Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кротов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Грибалевой М.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Б. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельных участков,
по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 06 июня 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании права собственности на земельные участки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании постановления главы Перелюбского района N от <...> ему предоставлен в собственность земельный участок, площадью 140 га (100 га пашни и 40 га пастбищ), в границах <...>. Для оформления земельного участка и постановки на кадастровый учет необходимо было определить адресные ориентиры земельного участка. Истец обратился в администрацию Натальиноярского муниципального образования Саратовской области, которая вынесла постановление N от <...> о разделении принадлежащего истцу земельного участка на два смежных участка, площадью 100 га и 40 га, с утверждением следующих адресных ориентиров:
Образованные земельные участки не имеют смежной границы и расположены на значительном удалении друг от друга,
истец обратился в Межрайонный отдел N Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по <...> с межевым планом от для постановки земельных участков на кадастровый учет в связи с изменением объекта недвижимости.
истцом получено решение от <...> об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет. Указанное решение истец считает незаконным, нарушающим его права.
Истец просил суд:
признать пункт 1 решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области N Ф24/11-494 от 26.07.2011 года незаконным,
признать за ним право собственности на земельные участки, расположенные по адресам: <...>
<...>, а также обязать произвести кадастровый учет указанных земельных участков.
В ходе судебного разбирательства истец от заявленных требований в части признания решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по <...> от незаконным и признания права собственности на земельные участки отказался, отказ был принят судом, о чем вынесено определение.
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 06.06.2012 года требования истца о возложении на ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" обязанности провести кадастровый учет спорных земельных участков удовлетворены.
Представителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее по тексту ФГБУ "ФКП Росреестра") подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Автор жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, которое привело к принятию незаконного и необоснованного решения. Судом не принято во внимание ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока на обжалование решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области, который составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о состоявшемся решении. Истец в исковом заявлении указал на то, что о решении регистрирующего органа ему стало известно 05.09.2011 года.
Кроме того, истец в ходе разбирательства отказался от части исковых требований, признав тем самым законность вынесенного решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет. Однако суд, несмотря на отказ истца от части требований, принимает решение о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности устранить допущенное нарушение прав путем совершения определенных действий.
По утверждению автора жалобы, к объектам земельных отношений может быть отнесен только сформированный земельный участок, границы которого определены в соответствии с действующим законодательством. Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером <...>, представленным истцом, границы земельного участка являются декларированными и не соответствуют требованиям по межеванию земельных участков.
По мнению автора жалобы, при формировании земельных участков путем раздела ранее существовавшего земельного участка необходимо уточнение местоположения, границ и площади ранее существовавшего земельного участка, поскольку отсутствует сам предмет раздела, однако межевание ранее существовавшего земельного участка истцом не было проведено. Автор жалобы также указал, что границы образуемых в результате раздела земельных участков пересекаются с ранее внесенными в кадастр земельными участками, что является основанием для приостановления кадастрового учета, а при неустранении причин приостановления - для отказа в осуществлении кадастрового учета. Представитель ответчика полагает, что в настоящее время отсутствуют предусмотренные законом основания для постановки земельных участков на кадастровый учет.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 11.2 ЗК РФ (части 1 - 2) устанавливает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от <...> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1 - 2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим региональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Процедура постановки земельных участков на кадастровый учет регламентирована Федеральным законом от <...> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон) с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, наряду с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ)
В силу ст. 38 Закона (части 1 - 2, 9 - 10, 12) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
В силу п. 2 ч. 2. ст. 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником земельного участка, площадью 140 га, на основании решения администрации Перелюбского района от <...> N, участок предоставлен ему для организации крестьянского хозяйства. Наличие права собственности подтверждается государственным актом на право собственности на землю серии N (л.д. 8-11).
Согласно кадастровой выписке от земельный участок поставлен на кадастровый учет, без установления границ в соответствии с действующим законодательством, ему присвоен кадастровый номер N (л.д. 23).
Постановлением главы Натальиноярского муниципального образования от <...> N земельный участок с кадастровым номером <...> был разделен на два земельных участка:
- земельный участок, площадью 1000000 кв. метров, расположенный по адресу: <...> предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, площадью 400000 кв. метров, расположенный по адресу: <...> предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. 20).
истец обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <...>.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по <...> принято решение N Ф24/11-494 об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку межевой план подготовлен в результате раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N два земельных участка, которые не имеют смежной границы.
Кроме того, обнаружено пересечение одного из образуемых в результате раздела земельного участка с границами участков с кадастровыми номерами N и N. Истцу рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для доработки межевого плана с учетом выявленных несоответствий.
При данных обстоятельствах (формирование земельных участков без составления межевого плана ранее учтенного земельного участка, отсутствие смежной границы у образованных в результате раздела земельных участков, установление факта пересечения границ образованных участков с границами ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков) судебная коллегия полагает решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по <...> (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра") об отказе в постановке на кадастровый учет законным и обоснованным.
Межевой план земельных участков был возвращен истцу, с данным решением он согласился, поскольку отказался в суде от требований об оспаривании решения от <...>. Таким образом, до приведения документов (межевого плана) в соответствие с требованиями действующего законодательства не может быть осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет.
На момент принятия судом решения перечисленные нарушения и недостатки документов не были устранены истцом, в связи с чем вывод суда об удовлетворении исковых требований противоречит действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиями закона об их относимости и допустимости (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не применил указанные выше нормы закона, в нарушение статей 56, 148, 67 ГПК РФ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не принял во внимание приведенные доказательства, не дал им надлежащей правовой оценки, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пугачевского районного суда от отменить, принять новое решение, которым Б. в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" о возложении обязанности провести кадастровый учет земельных участков отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4599
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-4599
Судья Кротов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Грибалевой М.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Б. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельных участков,
по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 06 июня 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании права собственности на земельные участки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании постановления главы Перелюбского района N от <...> ему предоставлен в собственность земельный участок, площадью 140 га (100 га пашни и 40 га пастбищ), в границах <...>. Для оформления земельного участка и постановки на кадастровый учет необходимо было определить адресные ориентиры земельного участка. Истец обратился в администрацию Натальиноярского муниципального образования Саратовской области, которая вынесла постановление N от <...> о разделении принадлежащего истцу земельного участка на два смежных участка, площадью 100 га и 40 га, с утверждением следующих адресных ориентиров:
Образованные земельные участки не имеют смежной границы и расположены на значительном удалении друг от друга,
истец обратился в Межрайонный отдел N Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по <...> с межевым планом от для постановки земельных участков на кадастровый учет в связи с изменением объекта недвижимости.
истцом получено решение от <...> об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет. Указанное решение истец считает незаконным, нарушающим его права.
Истец просил суд:
признать пункт 1 решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области N Ф24/11-494 от 26.07.2011 года незаконным,
признать за ним право собственности на земельные участки, расположенные по адресам: <...>
<...>, а также обязать произвести кадастровый учет указанных земельных участков.
В ходе судебного разбирательства истец от заявленных требований в части признания решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по <...> от незаконным и признания права собственности на земельные участки отказался, отказ был принят судом, о чем вынесено определение.
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 06.06.2012 года требования истца о возложении на ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" обязанности провести кадастровый учет спорных земельных участков удовлетворены.
Представителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее по тексту ФГБУ "ФКП Росреестра") подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Автор жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, которое привело к принятию незаконного и необоснованного решения. Судом не принято во внимание ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока на обжалование решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области, который составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о состоявшемся решении. Истец в исковом заявлении указал на то, что о решении регистрирующего органа ему стало известно 05.09.2011 года.
Кроме того, истец в ходе разбирательства отказался от части исковых требований, признав тем самым законность вынесенного решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет. Однако суд, несмотря на отказ истца от части требований, принимает решение о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности устранить допущенное нарушение прав путем совершения определенных действий.
По утверждению автора жалобы, к объектам земельных отношений может быть отнесен только сформированный земельный участок, границы которого определены в соответствии с действующим законодательством. Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером <...>, представленным истцом, границы земельного участка являются декларированными и не соответствуют требованиям по межеванию земельных участков.
По мнению автора жалобы, при формировании земельных участков путем раздела ранее существовавшего земельного участка необходимо уточнение местоположения, границ и площади ранее существовавшего земельного участка, поскольку отсутствует сам предмет раздела, однако межевание ранее существовавшего земельного участка истцом не было проведено. Автор жалобы также указал, что границы образуемых в результате раздела земельных участков пересекаются с ранее внесенными в кадастр земельными участками, что является основанием для приостановления кадастрового учета, а при неустранении причин приостановления - для отказа в осуществлении кадастрового учета. Представитель ответчика полагает, что в настоящее время отсутствуют предусмотренные законом основания для постановки земельных участков на кадастровый учет.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 11.2 ЗК РФ (части 1 - 2) устанавливает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от <...> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1 - 2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим региональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Процедура постановки земельных участков на кадастровый учет регламентирована Федеральным законом от <...> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон) с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, наряду с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ)
В силу ст. 38 Закона (части 1 - 2, 9 - 10, 12) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
В силу п. 2 ч. 2. ст. 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником земельного участка, площадью 140 га, на основании решения администрации Перелюбского района от <...> N, участок предоставлен ему для организации крестьянского хозяйства. Наличие права собственности подтверждается государственным актом на право собственности на землю серии N (л.д. 8-11).
Согласно кадастровой выписке от земельный участок поставлен на кадастровый учет, без установления границ в соответствии с действующим законодательством, ему присвоен кадастровый номер N (л.д. 23).
Постановлением главы Натальиноярского муниципального образования от <...> N земельный участок с кадастровым номером <...> был разделен на два земельных участка:
- земельный участок, площадью 1000000 кв. метров, расположенный по адресу: <...> предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства;
- земельный участок, площадью 400000 кв. метров, расположенный по адресу: <...> предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. 20).
истец обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <...>.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по <...> принято решение N Ф24/11-494 об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку межевой план подготовлен в результате раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N два земельных участка, которые не имеют смежной границы.
Кроме того, обнаружено пересечение одного из образуемых в результате раздела земельного участка с границами участков с кадастровыми номерами N и N. Истцу рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для доработки межевого плана с учетом выявленных несоответствий.
При данных обстоятельствах (формирование земельных участков без составления межевого плана ранее учтенного земельного участка, отсутствие смежной границы у образованных в результате раздела земельных участков, установление факта пересечения границ образованных участков с границами ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков) судебная коллегия полагает решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по <...> (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра") об отказе в постановке на кадастровый учет законным и обоснованным.
Межевой план земельных участков был возвращен истцу, с данным решением он согласился, поскольку отказался в суде от требований об оспаривании решения от <...>. Таким образом, до приведения документов (межевого плана) в соответствие с требованиями действующего законодательства не может быть осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет.
На момент принятия судом решения перечисленные нарушения и недостатки документов не были устранены истцом, в связи с чем вывод суда об удовлетворении исковых требований противоречит действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиями закона об их относимости и допустимости (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не применил указанные выше нормы закона, в нарушение статей 56, 148, 67 ГПК РФ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не принял во внимание приведенные доказательства, не дал им надлежащей правовой оценки, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пугачевского районного суда от отменить, принять новое решение, которым Б. в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" о возложении обязанности провести кадастровый учет земельных участков отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)