Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мочалова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Орлова А.М.,
судей Носковой Г.Н., Опалева О.М.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 19 июля 2011 года
гражданское дело по кассационной жалобе Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года, которым постановлено:
иск Б. ФИО12 удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков на территории для строительства и целей, не связанных со строительством Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич Кировской области от 01.02.2011 года в части отказа Б. в предоставлении земельного участка в аренду и отменить его в указанной части.
Обязать Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич Кировской области заключить с Б. ФИО13 договор аренды земельных участков площадью 1213 кв. м, кадастровый номер 43:43:311112, и площадью 1050 кв. м, кадастровый номер 43:43:311112 (территория оврага) для сенокошения в соответствии с требованиями закона.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия
Б. обратился в суд с иском к Управлению имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич о признании незаконным решения, возложении обязанности заключения договоров аренды земельных участков.
Свои требования мотивировал тем, что в январе 2011 года он обратился в Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для сенокошения, площадью 1213 кв. м и 1050 кв. м, по адресу, так как он проживает по данному адресу, участки расположены на границе его земельного участка. Письмом Управления от 07.02.2011 года ему было отказано в предоставлении данных участков в аренду по надуманным причинам. Ответчик в установленный законом срок не выполнил свои обязанности по предоставлению земельного участка в соответствие с публичным предложением. 10.02.2011 года Управление опубликовало в газете "Котельничский вестник" публичное предложение о возможном предоставления спорных земельных участков в аренду.
Просил признать решение ответчика об отказе в предоставлении земельных участков ему в аренду незаконным, обязать ответчика предоставить ему указанные участки в аренду.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Отказ в предоставлении истцу земельных участков связан с тем, что фактически земельные участки были заняты ФИО7, то есть участки не были свободны от чьих-либо прав.
Заслушав объяснения Б., представителя ответчика ФИО5, проверив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела усматриваются следующие юридически значимые обстоятельства.
В соответствии со ст. 9 Правил землепользования и застройки г. Котельнич Кировской области, утвержденных решением Котельничской городской Думы от 26.01.2010 года N 3, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности осуществляется Управлением имуществом и земельными ресурсами г. Котельнич.
Согласно распоряжению Управления имуществом и земельными ресурсами г. Котельнич от 06.05.2010 года N 160 создана комиссия по выбору земельных участков на территории г. Котельнич для строительства и целей, не связанных со строительством, утвержден ее состав и порядок ее работы.
Согласно п. 1 Порядка работы комиссии по выбору земельных участков на территории г. Котельнич для строительства и целей, не связанных со строительством комиссия рассматривает на заседаниях обращения граждан и юридических лиц по вопросам выбора земельных участков по выбору земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством.
По результатам рассмотрения комиссия принимает одно из решений:
о возможности проведения процедуры выбора земельного участка и предоставление его без торгов,
об отказе в проведении процедуры выбора земельного участка,
о возможности проведения процедуры выбора земельного участка при устранении причин, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка,
о необходимости организации и проведения торгов,
о необходимости получения дополнительной информации о характеристиках предлагаемого к размещению объекта,
о согласовании акта выбора земельного участка.
При подготовке решения комиссия руководствуется следующими критериями: соответствие (несоответствие) расположения испрашиваемого земельного участка зонированию территории, наличие ограничений (охранных, санитарных, защитных зон) на земельном участке, принадлежность земельного участка к землям, изъятым из оборота в соответствии с законодательством, наличие (отсутствие) в соответствии с законодательством у лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, права на его получение, соответствие (несоответствие) объемно-планировочного решения предельным параметрам разрешенного использования земельного участка, соответствие (несоответствие) проекта благоустройства внешнему архитектурному облику города. Предложения комиссии являются основанием для принятия решения Управлением.
12.01.2011 года Б. обратился в Управление имуществом и земельными ресурсами г. Котельнич с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков для сенокошения по адресу, площадью 1213 кв. м и 1050 кв. м.
Протоколом N 1 заседания комиссии по выбору земельных участков на территории г. Котельнич Кировской области для строительства и целей, не связанных со строительством от 01.02.2011 года установлено следующее. В п. 3 протокола указано: ФИО6 сообщила, что в сентябре 2010 года был проведен муниципальный земельный контроль в отношении ФИО7, проживающей, которая самовольно использует 2 земельных участка в районе, и установлены заборы. Нарушения до настоящего времени не устранены. Членами комиссии единогласно предложено ФИО7 устранить данные нарушения земельного законодательства, после чего будет рассмотрено заявление о предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.12.2010 года мировой судья признал Б. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно, что она не исполнила в срок до 30.11.2010 года предписание главного государственного инспектора по использованию и охране земель, не снесла возведенный деревянный забор с самовольно занятых земельных участков по адресу, ФИО7 объявлено устное замечание.
Комиссией по выбору земельных участков, на заседании, проведенном 01.02.2011 года, принято решение о рассмотрении заявления Б. после устранения им нарушений земельного законодательства.
Исследовав обстоятельства дела, дав оценку представленным по делу доказательствам, проанализировав указанные выше нормы, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку виновной в нарушении земельного законодательства признана ФИО7 - мать истца, а не сам Б., что комиссией не учтено при принятии решения. Следовательно, основание, по которому комиссия отказала в заключении договора аренды земельных участков с истцом, не предусмотрено законом, в том числе нормативными актами, изданными органами местного самоуправления, а также распоряжениями Управления имуществом, решение комиссии по выбору земельных участков на территории г. Котельнич для строительства и целей, не связанных со строительством, от 01.02.1011 года в части отказа истцу в заключении договора является незаконным и подлежит отмене в этой части.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он мотивирован и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Доводы кассационной жалобы не могут быть расценены как обоснованные, так как не оспаривают сделанные судом выводы, а содержат лишь субъективные суждения по установленным обстоятельствам, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Котельничского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2442
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу N 33-2442
Судья Мочалова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Орлова А.М.,
судей Носковой Г.Н., Опалева О.М.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 19 июля 2011 года
гражданское дело по кассационной жалобе Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года, которым постановлено:
иск Б. ФИО12 удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков на территории для строительства и целей, не связанных со строительством Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич Кировской области от 01.02.2011 года в части отказа Б. в предоставлении земельного участка в аренду и отменить его в указанной части.
Обязать Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич Кировской области заключить с Б. ФИО13 договор аренды земельных участков площадью 1213 кв. м, кадастровый номер 43:43:311112, и площадью 1050 кв. м, кадастровый номер 43:43:311112 (территория оврага) для сенокошения в соответствии с требованиями закона.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Управлению имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич о признании незаконным решения, возложении обязанности заключения договоров аренды земельных участков.
Свои требования мотивировал тем, что в январе 2011 года он обратился в Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнич с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для сенокошения, площадью 1213 кв. м и 1050 кв. м, по адресу, так как он проживает по данному адресу, участки расположены на границе его земельного участка. Письмом Управления от 07.02.2011 года ему было отказано в предоставлении данных участков в аренду по надуманным причинам. Ответчик в установленный законом срок не выполнил свои обязанности по предоставлению земельного участка в соответствие с публичным предложением. 10.02.2011 года Управление опубликовало в газете "Котельничский вестник" публичное предложение о возможном предоставления спорных земельных участков в аренду.
Просил признать решение ответчика об отказе в предоставлении земельных участков ему в аренду незаконным, обязать ответчика предоставить ему указанные участки в аренду.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Отказ в предоставлении истцу земельных участков связан с тем, что фактически земельные участки были заняты ФИО7, то есть участки не были свободны от чьих-либо прав.
Заслушав объяснения Б., представителя ответчика ФИО5, проверив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела усматриваются следующие юридически значимые обстоятельства.
В соответствии со ст. 9 Правил землепользования и застройки г. Котельнич Кировской области, утвержденных решением Котельничской городской Думы от 26.01.2010 года N 3, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности осуществляется Управлением имуществом и земельными ресурсами г. Котельнич.
Согласно распоряжению Управления имуществом и земельными ресурсами г. Котельнич от 06.05.2010 года N 160 создана комиссия по выбору земельных участков на территории г. Котельнич для строительства и целей, не связанных со строительством, утвержден ее состав и порядок ее работы.
Согласно п. 1 Порядка работы комиссии по выбору земельных участков на территории г. Котельнич для строительства и целей, не связанных со строительством комиссия рассматривает на заседаниях обращения граждан и юридических лиц по вопросам выбора земельных участков по выбору земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством.
По результатам рассмотрения комиссия принимает одно из решений:
о возможности проведения процедуры выбора земельного участка и предоставление его без торгов,
об отказе в проведении процедуры выбора земельного участка,
о возможности проведения процедуры выбора земельного участка при устранении причин, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка,
о необходимости организации и проведения торгов,
о необходимости получения дополнительной информации о характеристиках предлагаемого к размещению объекта,
о согласовании акта выбора земельного участка.
При подготовке решения комиссия руководствуется следующими критериями: соответствие (несоответствие) расположения испрашиваемого земельного участка зонированию территории, наличие ограничений (охранных, санитарных, защитных зон) на земельном участке, принадлежность земельного участка к землям, изъятым из оборота в соответствии с законодательством, наличие (отсутствие) в соответствии с законодательством у лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, права на его получение, соответствие (несоответствие) объемно-планировочного решения предельным параметрам разрешенного использования земельного участка, соответствие (несоответствие) проекта благоустройства внешнему архитектурному облику города. Предложения комиссии являются основанием для принятия решения Управлением.
12.01.2011 года Б. обратился в Управление имуществом и земельными ресурсами г. Котельнич с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков для сенокошения по адресу, площадью 1213 кв. м и 1050 кв. м.
Протоколом N 1 заседания комиссии по выбору земельных участков на территории г. Котельнич Кировской области для строительства и целей, не связанных со строительством от 01.02.2011 года установлено следующее. В п. 3 протокола указано: ФИО6 сообщила, что в сентябре 2010 года был проведен муниципальный земельный контроль в отношении ФИО7, проживающей, которая самовольно использует 2 земельных участка в районе, и установлены заборы. Нарушения до настоящего времени не устранены. Членами комиссии единогласно предложено ФИО7 устранить данные нарушения земельного законодательства, после чего будет рассмотрено заявление о предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.12.2010 года мировой судья признал Б. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно, что она не исполнила в срок до 30.11.2010 года предписание главного государственного инспектора по использованию и охране земель, не снесла возведенный деревянный забор с самовольно занятых земельных участков по адресу, ФИО7 объявлено устное замечание.
Комиссией по выбору земельных участков, на заседании, проведенном 01.02.2011 года, принято решение о рассмотрении заявления Б. после устранения им нарушений земельного законодательства.
Исследовав обстоятельства дела, дав оценку представленным по делу доказательствам, проанализировав указанные выше нормы, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку виновной в нарушении земельного законодательства признана ФИО7 - мать истца, а не сам Б., что комиссией не учтено при принятии решения. Следовательно, основание, по которому комиссия отказала в заключении договора аренды земельных участков с истцом, не предусмотрено законом, в том числе нормативными актами, изданными органами местного самоуправления, а также распоряжениями Управления имуществом, решение комиссии по выбору земельных участков на территории г. Котельнич для строительства и целей, не связанных со строительством, от 01.02.1011 года в части отказа истцу в заключении договора является незаконным и подлежит отмене в этой части.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он мотивирован и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Доводы кассационной жалобы не могут быть расценены как обоснованные, так как не оспаривают сделанные судом выводы, а содержат лишь субъективные суждения по установленным обстоятельствам, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Котельничского районного суда Кировской области от 14 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)