Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2012 N 33А-2482/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. N 33а-2482/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Пучковой Л.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Ленинградской области Я. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2012 года, которым удовлетворены исковые требования В.Л. к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда ... объяснения представителя Правительства Ленинградской области Я., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области Р., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области В.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы В.Л., его представителя Е., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

В.Л. обратился в Подпорожский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ленинградской области об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков, указав, что является собственником земельных участков N расположенных по адресу: <адрес> с установленной категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и разрешенным видом использования: для дачного строительства. Согласно кадастровым паспортам, кадастровая стоимость каждого земельного участка составляет несколько миллионов рублей.
Истец считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков необоснованно завышена в несколько десятков раз.
Необоснованное завышение кадастровой стоимости мотивирует тем, что постановлением Правительства Ленинградской области N 383 от 30 декабря 2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" удельный показатель кадастровой стоимости для дачных земельных участков, расположенных в Подпорожском районе, определен не был, поэтому кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была рассчитана путем умножения среднего для Ленинградской области значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка. Согласно указанному постановлению такой удельный показатель по Ленинградской области равен ... руб. ... коп., поэтому при умножении на площадь земельного участка размер кадастровой стоимости одного земельного участка получается завышенным и составляет несколько миллионов рублей, при рыночной стоимости всего в несколько тысяч рублей.
Кроме того, истец считает, что работы по государственной кадастровой оценке фактически не проводились, а кадастровая стоимость была формально рассчитана по Методике с применением удельного показателя равного ... руб. ... коп.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения, установление таковой в завышенном размере нарушает его права, что явилось поводом для обращения в суд.
Таким образом, истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков N расположенных по адресу: <адрес> равную их рыночной стоимости, согласно представленным заключениям специалиста и обязать ответчиков внести изменения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании суда первой инстанции присутствовавший истец В.Л. свои требования поддержал.
Представители ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ленинградской области требования истца не признали.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, в представленных письменных возражениях относительно предмета спора просил отказать в удовлетворении иска.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2012 года постановлено кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности В.Л., в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
Кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности В.Л., в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
Кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности В.Л. в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
Кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности В.Л., в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
Кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности В.Л., в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
Кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности В.Л., в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
Кадастровую стоимость земельного участка N, площадью N кв. м, кадастровый номер: N расположенного по адресу <адрес> принадлежащего на праве частной собственности В.Л., в размере ... рублей изменить на кадастровую стоимость равную рыночной стоимости в размере ... рублей, путем внесения изменений в кадастровый учет.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Ленинградской области Я. просит решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2012 года отменить, как принятое с нарушением норм материального права при несоответствии выводов суда материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, истцу В.Л. принадлежат на праве собственности земельные участки N расположенные по адресу: <адрес>
Постановлением администрации муниципального образования "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ... N изменен вид разрешенного использования данных земельных участков с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
В связи с изменением вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельных участков определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ленинградской области, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. N 383, в размере ... руб. за квадратный метр, поскольку соответствующий удельный показатель по Подпорожскому муниципальному району не определялся.
В ходе рассмотрения дела судом назначена товароведческая экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков.
Исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции руководствовался статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, и пришел к выводу о том, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков, внесенная в кадастровый учет, является явно несоразмерной, завышенной и не соответствующей действительной стоимости, поэтому посчитал необходимым установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости, указанной в заключении судебной товароведческой экспертизы, путем ее изменения кадастровом учете.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права и находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земли, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1 и 10 Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Проанализировав приведенные положения законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В данном случае кадастровая стоимость земли определена в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. N 383, так как удельный показатель по Подпорожскому муниципальному району не определялся, был определен удельный показатель по Ленинградской области, что требованиям закона не противоречит.
Поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков при изменении разрешенного вида использования земли и исчислении ее из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего среднему удельному показателю по субъекту Российской Федерации, на территории которого находятся земельные участки, допущено не было, судебная коллегия находит, что основания к удовлетворению заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2012 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований В.Л. к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)