Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ткачев А.И.
Докладчик: Мороха Е.А.
Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председателя: Злобина С.В.
членов: Туленкова Д.П., Чаркина С.А., Зарубина А.В., Петровой Л.П., Свиридовой Ю.В., Соловьевой Н.А.,
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Мороха Е.А. от 3 июня 2011 года о передаче надзорной жалобы с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и по докладу судьи Волгоградского областного суда Мороха Е.А.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе представителя Б. - П.А. на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года
гражданское дело по иску М.Е.Н. к Б., администрации Тракторозаводского района Волгограда об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
М.Е.Н. обратилась в суд с иском к Б., администрации Тракторозаводского района Волгограда об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
В обоснование истец указала, что является собственником садового земельного участка N *** по *** в СНТ "***" г. Волгограда, граничащего с садовым земельным участком N ***, принадлежащим Б., в состав которого входит часть тупиковой дороги, проходящей между участками NN N *** и N *** к участку N ***. По границе своего участка Б. возвела забор из шлакоблоков, высотой 2,4 метра, с металлической калиткой и въездными воротами. Данное ограждение способствует стоку дождевых и талых вод на территорию ее земельного участка, мешает нормальному подъезду на территорию принадлежащего ей земельного участка, создает препятствия в пользовании, принадлежащим ей на праве собственности земельным участком.
Просила суд признать недействительными постановление администрации Тракторозаводского района Волгограда от 26.3.2007 года N 657-и о предоставлении Б. в собственность бесплатно земельного участка N, площадью, расположенного по адресу: ***, для ведения садоводства; запись о государственной регистрации права собственности Б. N *** на спорный земельный участок; кадастровый план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ***; возложить обязанность на Б. устранить препятствия в пользовании общим земельном участком (место общего пользования - дорога), расположенным по адресу: ***, примыкающим к участкам N ***, N ***, N ***, а именно, демонтировать ограждение из шлакоблоков, созданное ответчиком.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года иск М.Е.Н. удовлетворен.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Б. - П.А., оспаривая законность постановленных по делу судебных актов, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Б. - П.А., действовавшую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения М.Е.Н. и ее представителя З.В., действовавшего на основании ордера, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами такие нарушения были допущены.
Разрешая спор, суд установил, что М.Е.Н. является сособственником земельного участка N ***, расположенного в пределах СНТ "***" по ***.
Б. на праве собственности принадлежит смежный участок N ***, который предоставлен ей постановлением администрации Тракторозаводского района Волгограда от 26 марта 2007 года N 657-и.
Из материалов землеустроительного дела на межевание земельного участка Б. следует, что в его в состав входит также и земля, находящаяся между участками NN N *** и N ***, прилегающая к участку ответчика N ***, обозначенная на плане фактических границ точками координат 1, 2, 3, 15.
Сославшись на данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок являлся частью земель общего пользования СНТ ", в собственность Б. приобретен незаконно, что повлекло удовлетворение заявленных истцом требований в полном объеме.
С такими выводами согласилась и кассационная инстанция.
Однако эти выводы являются преждевременными по следующим основаниям.
Удовлетворяя иск, признавая незаконным постановление администрации Тракторозаводского района Волгограда о предоставлении Б. в собственность бесплатно земельного участка, запись о государственной регистрации ее права собственности, кадастровый план земельного участка N по в СНТ г. Волгограда, суд не привел ни одной нормы права, на основании которой он сделал такие выводы, кроме общей ст. 304 ГК РФ, не указал, какому закону не соответствует отмененное им постановление, кадастровый план, и как следствие, запись о регистрации права ответчика.
Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 указанной статьи).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что признанное судом недействительным и отмененное постановление администрации Тракторозаводского района Волгограда от 26 марта 2007 года принято на основании ст. 1 Закона Волгоградской области от 10.11.2005 года N 1117-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 4 апреля 2003 г. N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", п. 3.10 Положения об администрации Траткорозавродского района Волгограда, утв. постановлением главы администрации Волгограда от 2.03.1998 года N 269, то есть в пределах компетенции, и в соответствии с материалами установления границ земельного участка на местности.
На основании ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года.
В соответствии с пп. 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 г., установление границ земельного участка производится на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей и составляется акт согласования границ.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
По заказу Б. во исполнение данных требований закона и подзаконного акта был изготовлен межевой план земельного участка, который был согласован со смежными землепользователями, в том числе М.Е.Н. и представителем СНТ "***" ФИО11 (л.д. 170).
Согласно п. 1 ст. 28 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу Положений п. п. 3, 4 ст. 28 указанного Закона граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Суд не указал в решении сведений о невозможности приватизации земельного участка по основаниям, приведенным в абз. 2 п. 6 ст. 28 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Является ли часть земельного участка, предоставленного ответчику в собственность землей общего пользования СНТ, и чем это подтверждается, суд не выяснил.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ заявитель имеет право заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. В связи с невозможностью воспользоваться перечисленными процессуальными правами не прибывший в суд по состоянию здоровья заявитель Б. необоснованно была ущемлена в их реализации.
Учитывая, что Б. в период рассмотрения гражданского дела находилась на стационарном лечении в медицинском учреждении, у суда были все основания признать причину ее неявки в суд уважительной и в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГПК РФ отложить разбирательство дела.
При таких данных решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку необходимость в истребовании и исследовании новых доказательств препятствует президиуму в принятии нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председатель
С.В.ЗЛОБИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2011 ПО ДЕЛУ N 44Г-68/11
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2011 г. по делу N 44г-68/11
Судья: Ткачев А.И.
Докладчик: Мороха Е.А.
Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председателя: Злобина С.В.
членов: Туленкова Д.П., Чаркина С.А., Зарубина А.В., Петровой Л.П., Свиридовой Ю.В., Соловьевой Н.А.,
на основании определения судьи Волгоградского областного суда Мороха Е.А. от 3 июня 2011 года о передаче надзорной жалобы с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и по докладу судьи Волгоградского областного суда Мороха Е.А.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе представителя Б. - П.А. на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года
гражданское дело по иску М.Е.Н. к Б., администрации Тракторозаводского района Волгограда об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
М.Е.Н. обратилась в суд с иском к Б., администрации Тракторозаводского района Волгограда об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
В обоснование истец указала, что является собственником садового земельного участка N *** по *** в СНТ "***" г. Волгограда, граничащего с садовым земельным участком N ***, принадлежащим Б., в состав которого входит часть тупиковой дороги, проходящей между участками NN N *** и N *** к участку N ***. По границе своего участка Б. возвела забор из шлакоблоков, высотой 2,4 метра, с металлической калиткой и въездными воротами. Данное ограждение способствует стоку дождевых и талых вод на территорию ее земельного участка, мешает нормальному подъезду на территорию принадлежащего ей земельного участка, создает препятствия в пользовании, принадлежащим ей на праве собственности земельным участком.
Просила суд признать недействительными постановление администрации Тракторозаводского района Волгограда от 26.3.2007 года N 657-и о предоставлении Б. в собственность бесплатно земельного участка N, площадью, расположенного по адресу: ***, для ведения садоводства; запись о государственной регистрации права собственности Б. N *** на спорный земельный участок; кадастровый план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ***; возложить обязанность на Б. устранить препятствия в пользовании общим земельном участком (место общего пользования - дорога), расположенным по адресу: ***, примыкающим к участкам N ***, N ***, N ***, а именно, демонтировать ограждение из шлакоблоков, созданное ответчиком.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года иск М.Е.Н. удовлетворен.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Б. - П.А., оспаривая законность постановленных по делу судебных актов, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Б. - П.А., действовавшую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения М.Е.Н. и ее представителя З.В., действовавшего на основании ордера, президиум приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами такие нарушения были допущены.
Разрешая спор, суд установил, что М.Е.Н. является сособственником земельного участка N ***, расположенного в пределах СНТ "***" по ***.
Б. на праве собственности принадлежит смежный участок N ***, который предоставлен ей постановлением администрации Тракторозаводского района Волгограда от 26 марта 2007 года N 657-и.
Из материалов землеустроительного дела на межевание земельного участка Б. следует, что в его в состав входит также и земля, находящаяся между участками NN N *** и N ***, прилегающая к участку ответчика N ***, обозначенная на плане фактических границ точками координат 1, 2, 3, 15.
Сославшись на данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок являлся частью земель общего пользования СНТ ", в собственность Б. приобретен незаконно, что повлекло удовлетворение заявленных истцом требований в полном объеме.
С такими выводами согласилась и кассационная инстанция.
Однако эти выводы являются преждевременными по следующим основаниям.
Удовлетворяя иск, признавая незаконным постановление администрации Тракторозаводского района Волгограда о предоставлении Б. в собственность бесплатно земельного участка, запись о государственной регистрации ее права собственности, кадастровый план земельного участка N по в СНТ г. Волгограда, суд не привел ни одной нормы права, на основании которой он сделал такие выводы, кроме общей ст. 304 ГК РФ, не указал, какому закону не соответствует отмененное им постановление, кадастровый план, и как следствие, запись о регистрации права ответчика.
Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 указанной статьи).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что признанное судом недействительным и отмененное постановление администрации Тракторозаводского района Волгограда от 26 марта 2007 года принято на основании ст. 1 Закона Волгоградской области от 10.11.2005 года N 1117-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 4 апреля 2003 г. N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", п. 3.10 Положения об администрации Траткорозавродского района Волгограда, утв. постановлением главы администрации Волгограда от 2.03.1998 года N 269, то есть в пределах компетенции, и в соответствии с материалами установления границ земельного участка на местности.
На основании ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года.
В соответствии с пп. 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 г., установление границ земельного участка производится на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей и составляется акт согласования границ.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
По заказу Б. во исполнение данных требований закона и подзаконного акта был изготовлен межевой план земельного участка, который был согласован со смежными землепользователями, в том числе М.Е.Н. и представителем СНТ "***" ФИО11 (л.д. 170).
Согласно п. 1 ст. 28 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу Положений п. п. 3, 4 ст. 28 указанного Закона граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Суд не указал в решении сведений о невозможности приватизации земельного участка по основаниям, приведенным в абз. 2 п. 6 ст. 28 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Является ли часть земельного участка, предоставленного ответчику в собственность землей общего пользования СНТ, и чем это подтверждается, суд не выяснил.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ заявитель имеет право заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. В связи с невозможностью воспользоваться перечисленными процессуальными правами не прибывший в суд по состоянию здоровья заявитель Б. необоснованно была ущемлена в их реализации.
Учитывая, что Б. в период рассмотрения гражданского дела находилась на стационарном лечении в медицинском учреждении, у суда были все основания признать причину ее неявки в суд уважительной и в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГПК РФ отложить разбирательство дела.
При таких данных решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку необходимость в истребовании и исследовании новых доказательств препятствует президиуму в принятии нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2011 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председатель
С.В.ЗЛОБИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)