Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ВЛАДИВОСТОКА ОТ 28.11.2011 N 2-6088/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2011 г. N 2-6088/2011


Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.К.Л. о признании недействующим в части нормативно-правового акта
установил:

О.К.Л. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что он является собственником земельного участка общей площадью 3138 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <...>. Данный участок образовался путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, которые он приобрел по договору купли-продажи от 08.08.2008. На момент заключения указанных договоров, земельные участки имели следующие характеристики: категория земель земли населенных пунктов, градостроительное зонирование - жилая зона (согласно Генерального плана "С"), разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации цехов по ремонту оборудования, участок не включен в состав особо охраняемых природных территорий, нормативными актами не установлено каких-либо ограничений в изменении вида разрешенного использования участков. При принятии решения о приобретении данных земельных участков он принимал во внимание то, что к моменту заключения договора купли-продажи производственные мощности цеха по ремонту оборудования были нулевыми, принадлежность участков к "жилой зоне", что делало возможным использование их в дальнейшем для индивидуального жилищного строительства. Данные земельные участки и он приобрел с целью изменить разрешенное использование земельного участка на ИЖС, обустроить, провести коммуникации. Он неоднократно обращался в Думу г. Владивостока, прокуратуру г. Владивостока и комиссию по подготовке правил землепользовальния и застройки на территории ВГО с просьбой изменить зону на Генеральном плане с рекреационной на жилую, как это было на момент покупки земельных участков, так как при принятии нового Генерального плана от 15.09.2008 не была учтена его застройка. На момент покупки земельных участков, подачи заявления об изменении вида разрешенного использования, вынесения отказа в изменении вида разрешенного использования градостроительные регламенты не были утверждены и требования технических регламентов также не были соблюдены. Просит признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе Карту градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы N 462 от 07.04.2010 в части установления зоны рекреации Р - 2 на территории застройки по <...> г. Владивостоке в границах земельного участка с кадастровым номером <...> с момента их принятия, обязать администрацию г. Владивостока внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе Карту градостроительного зонирования в части включения земельного участка с кадастровым номером <...> в зону Ж-1.
В судебном заседании представитель О.К.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации г. Владивостока и главы г. Владивостока в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, пояснила, что на дату заключения договора купли-продажи земельного участка - 08.08.2008, оспариваемые заявителем Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действовали. Земельный участок по адресу: <...> изначально предназначался для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан и не предназначался для целей индивидуального жилищного строительства. Ссылка заявителя на нарушение процедуры принятия Правил и Генерального плана незаконна, поскольку в рамках данного дела требования о признании недействительным Генерального плана В ГО заявителем не заявлялись, и в соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ в случае, если нормативный правовой акт является противоречащим закону полностью или частично в суд с соответствующим заявлением обращается прокурор в пределах своей компетенции, а не физическое лицо. Кроме того, внесение изменений в Правила осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ и настоящими Правилами, и администрация г. Владивостока является неуполномоченным на то органом. Также не доказан факт нарушения Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 прав и свобод О.К.Л. Просила в удовлетворении заявленных требований О.К.Л. отказать.
Представитель Думы г. Владивостока в судебном заседании полагал, что заявление О.К.Л. удовлетворению не подлежит, поскольку обжалуемый заявителем нормативный правовой акт вступил в силу 16.09.2008, то есть позже приобретения им спорных земельных участков в собственность. Заявитель вправе использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, несмотря на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный участок находится в рекреационной зоне Р - 2. Таким образом, права заявителя не нарушаются обжалуемым нормативным правовым актом. Требования о возложении обязанности по внесению соответствующих изменений в обжалуемые акты на администрацию г. Владивостока противоречат законодательству, поскольку последняя не наделена соответствующими полномочиями. Просил отказать О.К.Л. в удовлетворении заявленных требований.
О.К.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (в материалах дела имеется расписка (л. д. 176)), о причинах неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил.
Учитывая, что ГПК РФ установлены сокращенные сроки рассмотрения заявлений об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти,..., должностных лиц,..., что все участники извещены надлежащим образом, в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", суд, с учетом мнения участников процесса, принимает решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие О.К.Л.
Суд, выслушав стороны, заключение помощника прокурора, полагавшего, что требования О.К.Л. не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает, что заявление О.К.Л. о признании недействующим в части нормативно-правового акта не обосновано и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 18.11.2010 О.К.Л. на основании договора купли-продажи от 08.08.2008, соглашения о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности от 20.05.2010, договора купли-продажи от 16.07.2010, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации цехов по ремонту оборудования, общая площадь 3138 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание (лит. А). Участок находится примерно в 47 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <...>, кадастровый номер: <...>.
В судебном заседании установлено, что указанный земельный участок образовался путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами <...>.
Земельные участки с кадастровыми номерами <...> приобретены заявителем на основании договора купли-продажи от 08.08.2008 (Свидетельство о праве собственности от 28.06.2010 <...>, Свидетельство о праве собственности от 02.09.2008 <...>).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 10.08.2010 <...> земельный участок, имеющий кадастровый номер <...> приобретен заявителем по договору купли-продажи от 16.07.2010.
Указанные земельные участки имели разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации цехов по ремонту оборудования, категория земель: земли населенных пунктов, что также следует из кадастрового паспорта земельного участка от 18.10.2010.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что на момент заключения им договора купли-продажи спорного земельного участка от 08.08.2008, согласно Генеральному плану "С", земельный участок располагался в жилой зоне, в связи с чем, приобретая земельный участок, он рассчитывал впоследствии изменить его разрешенное использование на индивидуальное жилищное строительство. После утверждения в сентябре 2008 г. нового Генерального плана, было утверждено территориальное зонирование и правовой режим земельных участков был изменен. Территория, на которой расположен его земельный участок, стала рекреационной функциональной зоной (Р-2).
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 указанного Кодекса произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, право собственника земельного участка на использование своего участка ограничивается установленным на основании федерального закона градостроительным зонированием территорий.
Из статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Также, согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе рекреационным.
Как следует из ст. 43 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в состав зон рекреационного назначения включены зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав рекреационных зон включены: зона городских лесов и городских лесопарков; зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений; зона пляжей; зона городских парков, скверов, бульваров.
Статьей 45 Правил установлено, что зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений определена для строительства и эксплуатации объектов длительного и кратковременного отдыха, спортивно-зрелищных объектов, развлечений, а также других объектов, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования: дома и зоны отдыха; спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты); детские оздоровительные и спортивные лагери; туристические базы; кемпинги; специализированные парки, сады, скверы, дендрарии, оранжереи; парк животных уссурийской тайги; яхт-клубы, лодочные станции; коммунальные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне и не требующие установления санитарно-защитных зон; линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах; объекты административного назначения, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом; объекты охраны общественного порядка; объекты специализированных ведомств по предупреждению чрезвычайных ситуаций; пункты медицинской помощи. Условно разрешенные виды использования: культовые здания и объекты; объекты торговли; объекты общественного питания; объекты, связанные с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, требующие создания санитарно-защитных зон. Вспомогательные виды использования: объекты хозяйственного и вспомогательного назначения, необходимые для функционирования объектов основных видов использования; объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства основных и условно разрешенных видов разрешенного использования; объекты транспортной инфраструктуры, необходимые для эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства основных и условно разрешенных видов разрешенного использования; объекты противопожарной охраны; зеленые насаждения и элементы благоустройства; парковки.
В соответствии с п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Как следует из материалов дела, на дату заключения заявителем договора купли-продажи земельного участка, оспариваемые Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные 07.04.2010 решением N 462 Думы г. Владивостока не действовали.
Вместе с тем, согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", земельный участок, расположенный но адресу: г. Владивосток, район ул. Четвертая, 20 находится в рекреационной функциональной зоне города и входит в состав второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Указанное свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> изначально предназначался для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан и при приобретении указанного земельного участка заявителю было известно о том, что разрешенное использование приобретаемого им земельного участка - для эксплуатации цехов по ремонту оборудования, а не индивидуальное жилищное строительство.
Таким образом, заявитель вправе использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Кроме того, согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Из положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), которые не содержат сведений о территориальных зонах.
Согласно ст. 1 оспариваемых Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, они являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края и Владивостокского городского округа. Уставом города Владивостока, Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Владивостока, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Таким образом, оспариваемые Правила приняты, в частичности, в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119, что соответствует действующему законодательству, согласно которому как уже было указано, земельный участок, расположенный по адресу: <...> находится в рекреационной функциональной зоне города и входит в состав второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Также, согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
На момент принятия оспариваемых Правил землепользования, земельный участок с кадастровым номером: <...> использовался для эксплуатации цехов по ремонту оборудования и на указанном земельном участке находились цеха по ремонту оборудования.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель обращался в государственные органы с просьбой изменить зону на Генеральном плане с рекреационной на жилую после утверждения вышеуказанного Генерального плана.
Вместе с тем, Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119 заявителем не оспаривается.
В ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя Карту градостроительного зонирования.
Проверив Карту на соответствие положениям частей 4, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд не установил какого-либо несоответствия ее закону.
Как следует из ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт в указанной части соответствует требованиям действующего законодательства и не может нарушать права и законные интересы заявителя, в связи с чем, его требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе Карты градостроительного зонирования, утвержденных Решением Думы N 462 от 07.04.2010 в части установления зоны рекреации Р - 2 на территории застройки но <...> в границах земельного участка с кадастровым номером <...> с момента их принятия удовлетворению не подлежат.
Также суд находит не подлежащими удовлетворению требования заявителя об обязании Администрации внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе Карту градостроительного зонирования в части включения земельного участка с кадастровым номером <...> в зону Ж-1 по вышеуказанным основаниям, а также в связи с тем, что в соответствии со ст. 13 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которой определен порядок внесения изменений в указанные Правила, проект о внесении изменений в Правила, решение о подготовке которого принимается Главой города Владивостока с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, утверждается Думой города Владивостока, что говорит о том, что на администрацию г. Владивостока указанная обязанность возложена быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление О.К.Л., заинт. лица: администрация г. Владивостока, глава г. Владивостока, Дума г. Владивостока о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в том числе Карту градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы N 462 от 07.04.2010 и возложении обязанности на администрацию г. Владивостока внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе Карту градостроительного зонирования - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)