Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.06.2012 N 33-2397/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2012 г. N 33-2397/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей: Переверзиной Е.Б., Эдвардс А.А.
при секретаре: Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Сиверское городское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2012 года, которым удовлетворено заявление Л. о признании незаконным отказа Администрации Сиверского городского поселения в подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, обязании подготовить и выдать градостроительные планы.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя заинтересованного лица Администрации МО "Сиверское городское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области Д., поддержавшего доводы жалобы, представителя заявителя Л. - П., полагавшего, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Сиверского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области N от <дата> в выдаче градостроительных планов земельных участков площадью <...> и <...> с кадастровыми N и N, расположенных по адресу: <...> обязании выдать градостроительные планы на указанные земельные участки.
В обоснование требований указал, что является собственником указанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства из категории земель: земли населенных пунктов. Реализуя права собственника, принял решение о строительстве на принадлежащих ему земельных участках индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. Обратился в Администрацию Сиверского городского поселения с заявлениями по каждому из участков с просьбой выдать градостроительные планы участков. К заявлениям приложил пакет документов. <дата> им получен ответ Администрации Сиверского городского поселения за N об отказе в выдаче градостроительного плана, содержащий ссылку на невозможность подготовки градостроительного плана в связи с отсутствием базовой документации по планировке территории: проекта планировки и проекта межевания территории. Данный отказ нарушает его права собственника земельного участка, не соответствует ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Градостроительный план земельного участка может быть выдан и в виде отдельного документа. Отсутствие проектов планировки и межевания территории не предусмотрено в качестве оснований для отказа в выдаче плана.
Решением суда заявление Л. удовлетворено. Признан незаконным отказ Администрации Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в подготовке и выдаче Л. градостроительных планов земельных участков с кадастровыми N, расположенных по адресу: <...>. Администрация Сиверского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана подготовить и выдать Л. градостроительные планы земельных участков в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрация МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права: ч. 4 ст. 41, ч. 9 ст. 42, ч. 3, 6 ст. 43, ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, исходя из которых подготовка градостроительного плана земельного участка, подлежащего застройке, осуществляется только в составе проекта межевания территории. В пользу данной позиции также, по мнению подателя жалобы, указывает, что земельный участок Л. имеет вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", находится в границах населенного пункта, в силу ст. 83 ЗК РФ предназначен для застройки и развития соответствующего населенного пункта, в настоящее время свободен от строений. При этом проект межевания должен быть разработан на основе проекта планировки территории. Также заявителем при подаче заявления о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана не представлен ряд документов, предусмотренных пунктами 2.1.6.1, 2.1.6.6, 2.1.6.8, 2.1.6.9. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков администрацией МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области", что согласно п. 2.3.2 Регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Судом при вынесении решения не учтены нормы ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.1.6 и 2.3 административного регламента.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся доказательства, проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК Российской Федерации К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Л. на праве собственности принадлежат земельные участки площадью <...> и <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровыми N и N, соответственно, расположенные по адресу: <...> (л.д. 11 - 22, 24, 25).
08 ноября 2011 года Л. обратился в Администрацию МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" с заявлениями о подготовке градостроительных планов указанных земельных участков и выдаче разрешения на строительство. К заявлениям приложил: копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельный участок; свидетельства о прекращении права собственности на объекты недвижимости, схемы планировочной организации земельного участка; копии кадастровых паспортов земельного участка; выписки из ЕГРП об установлении сервитута, справки БТИ о сносе объекта недвижимости.
Письмом от 12 декабря 2011 года Администрация МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" информировала Л. о невозможности подготовить градостроительные планы земельных участков и выдать разрешение на строительство, поскольку отсутствуют проекты планировки и межевания территории, а также в связи с непредоставлением им полного пакета документов, предусмотренных административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков.
Удовлетворяя требования Л., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межеванию территории, но и в виде отдельного документа. Отсутствие проектов планировки и межевания территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с позицией суда о том, что для оформления градостроительного плана земельного участка не требуется предоставлять документы, указанные в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, поскольку законом предоставление указанных документов не предусмотрено.
В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ст. 56 названного Кодекса градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. В ст. 46 Градостроительного кодекса РФ не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка.
Вместе с тем, согласно частям 3 и 4 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ N от <дата>.
Разделы 2 и 3 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии.
Исходя из изложенного, для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в межевом плане данного земельного участка и материалах его топографической съемки.
Во исполнение положений ст. 44 Градостроительного кодекса РФ Постановлением Администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района <...>" N от <дата> утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков (далее - Административный регламент).
Пунктами 2.1.6.1 - 2.1.6.9 Административного регламента предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана. В соответствии с п. 2.3.2 Административного регламента нарушение требований, предъявляемых к комплектности материалов, необходимых для выполнения муниципальной услуги, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Постановление Администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района <...>" N от <дата> вступило в силу <дата> после его опубликования в газете "Гатчинская правда".
На момент обращения заявителя <дата> в Администрацию МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района <...>" с заявлением о подготовке градостроительных планов земельных участков и выдаче разрешения на строительство вышеуказанное Постановление еще не вступило в силу. Вместе с тем, на момент рассмотрения заявления Л. и предоставления ему заинтересованным лицом ответа по существу его обращения оно уже вступило в силу и подлежало применению. Получив ответ Администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" об отсутствии возможности подготовить градостроительный план земельного участка со ссылкой на необходимость предоставления документов, предусмотренных административным регламентом, заявитель не был лишен возможности устранить допущенные им нарушения и представить дополнительные документы, но не сделал этого.
Одним из оснований для отказа в подготовке и выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка послужило непредоставление им в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.1.6.1 - 2.1.6.9 Административного регламента, а именно: документа, подтверждающего его личность; копии межевого плана земельного участка; материалов топографической съемки на территорию земельного участка; копии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, выданных организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами и никем из участников процесса не оспаривается.
Исходя из изложенного выше анализа нормативных правовых актов, требования заинтересованного лица о предоставлении дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана земельного участка (кроме требования о предоставлении копии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, которые предоставляются в случае их наличия), основаны на положениях Градостроительного кодекса РФ и принятого в исполнение его положений Административного регламента.
Л. документы, необходимые для подготовки и выдачи ему градостроительных планов земельных участков, в полном объеме не представлены.
При таких обстоятельствах, права заявителя действиями Администрации МО "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" не нарушены, оснований для удовлетворения его требований не имеется и решение суда первой инстанции, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене.
Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании представленных доказательств, сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2012 года отменить с вынесением по делу нового решения.
В удовлетворении заявления Л. о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" в подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков и обязании подготовить и выдать градостроительные планы земельных участков - отказать.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)