Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Толмачева С.С.
19 июля 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Кутыревой Е.Б., судей Таниной Н.А. и Старковой А.В.
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
дело по кассационной жалобе Л.
с участием Т., Г.Т.
на решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 11 мая 2011 года
По делу по иску Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными действий государственного органа
установила:
Л. обратился в суд заявлением о признании незаконным действия государственного органа.
В обоснование заявленного требования Л. указал, что Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области вынесла постановление от 25.10.2010 N 468, согласно которому изменено разрешенное использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу:, кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Согласно указанного постановления 02 декабря 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесено изменение относительно разрешенного использования данного земельного участка, что подтверждается выданным кадастровым паспортом N.
25 декабря 2010 года на основании постановления и внесенного в государственный кадастр недвижимости изменения, заявитель подал в Городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области заявление о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: кадастровый номер.
В изменении разрешенного использования земельного участка Л. отказано, поскольку он не представил необходимые документы по зонированию территории, а представленное постановление Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25.10.2010 N 468 "О смене разрешенного использования земельного участка" не является достаточным документом для внесения запрашиваемых изменений.
Обосновывая требования ст. 209 ГК РФ, ст. 43 ЗК РФ, ст. ст. 30, 36 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Л. просил признать незаконным отказ Городецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:; кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства". Обязать Городецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:; кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
По ходатайству сторон к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Нижегородской области и Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании Л. заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (по доверенности) Г.О. требования не признала.
Представители Правительства Нижегородской области и Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением суда постановлено: в удовлетворении требований Л. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:, кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства"; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области внести изменения в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:, кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", отказать.
В кассационной жалобе Л. ставиться вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Кассатор указывает на то, что он предоставил пакет документов, в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРП. Вместе с тем, требование данного государственного органа о предоставление документов по зонированию территории, документов согласования изменения разрешенного использования земельного участка с Правительством Нижегородской области и документов о предварительном изменении категории земельного участка, по мнению Л., не является основанным на законодательстве и нарушает его право, как собственника, на владение, пользование и распоряжение земельным участком по собственному усмотрению.
Законность и обоснованность постановленного судебного решения проверена судом кассационной инстанции по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, Л. является собственником земельного участка, кадастровый номер, расположенного по адресу:. Право собственности Л. на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП; основанием для регистрации права собственности явились протокол общего собрания участников ООО "Фортуна" от 15.04.2010 N 7 и акт приема-передачи земельного участка от 15.04.2010. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства. Общая площадь земельного участка кв. м.
Постановлением главы администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25 октября 2010 года N 468 принято решение об изменении разрешенного использования указанного земельного участка с вида "для сельскохозяйственного производства", на "под дачное строительство".
Л. обратился в Управление Роснедвижимости по Нижегородской области для проведения государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка.
Управлением Роснедвижимости по Нижегородской области отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок по основанию непредставления Л. документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации изменений (не представлены документы, подтверждающие изменение категории земель сельскохозяйственного назначения).
Отказывая, в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с учетом правовых положений ст. ст. 7, 8, 78, 79, 81 ЗК РФ, ст. ст. 30, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. ст. 2, 14 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 N 35, исходил из того, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, действовало в соответствии с предоставленными полномочиями и предоставленной компетенции. Недоказанностью обстоятельств нарушения прав и законных интересов заявителя Л.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), ? в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что указанный ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего ФЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является в соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В рассматриваемом деле объектом земельных отношений является индивидуализированный в установленном порядке земельный участок (категория земель: сельскохозяйственное назначение) для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью кв. м, следовательно, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к данному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В данной связи отмечается, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года N 58?З "О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области" максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для дачного строительства составляет 0,25 гектара.
Из материалов дела следует, что площадь земельного участка заявителя - кв. м, то есть га, следовательно, изменение вида разрешенного использования в данном случае приведет к нарушению указанного закона.
В силу ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В ст. 30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, исходя из ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
В ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" закреплена обязанность органов местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Согласно, ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положения, в том числе об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно системному толкованию изложенных норм изменение вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" возможно только после изменения категории земель и проведения соответствующего зонирования территории.
Между тем доказательства проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности Л., с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлены.
В силу ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вместе с тем возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Так виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
В ст. 81 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В главе III ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" предусмотрено, что для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо провести зонирование территории.
При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (ст. 12 ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан").
Согласно ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, допускается.
В п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 определено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Сведения, указанные в подп. 9 и 10 п. 63, п. 64, подп. 2 и 3 п. 65 Порядка, вносятся в Реестр на основании межевого плана.
Аналогичные положения содержались в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (утратил силу 19.04.2010).
Материалами дела установлено, что Л. документы, свидетельствующие о проведении зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителю с установленным разрешенным использованием земельных участков, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, а также в материалы дела, не представил. Постановление администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25.10.2010 N 468 "О смене разрешенного использования земельного участка" документом, подтверждающим зонирование территории, не является.
Государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, изменение вида разрешенного использования должно быть согласовано собственником земельного участка с указанным исполнительным органом.
Таковым органом является администрация Нижегородской области, соответствующего разрешения данный орган не выносил.
Довод жалобы Л. о том, что право выбора вида разрешенного использования принадлежит собственнику земельного участка, при этом изменения категории земель не требуется, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, изменение разрешенного использования земельного участка с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "для дачного строительства" приводит к формальному выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий, и, поскольку законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные для дачного строительства, такое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения правовых ограничений, установленных законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
При таких данных, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области обоснованно отказало в государственной регистрации вносимых изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности Л. земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Нарушений прав либо свобод Л. оспариваемый отказ регистрирующего органа не имеет. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, в материалы дела заявителем, не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7322
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу N 33-7322
Судья Толмачева С.С.
19 июля 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Кутыревой Е.Б., судей Таниной Н.А. и Старковой А.В.
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
дело по кассационной жалобе Л.
с участием Т., Г.Т.
на решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 11 мая 2011 года
По делу по иску Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными действий государственного органа
установила:
Л. обратился в суд заявлением о признании незаконным действия государственного органа.
В обоснование заявленного требования Л. указал, что Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области вынесла постановление от 25.10.2010 N 468, согласно которому изменено разрешенное использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу:, кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Согласно указанного постановления 02 декабря 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесено изменение относительно разрешенного использования данного земельного участка, что подтверждается выданным кадастровым паспортом N.
25 декабря 2010 года на основании постановления и внесенного в государственный кадастр недвижимости изменения, заявитель подал в Городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области заявление о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: кадастровый номер.
В изменении разрешенного использования земельного участка Л. отказано, поскольку он не представил необходимые документы по зонированию территории, а представленное постановление Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25.10.2010 N 468 "О смене разрешенного использования земельного участка" не является достаточным документом для внесения запрашиваемых изменений.
Обосновывая требования ст. 209 ГК РФ, ст. 43 ЗК РФ, ст. ст. 30, 36 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Л. просил признать незаконным отказ Городецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:; кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства". Обязать Городецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:; кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
По ходатайству сторон к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Нижегородской области и Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании Л. заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (по доверенности) Г.О. требования не признала.
Представители Правительства Нижегородской области и Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением суда постановлено: в удовлетворении требований Л. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:, кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства"; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области внести изменения в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу:, кадастровый номер с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", отказать.
В кассационной жалобе Л. ставиться вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Кассатор указывает на то, что он предоставил пакет документов, в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРП. Вместе с тем, требование данного государственного органа о предоставление документов по зонированию территории, документов согласования изменения разрешенного использования земельного участка с Правительством Нижегородской области и документов о предварительном изменении категории земельного участка, по мнению Л., не является основанным на законодательстве и нарушает его право, как собственника, на владение, пользование и распоряжение земельным участком по собственному усмотрению.
Законность и обоснованность постановленного судебного решения проверена судом кассационной инстанции по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, Л. является собственником земельного участка, кадастровый номер, расположенного по адресу:. Право собственности Л. на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП; основанием для регистрации права собственности явились протокол общего собрания участников ООО "Фортуна" от 15.04.2010 N 7 и акт приема-передачи земельного участка от 15.04.2010. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства. Общая площадь земельного участка кв. м.
Постановлением главы администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25 октября 2010 года N 468 принято решение об изменении разрешенного использования указанного земельного участка с вида "для сельскохозяйственного производства", на "под дачное строительство".
Л. обратился в Управление Роснедвижимости по Нижегородской области для проведения государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка.
Управлением Роснедвижимости по Нижегородской области отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок по основанию непредставления Л. документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации изменений (не представлены документы, подтверждающие изменение категории земель сельскохозяйственного назначения).
Отказывая, в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с учетом правовых положений ст. ст. 7, 8, 78, 79, 81 ЗК РФ, ст. ст. 30, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. ст. 2, 14 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 N 35, исходил из того, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, действовало в соответствии с предоставленными полномочиями и предоставленной компетенции. Недоказанностью обстоятельств нарушения прав и законных интересов заявителя Л.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), ? в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что указанный ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего ФЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является в соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В рассматриваемом деле объектом земельных отношений является индивидуализированный в установленном порядке земельный участок (категория земель: сельскохозяйственное назначение) для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью кв. м, следовательно, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к данному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В данной связи отмечается, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года N 58?З "О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области" максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для дачного строительства составляет 0,25 гектара.
Из материалов дела следует, что площадь земельного участка заявителя - кв. м, то есть га, следовательно, изменение вида разрешенного использования в данном случае приведет к нарушению указанного закона.
В силу ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В ст. 30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, исходя из ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
В ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" закреплена обязанность органов местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Согласно, ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положения, в том числе об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно системному толкованию изложенных норм изменение вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" возможно только после изменения категории земель и проведения соответствующего зонирования территории.
Между тем доказательства проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности Л., с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлены.
В силу ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вместе с тем возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Так виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
В ст. 81 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В главе III ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" предусмотрено, что для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо провести зонирование территории.
При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (ст. 12 ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан").
Согласно ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, допускается.
В п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 определено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Сведения, указанные в подп. 9 и 10 п. 63, п. 64, подп. 2 и 3 п. 65 Порядка, вносятся в Реестр на основании межевого плана.
Аналогичные положения содержались в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (утратил силу 19.04.2010).
Материалами дела установлено, что Л. документы, свидетельствующие о проведении зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителю с установленным разрешенным использованием земельных участков, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, а также в материалы дела, не представил. Постановление администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25.10.2010 N 468 "О смене разрешенного использования земельного участка" документом, подтверждающим зонирование территории, не является.
Государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, изменение вида разрешенного использования должно быть согласовано собственником земельного участка с указанным исполнительным органом.
Таковым органом является администрация Нижегородской области, соответствующего разрешения данный орган не выносил.
Довод жалобы Л. о том, что право выбора вида разрешенного использования принадлежит собственнику земельного участка, при этом изменения категории земель не требуется, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, изменение разрешенного использования земельного участка с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "для дачного строительства" приводит к формальному выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий, и, поскольку законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные для дачного строительства, такое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения правовых ограничений, установленных законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
При таких данных, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области обоснованно отказало в государственной регистрации вносимых изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности Л. земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Нарушений прав либо свобод Л. оспариваемый отказ регистрирующего органа не имеет. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, в материалы дела заявителем, не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)