Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бабурина И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Грибалевой М.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Ц. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании постановления незаконным, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о предоставлении земельного участка в аренду,
по апелляционной жалобе Ц. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 29 марта 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Ц., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
установила:
Ц. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 1991 года является членом <...>, ей предоставлен в пользование земельный участок N, расположенный по адресу: <...>. Прежнему владельцу ФИО7 земельный участок предоставлен предприятием Саратовский почтамт в бессрочное пользование на основании договора от <...>. На протяжении длительного периода времени (с 1991 по 2010 годы) истец добросовестно платит членские взносы и арендную плату.
С 1992 года правлением стала проводиться работа по приватизации занимаемых садоводами земельных участков. Истцу в приватизации земельного участка было отказано в связи с тем, что по краю земельного участка протекает ручей, и земельный участок признан находящимся в водоохранной зоне. Постановлением администрации г. Саратова от <...> N членам <...> предоставлены земельные участки в частную собственность, участки, находящиеся в водоохранной зоне, предоставлены на праве аренды сроком на пятнадцать лет.
Истец по окончании срока действия аренды обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" для перезаключения договора аренды.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N Ц. отказано в предоставлении в аренду земельного участка. Отказ в перезаключении договора аренды Ц. полагает незаконным, поскольку земельный участок сформирован, предоставлен правопредшественнику истца на праве постоянного (бессрочного) пользования и может быть объектом гражданских правоотношений.
Истец (с учетом принятого судом изменения исковых требований) просила суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N об отказе в предоставлении истцу земельного участка на праве аренды, обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 29.03.2012 года истцу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Ц., не согласившись с постановленным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Автор жалобы указывает на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, на неправильное толкование судом норм материального права. По мнению истца, судом при принятии решения не учтено, что земельный участок не предоставляется истцу вновь, а уже существует как объект гражданских правоотношений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 9, 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Статья 15 Федерального закона от <...> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии с частями 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
Судом первой инстанции установлено, что истец с 1991 года является членом садоводческого ей предоставлен в пользование земельный участок N, площадью 625 кв. метров. Постановлением администрации города Саратова от <...> N Ч. (Ц.) указанный земельный участок предоставлен в долгосрочную аренду сроком на пятнадцать лет на основании ее заявления (л.д. 11-12). Во исполнение постановления между администрацией г. Саратова и Ч. (Ц.) заключен договор аренды от <...> сроком на 13 лет. Земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В 2011 году истец обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" по вопросу заключения договора аренды земельного участка на 25 лет.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах - в зоне Ж-5 (зона дачных и садоводческих участков) и в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Факт расположения спорного земельного участка в двух территориальных зонах подтверждается картой градостроительного зонирования, представленной комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах с различными видами разрешенного использования не позволяет органу местного самоуправления осуществлять распоряжение данным земельным участком, поскольку виды разрешенного использования для каждой из территориальных зон не совпадают (основные и условно-разрешенные виды использования земельных участков в зависимости от отнесенности к той или иной территориальной зоне закреплены в таблице N правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов").
Заключение договора аренды земельного участка (в том виде, как он был ранее сформирован) повлечет нарушение закрепленного в законе принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить с истцом договора аренды земельного участка законным, а выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований обоснованными.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 29 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4574
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-4574
Судья Бабурина И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Грибалевой М.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Ц. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании постановления незаконным, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о предоставлении земельного участка в аренду,
по апелляционной жалобе Ц. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 29 марта 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Ц., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
установила:
Ц. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 1991 года является членом <...>, ей предоставлен в пользование земельный участок N, расположенный по адресу: <...>. Прежнему владельцу ФИО7 земельный участок предоставлен предприятием Саратовский почтамт в бессрочное пользование на основании договора от <...>. На протяжении длительного периода времени (с 1991 по 2010 годы) истец добросовестно платит членские взносы и арендную плату.
С 1992 года правлением стала проводиться работа по приватизации занимаемых садоводами земельных участков. Истцу в приватизации земельного участка было отказано в связи с тем, что по краю земельного участка протекает ручей, и земельный участок признан находящимся в водоохранной зоне. Постановлением администрации г. Саратова от <...> N членам <...> предоставлены земельные участки в частную собственность, участки, находящиеся в водоохранной зоне, предоставлены на праве аренды сроком на пятнадцать лет.
Истец по окончании срока действия аренды обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" для перезаключения договора аренды.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N Ц. отказано в предоставлении в аренду земельного участка. Отказ в перезаключении договора аренды Ц. полагает незаконным, поскольку земельный участок сформирован, предоставлен правопредшественнику истца на праве постоянного (бессрочного) пользования и может быть объектом гражданских правоотношений.
Истец (с учетом принятого судом изменения исковых требований) просила суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N об отказе в предоставлении истцу земельного участка на праве аренды, обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 29.03.2012 года истцу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Ц., не согласившись с постановленным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Автор жалобы указывает на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, на неправильное толкование судом норм материального права. По мнению истца, судом при принятии решения не учтено, что земельный участок не предоставляется истцу вновь, а уже существует как объект гражданских правоотношений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании положений ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пункт 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 7, 9, 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Статья 15 Федерального закона от <...> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии с частями 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
Судом первой инстанции установлено, что истец с 1991 года является членом садоводческого ей предоставлен в пользование земельный участок N, площадью 625 кв. метров. Постановлением администрации города Саратова от <...> N Ч. (Ц.) указанный земельный участок предоставлен в долгосрочную аренду сроком на пятнадцать лет на основании ее заявления (л.д. 11-12). Во исполнение постановления между администрацией г. Саратова и Ч. (Ц.) заключен договор аренды от <...> сроком на 13 лет. Земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В 2011 году истец обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" по вопросу заключения договора аренды земельного участка на 25 лет.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <...> N истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах - в зоне Ж-5 (зона дачных и садоводческих участков) и в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий). Факт расположения спорного земельного участка в двух территориальных зонах подтверждается картой градостроительного зонирования, представленной комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах с различными видами разрешенного использования не позволяет органу местного самоуправления осуществлять распоряжение данным земельным участком, поскольку виды разрешенного использования для каждой из территориальных зон не совпадают (основные и условно-разрешенные виды использования земельных участков в зависимости от отнесенности к той или иной территориальной зоне закреплены в таблице N правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов").
Заключение договора аренды земельного участка (в том виде, как он был ранее сформирован) повлечет нарушение закрепленного в законе принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить с истцом договора аренды земельного участка законным, а выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований обоснованными.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 29 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)