Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Дудниченко Г.Н.,
судей Плехановой С.В., Чесноковой А.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Б.Д. на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 23 марта 2011 года, которым постановлено:
"В иске Б.Д. о признании незаконными действия Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам Администрации Ишимского муниципального района, выраженные в решении N 3 от 24 января 2011 года в части проведения торгов на земельные участки с кадастровыми номерами, отказать.
В иске Б.Д. о признании незаконным и отмене Постановление Администрации Ишимского муниципального района N 14 от 31.01.2011 года о проведении торгов, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Плехановой С.В., пояснения Б.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заявитель Б.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что 19 августа 2009 года Б.Д. обратился к главе Ишимского муниципального района Тюменской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка под гидронамывной карьер, площадью 12,73 га. Ответом от 24 августа 2009 года заявителю было отказано, поскольку данный земельный участок был выделен ОАО "ТОДЭП", распоряжение о выделении земельного участка было издано 23 июня 2010 года. Вступившим в законную силу решением Ишимского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2010 года отменено распоряжение Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 23 июня 2010 года, договор аренды N 86 от 23 июня 2010 года, заключенный между Администрацией Ишимского муниципального района и ОАО "ТОДЭП", признан недействительным. В соответствии с протоколом заседания Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам от 24 января 2011 года, было принято решение о проведении торгов на земельные участки, в том числе и на спорный земельный участок. Данное решение закреплено постановлением Главы Ишимского муниципального района Тюменской области от 31 января 2011 года N 14 о проведении торгов.
Оспаривая действия Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, выраженные в решении N 3 от 24 января 2011 года в части проведения торгов на земельные участки, а также вышеуказанное Постановленное от 31 января 2011 года N 14 о проведении торгов, заявитель полагает, что они не соответствуют процедуре предоставления земельных участков, установленной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению истца, в соответствии с данной правовой нормой, земельные участки могут быть предоставлены только гражданам, но не юридическим лицам, в связи с чем, наличие заявки ОАО "ТОДЭП" на земельный участок не является основанием для проведения торгов.
В судебном заседании заявитель Б.Д. настаивал на своих требованиях в полном объеме, его представитель Б.А. также поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица П. с заявлением не согласился, пояснил, что законодательство не содержит запрета для юридических лиц участвовать в торгах на земельные участки. Более того, полагал необходимым учесть, что спорный земельный участок имеет специальное промышленное назначение - под гидронамывной карьер, деятельность по его целевому использованию (добыче песка) подлежит лицензированию, а в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах", граждане Российской Федерации, как физические лица, не могут быть пользователями недр. Также указал, что процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлена решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области от 28 мая 2010 года N 158 "Об утверждении положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района", в соответствии с которым, в случае поступления более одной заявки на земельный участок, проводятся торги.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен заявитель Б.Д., в кассационной жалобе просит отменить решение суда, заявление удовлетворить в полном объеме.
Не согласен с выводом суда о том, что действия Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области по проведению торгов являются законными. Указывает, что оспариваемое им Постановление N 14 от 31 января 2011 года по своему содержанию не соответствует решению Комиссии, поскольку разнится предмет торгов, а также дата заседания Комиссии. Также настаивает на своих доводах, изложенных в заявлении, о том, что земельные участки в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены только гражданам Российской Федерации, о чем указано в решении Ишимского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2010 года, полагает, что данная правовая норма, в силу положений ч. 2 ст. 1 ГК РФ, устанавливает ограничение права юридических лиц на получение в аренду либо в собственность для целей, не связанных со строительством. Также указывает, что в соответствии с п. 9.4 "Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района", предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области полагает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, как того требует часть 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 24 января 2011 года на заседании совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам на территории Ишимского муниципального района принято решение о проведении торгов в отношении земельных участков, на которые претендует истец. Постановлением Администрации Ишимского муниципального района от 31 января 2011 года N 14 постоянно действующей комиссии по продаже земельных участков предписано провести торги в форме конкурса на право заключения договоров аренды земельных участков, являющихся предметом спора.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий Администрации Ишимского муниципального района по принятию решения о проведении торгов на право заключения договоров аренды четырех земельных участков под карьер.
Этот вывод суда основан на материалах дела, мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, оснований для признания данного вывода суда неправильным не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено судом, решением Думы Ишимского муниципального района от 28 мая 2010 года утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района. Данное Положение вступило в законную силу с 08 июня 2010 года, не оспорено, в установленном законом порядке не отменено.
В соответствии с п. 9.4 указанного Положения, в случае поступления двух или более заявок о предоставлении земельных участков, не связанных со строительством, вопрос о проведении торгов либо о предоставлении участка заявителю решается Совместной комиссией.
При этом из материалов дела не усматривается установление ограничения на подачу заявок о предоставлении таких земельных участков для граждан либо для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые заявителем действия и акты не противоречат нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации не содержат положений, запрещающих юридическим лицам арендовать земельные участки под иные цели, не связанные со строительством, соответственно участвовать в торгах на право заключения договоров аренды земельных участков.
Возможность организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, в том числе возможность участия в таких торгах как граждан, так и юридических лиц, предусмотрена положениями ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 (в редакции от 29 декабря 2008 года) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Доводы кассационной жалобы были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении суда, опровергнуты, как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, судом правильно применены правовые нормы, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 23 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя Б.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2382/2011
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу N 33-2382/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Дудниченко Г.Н.,
судей Плехановой С.В., Чесноковой А.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Б.Д. на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 23 марта 2011 года, которым постановлено:
"В иске Б.Д. о признании незаконными действия Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам Администрации Ишимского муниципального района, выраженные в решении N 3 от 24 января 2011 года в части проведения торгов на земельные участки с кадастровыми номерами, отказать.
В иске Б.Д. о признании незаконным и отмене Постановление Администрации Ишимского муниципального района N 14 от 31.01.2011 года о проведении торгов, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Плехановой С.В., пояснения Б.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заявитель Б.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что 19 августа 2009 года Б.Д. обратился к главе Ишимского муниципального района Тюменской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка под гидронамывной карьер, площадью 12,73 га. Ответом от 24 августа 2009 года заявителю было отказано, поскольку данный земельный участок был выделен ОАО "ТОДЭП", распоряжение о выделении земельного участка было издано 23 июня 2010 года. Вступившим в законную силу решением Ишимского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2010 года отменено распоряжение Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 23 июня 2010 года, договор аренды N 86 от 23 июня 2010 года, заключенный между Администрацией Ишимского муниципального района и ОАО "ТОДЭП", признан недействительным. В соответствии с протоколом заседания Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам от 24 января 2011 года, было принято решение о проведении торгов на земельные участки, в том числе и на спорный земельный участок. Данное решение закреплено постановлением Главы Ишимского муниципального района Тюменской области от 31 января 2011 года N 14 о проведении торгов.
Оспаривая действия Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, выраженные в решении N 3 от 24 января 2011 года в части проведения торгов на земельные участки, а также вышеуказанное Постановленное от 31 января 2011 года N 14 о проведении торгов, заявитель полагает, что они не соответствуют процедуре предоставления земельных участков, установленной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению истца, в соответствии с данной правовой нормой, земельные участки могут быть предоставлены только гражданам, но не юридическим лицам, в связи с чем, наличие заявки ОАО "ТОДЭП" на земельный участок не является основанием для проведения торгов.
В судебном заседании заявитель Б.Д. настаивал на своих требованиях в полном объеме, его представитель Б.А. также поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица П. с заявлением не согласился, пояснил, что законодательство не содержит запрета для юридических лиц участвовать в торгах на земельные участки. Более того, полагал необходимым учесть, что спорный земельный участок имеет специальное промышленное назначение - под гидронамывной карьер, деятельность по его целевому использованию (добыче песка) подлежит лицензированию, а в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах", граждане Российской Федерации, как физические лица, не могут быть пользователями недр. Также указал, что процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлена решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области от 28 мая 2010 года N 158 "Об утверждении положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района", в соответствии с которым, в случае поступления более одной заявки на земельный участок, проводятся торги.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен заявитель Б.Д., в кассационной жалобе просит отменить решение суда, заявление удовлетворить в полном объеме.
Не согласен с выводом суда о том, что действия Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области по проведению торгов являются законными. Указывает, что оспариваемое им Постановление N 14 от 31 января 2011 года по своему содержанию не соответствует решению Комиссии, поскольку разнится предмет торгов, а также дата заседания Комиссии. Также настаивает на своих доводах, изложенных в заявлении, о том, что земельные участки в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены только гражданам Российской Федерации, о чем указано в решении Ишимского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2010 года, полагает, что данная правовая норма, в силу положений ч. 2 ст. 1 ГК РФ, устанавливает ограничение права юридических лиц на получение в аренду либо в собственность для целей, не связанных со строительством. Также указывает, что в соответствии с п. 9.4 "Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района", предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области полагает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, как того требует часть 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 24 января 2011 года на заседании совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам на территории Ишимского муниципального района принято решение о проведении торгов в отношении земельных участков, на которые претендует истец. Постановлением Администрации Ишимского муниципального района от 31 января 2011 года N 14 постоянно действующей комиссии по продаже земельных участков предписано провести торги в форме конкурса на право заключения договоров аренды земельных участков, являющихся предметом спора.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий Администрации Ишимского муниципального района по принятию решения о проведении торгов на право заключения договоров аренды четырех земельных участков под карьер.
Этот вывод суда основан на материалах дела, мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, оснований для признания данного вывода суда неправильным не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено судом, решением Думы Ишимского муниципального района от 28 мая 2010 года утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района. Данное Положение вступило в законную силу с 08 июня 2010 года, не оспорено, в установленном законом порядке не отменено.
В соответствии с п. 9.4 указанного Положения, в случае поступления двух или более заявок о предоставлении земельных участков, не связанных со строительством, вопрос о проведении торгов либо о предоставлении участка заявителю решается Совместной комиссией.
При этом из материалов дела не усматривается установление ограничения на подачу заявок о предоставлении таких земельных участков для граждан либо для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые заявителем действия и акты не противоречат нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации не содержат положений, запрещающих юридическим лицам арендовать земельные участки под иные цели, не связанные со строительством, соответственно участвовать в торгах на право заключения договоров аренды земельных участков.
Возможность организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, в том числе возможность участия в таких торгах как граждан, так и юридических лиц, предусмотрена положениями ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 (в редакции от 29 декабря 2008 года) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Доводы кассационной жалобы были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении суда, опровергнуты, как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, судом правильно применены правовые нормы, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 23 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя Б.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)