрешенным (л.д.).
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с п. п. 6 и 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Решение Саратовской городской думы от 29.04.2008 года N 27-280 "об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", согласно которых спорный земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки Ж-1 (л.д.).
В соответствии с п. 3.7 Правил землепользования и застройки для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования "Город Саратов", разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам (п. п. 42-44 Правил).
В результате проведенного градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" были выделены территориальные зоны (п. 41.2 Правил).
В соответствии с п. 42.2 Правил землепользования и застройки выделяются основные и условно разрешенные виды использования земельных участков для всех территориальных зон (Таблица 5.1 "Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон").
Согласно п. 4.11 Таблицы 5.1, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-1 разрешенный вид использования - отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв. м общей площади, является условно разрешенным.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, согласно которого вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Доказательства соблюдения указанной процедуры предоставления земельного участка в материалах дела отсутствуют, не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.
Доводы кассационной жалобы на то, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решение Саратовской городской думы от 29.04.2008 года N 27-280, не подлежат применению, так как на момент обращения В. с заявлением градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-1 не были разработаны, а были утверждение решением Саратовской городской Думы N 50-595 только 27.04.2010 года, не имеют правового значения, поскольку на момент принятия обжалуемого ненормативного акта подлежали применению разработанные градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-1. Кроме того, изменения, внесенные решением Саратовской городской Думы N 50-595 только 27.04.2010 года, также предусматривали нахождение спорного земельного участка в пределах территориальной зоны Ж-1.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы на то, что в связи с отсутствием сведений о территориальных зонах в данных государственного кадастра недвижимости невозможно определить принадлежность спорного земельного участка к конкретной территориальной зоне, по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова представлен фрагмент генерального плана г. Саратова и фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от 29.04.2008 года, из которых следует, что спорный земельный участок находится в зоне Ж1.
Согласно Положения о комитете по архитектуре и градостроительству, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 11 марта 2003 года N 200 (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству г. Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации г. Саратова, осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории г. Саратова.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется бесплатно соответствующими органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года N 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Следовательно, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет.
Анализ действующего законодательства, в частности, положения ст. 4, 34 Градостроительного кодекса РФ, позволяет сделать вывод о том, что Градостроительным кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиями; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; естественным границам природных объектов; иным границам.
Правила землепользования и застройки г. Саратова разработаны в полном соответствии в вышеуказанными нормами. В соответствии с положениями ст. 31 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон были предметом обсуждения на публичных слушаниях. В ходе публичных слушаний предложений и замечаний по изменению границ территориальной зоны, в которой расположен земельный участок не поступало. Указанный нормативный акт является действующим и не отменен.
Кроме того, Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, в соответствии с п. 3.2. которого земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством в том числе для размещения нестационарных торговых объектов. Размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.4 Положения срок договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, для размещения нестационарных торговых объектов, в том числе сезонных - не более 11 месяцев.
Суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не была соблюдена обязательная процедура размещения нестационарного торгового объекта через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы относительного того, что Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632, не должно было применяться, так как решением Волжского районного суда г. Саратова от 24.03.2011 г. данный нормативный акт признан недействующим в части, не могут быть приняты во внимание, так как, с учетом положений ст. 13 ГК РФ, и на момент вынесения обжалуемого решения суда от 17.03.2011 года указанное Положение действовало, сведений о вступлении в законную силу данного судебного акта на момент вынесения решения и на момент вынесения кассационного определения не имеется.
Следовательно, как в момент вынесения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.10.2010 года, так и на момент вынесения обжалуемого решения Заводским районным судом г. Саратова от 17.03.2011 года Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 действовало.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2813
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. по делу N 33-2813
Судья Слободская Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе В. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 17 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления В. к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительными постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.01.2010 года и обязании предоставить в аренду земельный участок - отказать.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления и обязании предоставить в аренду земельный участок.
В обоснование своих исковых требований указала на то, что с 2009 года ей была начата процедура оформления земельного участка площадью 15 кв. м для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (мини-магазин), расположенного по адресу: <...>. Собрав необходимые документы, истец 14.04.2010 года обратилась в администрацию МО "Город Саратов" с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка для целей, не связанных со строительством. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 10.06.2010 года признано незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов", выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления В. от 14.04.2010 года о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, на администрацию возложена обязанность в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление В. о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.07.2010 года истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 - зоны многоквартирной жилой застройки, в которой вид разрешенного использования "отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв. м общей площади" является условно разрешенным. Ссылка в оспариваемом постановлении на нахождение испрашиваемого участка в территориальной зоне Ж-1 является несостоятельной и не основанной на действующем законодательстве. Отказывая истцу в предоставлении права аренды на испрашиваемый земельный участок, ответчик руководствовался решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Отсутствие данных по нахождению земельного участка в какой-либо территориальной зоне, указанной в названных правилах, не может служить основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду. На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что земельный участок был сформирован и прошел государственный кадастровый учет, а также, что истцом в администрацию МО "Город Саратов" был представлен кадастровый паспорт, можно сделать вывод о том, что у Администрации МО "Город Саратов" отсутствовали основания для отказа в предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования В. удовлетворить, поскольку судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и неправильно были оценены представленные доказательства, были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указала, что суд неправомерно сослался и применил п. 3.4 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, являющееся приложением к решению Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-632, так как в обжалуемом истцом постановлении администрации МО "Город Саратов" в обосновании отказа не указан данный нормативный акт, кроме того, данный нормативный акт решением Волжского районного суда от 24.03.2011 года был признан недействующим в части, как не соответствующий действующему законодательству. Учитывая противоречие Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством статье 34 Земельного кодекса РФ, суд не должен был применять указанное положение. Кроме того, основываясь на решении Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 суд применил нормативный акт, не подлежащий применению, и распространяющийся на правоотношения, в отношении земельных участков, оформленных после 14.07.2010 года. Таким образом, при рассмотрении заявления истца от 14.04.2010 года администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана была применять те нормативные акты, которые действовали на указанный момент времени, то есть до принятия решения Саратовской городской думы от 07.07.2010 N 53-632, так как в период законного срока рассмотрения заявления истца оно еще не вступило в законную силу, однако суд не применил закон, подлежащий применению. Представленный комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" фрагмент карты градостроительного зонирования, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1, не может являться надлежащим доказательством по делу, так как полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-633 о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 10.07.2009 год N 42-492 "О Положении о комитете по земельным ресурсам администрации МО "Город Саратов" были переданы из комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" к комитету по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов". Указала, что из представленного в администрацию кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка не усматриваются сведения о территориальных зонах установленных Саратовской городской Думой в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", считает, что отсутствие в кадастровом паспорте данных по нахождению земельного участка, в какой-либо территориальной зоне, указанной в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не может служить основанием для отказа принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. Ссылка в обжалуемом постановлении администрации на решение Саратовской городской Думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки" от 29.04.2008 года N 27-280, является не обоснованной, так как на момент обращения истца в администрацию МО "Город Саратов" градостроительный регламент в отношении территориальной зоны Ж-1 отсутствовал.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как установлено судом, 14.04.2010 года В. подала в администрацию муниципального образования "Город Саратов" заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (мини-магазина), расположенный по адресу: <...>, общей площадью 15 кв. м сроком на 49 лет (л.д.).
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.10.2010 года В. было отказано в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания (мини-магазина), расположенного по адресу: <...>, общей площадью 15 кв. м сроком на 49 лет в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 - зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки, в которой вид разрешенного использования "отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв. м общей площади" является условно разрешенным (л.д.).
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с п. п. 6 и 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Решение Саратовской городской думы от 29.04.2008 года N 27-280 "об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", согласно которых спорный земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки Ж-1 (л.д.).
В соответствии с п. 3.7 Правил землепользования и застройки для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования "Город Саратов", разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам (п. п. 42-44 Правил).
В результате проведенного градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" были выделены территориальные зоны (п. 41.2 Правил).
В соответствии с п. 42.2 Правил землепользования и застройки выделяются основные и условно разрешенные виды использования земельных участков для всех территориальных зон (Таблица 5.1 "Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон").
Согласно п. 4.11 Таблицы 5.1, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-1 разрешенный вид использования - отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв. м общей площади, является условно разрешенным.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, согласно которого вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Доказательства соблюдения указанной процедуры предоставления земельного участка в материалах дела отсутствуют, не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.
Доводы кассационной жалобы на то, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решение Саратовской городской думы от 29.04.2008 года N 27-280, не подлежат применению, так как на момент обращения В. с заявлением градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-1 не были разработаны, а были утверждение решением Саратовской городской Думы N 50-595 только 27.04.2010 года, не имеют правового значения, поскольку на момент принятия обжалуемого ненормативного акта подлежали применению разработанные градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-1. Кроме того, изменения, внесенные решением Саратовской городской Думы N 50-595 только 27.04.2010 года, также предусматривали нахождение спорного земельного участка в пределах территориальной зоны Ж-1.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы на то, что в связи с отсутствием сведений о территориальных зонах в данных государственного кадастра недвижимости невозможно определить принадлежность спорного земельного участка к конкретной территориальной зоне, по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова представлен фрагмент генерального плана г. Саратова и фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от 29.04.2008 года, из которых следует, что спорный земельный участок находится в зоне Ж1.
Согласно Положения о комитете по архитектуре и градостроительству, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 11 марта 2003 года N 200 (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству г. Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации г. Саратова, осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории г. Саратова.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется бесплатно соответствующими органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года N 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Следовательно, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет.
Анализ действующего законодательства, в частности, положения ст. 4, 34 Градостроительного кодекса РФ, позволяет сделать вывод о том, что Градостроительным кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиями; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; естественным границам природных объектов; иным границам.
Правила землепользования и застройки г. Саратова разработаны в полном соответствии в вышеуказанными нормами. В соответствии с положениями ст. 31 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон были предметом обсуждения на публичных слушаниях. В ходе публичных слушаний предложений и замечаний по изменению границ территориальной зоны, в которой расположен земельный участок не поступало. Указанный нормативный акт является действующим и не отменен.
Кроме того, Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, в соответствии с п. 3.2. которого земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством в том числе для размещения нестационарных торговых объектов. Размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
В соответствии с п. 3.4 Положения срок договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, для размещения нестационарных торговых объектов, в том числе сезонных - не более 11 месяцев.
Суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не была соблюдена обязательная процедура размещения нестационарного торгового объекта через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы относительного того, что Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632, не должно было применяться, так как решением Волжского районного суда г. Саратова от 24.03.2011 г. данный нормативный акт признан недействующим в части, не могут быть приняты во внимание, так как, с учетом положений ст. 13 ГК РФ, и на момент вынесения обжалуемого решения суда от 17.03.2011 года указанное Положение действовало, сведений о вступлении в законную силу данного судебного акта на момент вынесения решения и на момент вынесения кассационного определения не имеется.
Следовательно, как в момент вынесения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 14.10.2010 года, так и на момент вынесения обжалуемого решения Заводским районным судом г. Саратова от 17.03.2011 года Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 года N 53-632 действовало.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)