Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-18278/11

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. по делу N 33-18278/11


Судья Кашкаров С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Башинского Д.А.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя управления имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа Б. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 марта 2011 года и возражениям на нее представителя П. по доверенности К.
Заслушав доклад судьи Агибаловой В.О., судебная коллегия
установила:

П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 23 марта 2011 года требования П. удовлетворены. Решение Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Анапа в части истребования у П. дополнительных документов для решения вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес обезличен", площадью "данные обезличены" кв. м, в собственность П. путем заключения договора купли-продажи, признано незаконными. Суд обязал Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Анапа предоставить П. земельный участок, категория - земли населенных пунктов, общей площадью "данные обезличены" кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенный по вышеуказанному адресу под строительство и дальнейшую эксплуатация салона-магазина "Дом мебели", в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в собственность путем заключения договора купли-продажи.
В кассационной жалобе представитель Управления имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа Б. просит суд решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд не применил закон подлежащий применению.
В возражениях на кассационную жалобу представитель П. по доверенности К. просит суд решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела П. на праве собственности принадлежит здание салона-магазина "Дом мебели" литер А, площадью "данные обезличены" кв. м, расположенный на земельном участке, площадью "данные обезличены" кв. м по адресу: "адрес обезличен", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2009 г., разрешением на вод объекта в эксплуатацию от 22.08.2008 года.
Согласно договора аренды земельного участка N 3700002268 от 08.07.2005 г., П. принадлежит на праве аренды земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью "данные обезличены" кв. м, кадастровый номер "номер обезличен", расположенный по адресу: г. Анапа, Анапское шоссе, 1.
В соответствии с актом установления строительного адреса и справкой Управления архитектуры и градостроительства г. Анапа N 2718 от 27.12.2007 г., земельному участку площадью "данные обезличены" кв. м предоставленному в аренду П. присвоен строительный адрес: "адрес обезличен".
Земельный участок 15 апреля 2005 года был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер "номер обезличен", разрешенное использование /назначение/ - строительство и дальнейшая эксплуатация салона-магазина "Дом мебели". В плане также указано, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, а в графе земли особо охраняемых территорий и объектов стоит прочерк, каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется.
Заявитель П. обратился с заявлением в орган местного самоуправления г. Анапа о предоставлении ей земельного участка, по адресу: г. "адрес обезличен", в собственность за плату.
Согласно письма Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования город Анапа N 27.02.-6328 от 16 сентября 2010 года, рассмотрение заявления заявителя П. о предоставлении ей в собственность земельного участка, по вышеуказанному адресу, было приостановлено, в связи с тем, что заявителю необходимо внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права и кадастровый паспорт на земельный участок, в связи с изменением почтового адреса.
Порядок приобретения прав на земельные участки определен ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции. Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст. ст. 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Федеральным законом от 03.12.2008 г. N 244 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" органам местного самоуправления делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, которые находятся в границах курортов федерального значения.
Согласно абз. 2 ч. 5 ст. 36 ЗК РФ, Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Так, приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", зарегистрированного в Минюсте 28 ноября 2007 года N 10555, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, согласно приложению.
Согласно Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года N 370 "Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", "К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих(устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.З и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством".
В силу ч. 6 ст. 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из представленных заявителем документов им были поданы в Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город Анапа все вышеперечисленные документы.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований П., поскольку документы, истребуемые органом местного самоуправления у заявителя не предусмотрены перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства определены, верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 марта 2011 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Управления имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа Б. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)