Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-16443/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2012 г. по делу N 33-16443/12


Судья - Швед А.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Казакова Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Лабинского городского поселения К.В. на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 19 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Диденко И.А., судебная коллегия

установила:

Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Лабинского городского поселение Лабинского района в части не проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, включенные в ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городскими сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район". Не принятия в установленном порядке муниципального правового акта, определяющего уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такого контроля; не утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; не проведения работ по определению границ автомобильных дорог местного значения и установления межевых знаков. Обязать администрацию муниципального образования Лабинского городского поселение Лабинского района в срок до 01.10.2012 года провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, включенные в ст. 1 Закона
Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городскими сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район". Незамедлительно принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такого контроля. Незамедлительно утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Незамедлительно провести работы по определению границ автомобильных дорог местного значения и установлению межевых знаков.
Обжалуемым решением заявленные требования Лабинского межрайонного прокурора - удовлетворены в полном объеме.
С данным решением администрация Лабинского городского поселения не согласилась и была подана апелляционная жалоба, в которой просит суд решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 19.06.2012 года отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы, в частности, глава администрации Лабинского городского поселения К.В. указывает на то, что Лабинский межрайонный прокурор не предоставил доказательств нарушения прав и свобод неопределенного лиц, этой связи отсутствуют необходимые условия для удовлетворения заявленных требований.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы, Лабинский межрайонный прокурор С.В. Шуваев, полагает, что обжалуемое решение суда законно, обоснованно и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, выслушав пояснения прокурора Гребенюк О.Б. судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 19 июня 2012 года не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, отношении неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, данные обстоятельства дают прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят", утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Лабинский район вновь образованному Лабинскому городскому поселению, согласно приложению N 1.
Согласно материалов дела из содержания приложения N 1 следует, что Лабинскому городскому поселению Лабинского района передано имущество, в том числе: 7 автомобильных дорог, 1 дорожно-мостовое сооружение (тротуар) общего пользования в границах населенных пунктов поселения, а именно: автомобильная дорога "Лабинск - Ахметовская" с инженерными сооружениями протяженностью 1,967 км (привязка от 0 до 1,967) инв. номер 1100006; автомобильная дорога "Усть-Лабинск - Упорная" с инженерными сооружениями протяженностью 5,024 км (привязка от 128 + 548 до 133,577) инв. номер 1100007; автомобильная дорога "Подъезд к с/с Лабинский" с инженерными сооружениями протяженностью 3,96 км (привязка от 0 + 000 до 3 + 960) инв. номер 1100008; автомобильная дорога "Подъезд к мехкарьеру" с инженерными сооружениями протяженностью 5,47 км (привязка от 0 + 000 до 5 + 470) инв. номер 1100009; автомобильная дорога "Подъезд к мостовому переходу ч/з реку Лаба" с инженерными сооружениями протяженностью 1,015 км (привязка от 0 + 000 до 1 + 015) инв. номер 1100011; мост через р. Бешенка площадью 150,0 кв. м, инв. номер 20013; автомобильные дороги с инженерными сооружениями асфальтобетон - 61,0 км, гравий - 170,0 км; дорожно-мостовые сооружения (тротуары) площадь 29628,0 кв. м, инв. номер 00000154.
В соответствии со ст. 2 указанного закона право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных городского и сельских поселений, указанных в статье 1 настоящего Закона, наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Однако, согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно п. 36 которого доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
Таким образом, в нарушение вышеуказанной нормы федерального законодательства администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района в течение нескольких лет не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в реестре муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права, в Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК не предоставлялись, свидетельства о праве собственности установленного образца не получались.
При этом ссылки представителя администрации Лабинского городского поселения на то, что администрацией предпринимались меры по регистрации права собственности на переданные объекты, но было отказано, суд первой инстанции, верно признал несостоятельными, поскольку они не подтверждаются никакими документами.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в сфере дорожной деятельности, в числе прочего, отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Однако, в суде первой инстанции установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства до сегодняшнего дня орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в Лабинском городском поселении Лабинского района не определен, муниципальный правовой акт, утверждающий порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в установленном порядке не принят, муниципальный контроль в данной сфере не проводится.
Согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 11 ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 года N 369-КЗ "Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Также в силу требований ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты! Российской Федерации" органом местного самоуправления утверждаются нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Однако, в нарушение указанных требований федерального и регионального законодательства в Лабинском городском поселении Лабинского района не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного I значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.
С учетом отнесенных к ведению органов местного самоуправления вопросов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, решение по которым требует бюджетной обеспеченности, отсутствие утвержденных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения не позволяет органу местного самоуправления - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района в полной мере осуществлять регулирование использования автомобильных дорог местного значения, осуществлять полномочия собственника объекта, являющегося муниципальной собственностью, - эффективно финансировать дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, что свидетельствует о наличии пробелов в муниципальном нормотворчестве.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района, являющейся владельцем дорог местного значения, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства не определены границы автомобильных дорог местного значения и не установлены межевые знаки.
Наличие вышеназванных нарушений федерального и регионального законодательства не способствует надлежащему исполнению органом местного самоуправления - администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района полномочий и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 07.06.2001 года N 369-КЗ "Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края", Земельным кодексом РФ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что неисполнение органом местного самоуправления - администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района возложенных на нее полномочий в сфере дорожной деятельности нарушает права неограниченного круга лиц, в связи с чем суд обоснованно сделал вывод об удовлетворения требований прокурора в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, не нуждаются в дополнительной проверке.
Довод об отсутствие в бюджете денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает администрацию от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 19 июня 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

определила:

Решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Лабинского городского поселения К.В. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)