Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3429/2011

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. по делу N 33-3429/2011


Судья Карманова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.
судей Абрамовой Н.Н., Поздняковой Т.В.
при секретаре Н.
с участием прокурора Касаткиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи
Абрамовой Н.Н. 16 июня 2011 года
дело по кассационной жалобе ИП М. на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 03 марта 2011 года, которым постановлено:
Обязать Департамент лесного хозяйства Ярославской области и индивидуального предпринимателя М. ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки), находящееся на участке, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия
установила:

Прокурор Некрасовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области, ИП М. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов, находящееся на лесном участке N в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда. В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки в п., за объездной дорогой выявлена крупная несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов. Организация осуществления мер пожарной безопасности на землях лесного фонда является основной функцией Департамента лесного хозяйства Ярославской области. Арендатором участка, на котором обнаружена свалка, является ИП М. Ответчики не приняли никаких мер по устранению свалки.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе ИП М. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к М. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы М., обсудив их, выслушав М. поддержавшего доводы жалобы, прокурора Касаткину Е.А., возражавшую против доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит кассационную жалобу ИП М. подлежащей удовлетворению.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к ИП М. При этом, суд исходил из того, что в силу ч. 3 ст. 53 и п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ меры по пожарной безопасности в лесах и меры санитарной безопасности в лесах осуществляются арендатором лесного участка.
Вывод суда о возложении на ИП М. обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на арендованном им участке лесного фонда, по мнению судебной коллегии, является ошибочным.
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление некоторых полномочий в области лесных отношений, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом) в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
При этом, в силу п. 5 названных Правил арендаторами лесных участков на основании проекта освоения лесов осуществляются меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил.
Редакция п. 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417, с изменениями от 5 мая 2011 г. возлагает на арендаторов лесных участков только предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно п. 3.25.2 Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 18.01.2007 г. N 9, функцией Департамента является организация осуществления мер пожарной безопасности на землях лесного фонда.
При этом, ни договором аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным Департаментом лесного хозяйства Ярославской области с ИП М., ни проектом освоения лесов для заготовки древесины ИП М. на арендатора не возложены иные меры по пожарной безопасности на арендуемых землях лесного фонда.
Ссылка в возражениях прокурора на ст. 42 Земельного кодекса РФ в качестве основания возложения на ИП М. обязанности по ликвидации свалки является необоснованной.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что несанкционированная свалка состоит из строительных и хозяйственных бытовых отходов, старой мебели, растительных отходов, порубочных остатков, отходов от разборки старых домов (л.д. 5, 6). Факты появления на данном лесном участке несанкционированной свалки возникали в данном месте на продолжении нескольких лет (л.д. 18). Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ИП М. в возникновении несанкционированной свалки.
Таким образом, ни действующим законодательством, ни договором аренды лесного участка с ИП М. на арендатора не возложены обязанности по ликвидации имеющейся на участке свалки бытовых и хозяйственных отходов.
При изложенных обстоятельствах, заявленные исковые требования прокурора к ИП М. о возложении обязанности ликвидировать свалку отходов не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, поскольку судом при разрешении спора обстоятельства дела установлены полностью, однако, неправильно применен материальный закон, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия считает возможным отменить постановленное решение суда в обжалуемой части и принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 03 марта 2011 года в части возложения на ИП М. обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки), находящееся на участке, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Некрасовского района к ИП М. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки), находящееся на участке, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)