Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2940

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. по делу N 33-2940


Судья Саяпина Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе Г. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 15 апреля 2011 года, которым постановлено:
Отказать Г. в удовлетворении искового заявления к Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, оформленного постановлением главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19.11.2010 г. N, и понуждении к предоставлению в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 54:48:020636:36, расположенного по адресу:, площадью 1096 кв. м, для строительства здания административно-торгово-бытового назначения.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Г. - У. (доверенность N 6700 от 23.07.2010 года), просившего удовлетворить кассационную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Г. обратился с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, предоставлении земельного участка, оформленного постановлением главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19.11.2010 г. N, и понуждении к предоставлению в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, площадью 1096 кв. м, для строительства здания административно-торгово-бытового назначения. Обосновывая исковые требования, истец указал, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. N ему утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения здания административно-торгово-бытового назначения на вышеназванном земельном участке. Он направил в администрацию МО "Город Саратов" заявление о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка. Постановлением главы администрации МО "Город Саратов" от 19.11.2010 г. N истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилок застройки), для которой вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие административно-деловые здания является условным. Данный отказ истец считает незаконным. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установленных в соответствии с требованиями законодательства территориальных зонах свидетельствует о невозможности применения Правил землепользования и застройки МО "Город Саратов", а также ставит под сомнение правильность определения администрацией территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. Кроме того, считает, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" работу по созданию карты градостроительного зонирования можно отнести к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения. В связи с чем, осуществлять работы по отнесению земельных участков к той или иной территориальной зоне может только организация, имеющая соответствующую лицензию. Однако данная лицензия у администрации МО "Город Саратов" отсутствует. Истец полагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 32 ЗК РФ единственным вариантом рассмотрения администрацией МО "Город Саратов" заявления о предоставлении земельного участка для строительства, при условии предоставления кадастрового паспорта земельного участка, могло явиться принятие решения о предоставлении земельного участка. Принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка либо основания для принятия подобного решения действующим законодательством не предусмотрено.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе Г. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, поскольку судом не были определены значимые для рассмотрения дела обстоятельства, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указал на то, что судом применено действующее законодательство, не подлежащее применению к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу. Судом не дана оценка возникновению правоотношений в момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. При этом в соответствии со ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Помимо этого, на карте градостроительного зонирования, которая является частью Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (п. 37) отсутствуют утвержденные координаты точек территориальных зон (описание границ территориальных зон), отсутствие которых ставит под сомнение легитимность установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" системы регулирования землепользования и застройки на территории города Саратова и свидетельствует о невозможности их применения к рассматриваемым правоотношениям, а также ставит под сомнение правильность определения администрацией МО "Город Саратов" территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок. Так же судом в основу решения было положено доказательство, а именно фрагмент карты, выполненной неуполномоченным на то органом - комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов", так как в соответствии с ФЗ "О землеустройстве" и ФЗ "О геодезии и картографии" изготовление картографических материалов требует наличия соответствующей лицензии, которая отсутствует в материалах дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. N истцу был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, и предварительно согласовано место размещения здания административно-торгово-бытового назначения на земельном участке, расположенном по адресу:, площадью 1096 кв. м в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению проекте границ земельного участка (л.д.).
23.01.2008 г. на основании заявки Г. от 24.12.2007 г. N. описания земельного участка, выполненного ООО "Андана", и распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. N, осуществлен кадастровый учет вышеназванного земельного участка за номером N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.) и ответом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области от 23.03.2011 г. N (л.д.).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N от 19.11.2010 года Г. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка в Заводском районе г. Саратова для строительства здания административно-торгово-бытового назначения, расположенного по адресу:, площадью 1096 кв. м в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки), для которой вид разрешенного использования земельных участков - "отдельно стоящие административно-торговые здания" является условным (л.д.).
Нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-2 подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования города, утвержденной Правилами землепользования и застройки от 29.04.2008 г. с указанием границ рассматриваемого земельного участка (л.д.).
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 2 и 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с п. п. 6 и 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Частью 3 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Решением Саратовской городской думы от 29.04.2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", согласно которых спорный земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки Ж-2 (л.д.).
В соответствии с п. 3.7 Правил землепользования и застройки для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования "Город Саратов", разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам (п. п. 42 - 44 Правил).
В результате проведенного градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" были выделены территориальные зоны (п. 41.2 Правил).
В соответствии с п. 42.2 Правил землепользования и застройки выделяются основные и условно разрешенные виды использования земельных участков для всех территориальных зон (Таблица 5.1 "Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон").
Согласно п. 8.32 таблицы 5.1, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-2 разрешенный вид использования - отдельно стоящие административно-деловые здания, является условным.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, согласно которого вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Аналогичный порядок разрешения такого вопроса содержится и в Правилах.
Доказательства соблюдения указанной процедуры предоставления земельного участка в материалах дела отсутствуют, не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.
Доводы кассационной жалобы на то, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решение Саратовской городской думы от 29.04.2008 года N 27-280, не подлежат применению, так как на момент возникновения правоотношений они не действовали, является необоснованной, поскольку к правоотношениям, возникшим между сторонами, должно применяться действующее законодательство на момент предоставления земельного участка на каком-либо вещном праве (а не на момент подачи заявления лица о предоставлении земельного участка, когда у этого лица отсутствуют какие-либо права на спорный объект), на момент принятия обжалуемого ненормативного акта указанные Правила уже действовали и подлежали применению, также подлежали применению разработанные градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-2.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы на то, что в связи с отсутствием сведений о территориальных зонах в данных государственного кадастра недвижимости невозможно определить принадлежность спорного земельного участка к конкретной территориальной зоне, по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" был представлен фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от 29.04.2008 года, из которого следует, что спорный земельный участок находится в зоне Ж-2.
Согласно Положения о комитете по архитектуре и градостроительству, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 11 марта 2003 года N 200 (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству г. Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации г. Саратова, осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории г. Саратова.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со ст. 85 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент.
Согласно положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется бесплатно соответствующими органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года N 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Следовательно, предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления.
Анализ действующего законодательства, в частности, положения ст. 4, 34 Градостроительного кодекса РФ, позволяет сделать вывод о том, что Градостроительным кодексом РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиями; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; естественным границам природных объектов; иным границам.
Правила землепользования и застройки г. Саратова разработаны в полном соответствии в вышеуказанными нормами. В соответствии с положениями ст. 31 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон были предметом обсуждения на публичных слушаниях. В ходе публичных слушаний предложений и замечаний по изменению границ территориальной зоны, в которой расположен земельный участок не поступало. Указанный нормативный акт является действующим и не отменен.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Саратова от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)